Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 11:54, реферат
Конъюнктура определяет конкурентоспособность товаров и услуг предприятий.
Конъюнктура рынка — это:
определенное соотношение между спросом и предложением как по отдельным товарам и их группам, так и по товарной и денежной массе в целом;
конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке в данный момент времени или какой-то период времени и отражающая текущее соотношение спроса и предложения;
совокупность условий, определяющих рыночную ситуацию;
результат взаимодействия различных факторов (экономических, соци&тьных, природных), определяющих в каждый данный момент времени положение фирмы на рынке;
Конъюнктура определяет конкурентоспособность товаров и услуг предприятий.
Конъюнктура рынка — это:
определенное соотношение между спросом и предложением как по отдельным товарам и их группам, так и по товарной и денежной массе в целом;
конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке в данный момент времени или какой-то период времени и отражающая текущее соотношение спроса и предложения;
совокупность условий, определяющих рыночную ситуацию;
результат взаимодействия различных факторов (экономических, соци&тьных, природных), определяющих в каждый данный момент времени положение фирмы на рынке;
состояние экономики на данный
момент времени, определяемое изменениями
различных экономических
Конъюнктуру отдельно взятого рынка следует рассматривать с учетом взаимодействия и взаимного влияния с другими рынками. Каждый рынок тесно связан с общеэкономической ситуацией в стране и регионе. Поэтому анализ конкретного рынка следует базировать на оценке общеэкономической ситуации в целом.
Исследование конъюнктуры рынка предполагает анализ:
рыночных показателей — емкости рынка, уровня насыщения рынка;
рыночных долей предприятий;
показателей спроса на товары;
показателей материального производства, показывающих предложение товаров на рынках;
цен.
Статистика конъюнктуры рынка
Яндекс.ДиректВсе объявления
кофта Каталог 2013. Заказать. Интернет-магазин модных Брендов. Бесплатная доставка. Примерка до оплаты.
corana.ru
Безлимитный хостинг SmartApe
Виртуальный хостинг без ограничений от 99 руб./мес!
smartape.ru
Конъюнктура рынка — это совокупность условий (черт), определяющих рыночную ситуацию в определенный момент времен.
Благоприятная (высокая) конъюнктура
— характеризуется
Неблагоприятная (низкая) конъюнктура — характеризуется признаками дисбаланса рынка, отсутствием или снижением спроса, резкими колебаниями цен, кризисов сбыта, дефицитом товаров.
Существуют следующие характеристики рынка: оживленный рынок, развивающийся рынок, стабильный рынок, стагнирующий рынок, регрессирующий рынок и т.д. Четкой границы между этими определениями не существует, но, тем не менее, каждому состоянию присущи свои конкретные количественные характеристики конъюнктурных индикаторов.
Таким образом, специалисты и эксперты при оценке конъюнктуры рынка опираются на так называемые конъюнктурные индикаторы: цены, товарные запасы, показатели деловой активности, которые могут быть как абсолютными, так и относительными величинами. Причем нельзя судить о рынке только по какому-либо одному показателю. Их надо учитывать в комплексе. Например, рост числа сделок без увеличения объема продаж не свидетельствует об оживлении рынка, а указывает лишь на вовлечение в рыночный процесс малых фирм. Точно так же дефицит товаров (высокий спрос) или рост товарных запасов, пусть даже сопровождающий рост объема производства, не являются положительной характеристикой рыночной экономики, а говорят о надвигающемся кризисе сбыта и инфляции.
К показателям конъюнктуры рынка относятся:
соотношение спроса и предложения на товары (услуги);
тенденции развития рынка;
уровень устойчивости или колеблемости рынка;
масштаб рыночных операций и степень деловой активности;
уровень коммерческого риска;
сила и размах конкурентной борьбы;
нахождение рынка в определенной фазе экономического или сезонного цикла.
Поскольку все эти характеристики рынка поддаются количественной оценке, это делает их предметом изучения статистики.
Предмет статистики конъюнктуры рынка — это массовые процессы и явления, определяющие конкретную рыночную ситуацию, поддающиеся количественной и качественной оценке.
Субъектами изучения конъюнктуры рынка могут быть коммерческие рыночные структуры (их маркетинговые подразделения), государственные органы (в том числе статистические), общественные организации, научные учреждения.
Задачи статистики конъюнктуры рынка:
Сбор и обработка
Характеристика масштаба рынка.
Оценка и анализ основных пропорций рынка.
Выявление тенденции развития рынка.
Анализ колеблемости, сезонности и цикличности развития рынка.
Оценка региональных различий рынка.
Оценка деловой активности.
Оценка коммерческого риска.
Оценка степени монополизации
рынка и интенсивности
Показатели конъюнктуры рынка
Для реализации задач конъюнктуры
рынка разработана
1. Показатели предложения товаров и услуг:
объема, структуры и динамики предложения (производства);
потенциала предложения (производственного и сырьевого);
эластичности предложения.
2. Показатели покупательского спроса на товары и услуги:
объема, динамики и степени удовлетворения спроса;
потребительского потенциала и емкости рынка;
эластичности спроса.
3. Показатели пропорциональности рынка:
соотношения спроса и предложения;
соотношения рынков средств производства и рынков потребительских товаров;
структуры товарооборота;
распределения рынка между производителями, оптовыми и розничными продавцами;
распределения рынка продавцов по формам собственности;
структуры покупателей по
различным потребительским
региональной структуры рынка.
4. Показатели перспектив развития рынка:
темпов роста и прироста объемов продаж, цен, товарных запасов, инвестиций, прибыли;
параметры трендов объемов продаж, цен, товарных запасов, инвестиций, прибыли.
5. Показатели колеблемости,
устойчивости и цикличности
коэффициенты вариации объемов продаж, цен и товарных запасов во времени и пространстве;
параметры моделей сезонности и цикличности развития рынка.
6. Показатели региональных различий состояния и развития рынка:
региональной вариации соотношения спроса и предложения и других пропорций рынка;
региональной вариации уровня спроса (в расчете на душу населения) и других основных параметров рынка.
7. Показатели деловой активности:
состава, заполненности и динамики портфеля заказов;
числа, размера, частоты и динамики сделок;
загруженности производственных и торговых мощностей.
8. Показатели коммерческого (рыночного)риска:
инвестиционного риска;
риска принятия маркетинговых решений;
риска рыночных колебаний.
9. Показатели уровня
численности фирм на рынке каждого товара, их распределение по формам собственности, организационным формам и специализации;
распределения фирм по размеру объема производства, сбыта и продаж;
уровня приватизации (число приватизированных предприятий, их организационные формы и доля в общем объеме рынка);
раздела рынка (группировка фирм по их размеру (малые, средние и крупные) и по их доле в объеме сбыта и продаж).
Емкость рынка
Пропорциональность — это оптимальное соотношение между различными элементами рынка, обеспечивающее его нормальное поступательное развитие.
При анализе пропорций рынка статистика использует следующие инструменты: балансовый метод, относительные величины структуры и координации, компаративные (сравнительные) индексы, коэффициенты эластичности, бета-коэффициенты многофакторных моделей, графический метод.
Важнейшим показателем пропорциональности рынка товаров и услуг следует считать соотношение спроса и предложения, предопределяющее развитие остальных категорий рынка и его социальную и экономическую эффективность. Пропорции спроса и предложения определяются как в целом по рынку товаров и услуг, так и в региональном разрезе, по отдельным товарам и услугам, по различным группам потребителей. Одним из способов измерения данной пропорции по всей совокупности товаров и услуг служит баланс спроса и предложения, в котором покупательские фонды (спрос) сопоставляются с товарными ресурсами и потенциалом услуг (предложение). Выявленное таким образом сальдо служит характеристикой диспропорции рынка и отражает либо наличие дефицита, либо кризис сбыта. Схема расчета представлена в таблице:
Покупательные фонды
Товарные ресурсы
Денежные доходы населения из всех источников за вычетом обязательных платежей и части прироста сбережений, не связанных с покупкой товаров и услуг
Денежные средства (сбережения), не израсходованные в связи с отложенным и неудовлетворенным спросом
ИТОГО
Средние товарные запасы за год
Реализовано товаров за год Оказано услуг за год
ИТОГО
САЛЬДО ( + , — )
Можно сравнивать объемы и темпы роста производства (по отдельным товарам и в целом по отрасли) с соответствующими показателями продаж, объемы и темпы роста розничного товарооборота с объемом и темпами роста денежных доходов населения.
Пропорциональная зависимость спроса и предложения от факторов, определяющих их значения, может быть выражена коэффициентом эластичности, который покажет процентное изменение спроса или предложения при увеличении факторного показателя на один процент.
Следующей важной пропорцией
рынка нужно считать
Другая важная пропорция — это соотношение продажи продуктов и услуг между собой, а также между отдельными видами продуктов или услуг внутри каждой группы товаров и т.д.
Усиление фактора рыночной новизны продукта определяет возрастающую роль рыночных исследований, значение маркетинговых подразделений. Изучение рынка применительно к задачам создания новых продуктов проводится не только подразделениями маркетинга промышленных фирм, но и специализированными исследовательскими компаниями, рекламными агентствами, университетами, правительственными ведомствами.
Указанную информацию поставщикам и потребителям промышленной и сельскохозяйственной продукции в США предоставляют разные компании. Эти компании предоставляют фирмам-заказчикам исследования рынков индивидуально для каждой фирмы в соответствии с ее положением и в строго конфиденциальном порядке, чтобы рекомендации данного исследования не стали достоянием конкурентов. Стоимость исследований весьма значительна — от 2—3 тыс. долл. до нескольких десятков тысяч долларов. Исследование конъюнктуры как системы знаний— одна из прикладных отраслей экономической науки. Методологической основой исследования конъюнктуры является теория воспроизводства. Конъюнктура характеризуется состоянием производства и сбыта за определенный период времени или положением на рынке на данный момент.
Слово конъюнктура — от
латинского «conjungi» — означает соединение,
совокупность условий, ситуацию. Оно
вошло во многие современные языки,
в их экономическую и коммерческую
лексику. Оно употребляется в
таких сочетаниях, как общехозяйственная
конъюнктура, конъюнктура рынка. В
английском языке слово «конъюнктура»
не привилось. Вместо него используются
такие термины, как текущая ситуация
в экономике или в области
предпринимательской
Конъюнктура хозяйства представляет
собой конкретное состояние процесса
общественного воспроизводства
в определенных временных, географических
и иных рамках, складывающееся под
воздействием совокупности конъюнктуро-образующих
факторов. Хозяйственная конъюнктура
включает следующие области, обладающие
количественными и
- производственный потенциал
и его элементы, включает производственные
ресурсы и максимальный выпуск
продукции, отраслевую и
— рынок, его емкость и структуру, т. е. характеристики реализуемой продукции, а также факторы, формирующие рынок, включая численность населения, уровень экономического развития, распределение доходов среди слоев населения, разделение труда в обществе, соотношение цен на конкурирующие товары, накопленный фонд товаров у населения, состояние производственных фондов, воздействие циклических и краткосрочных сил на состояние спроса;
— организационная структура
хозяйства, включая фирменную структуру,
состояние концентрации, комбинирования
и специализации производства и
сбыта, государственно-
— соотношение спроса и предложения на рынке, включая степень использования производственных ресурсов, уровень товарных запасов и размер портфеля заказов;
— коммерческие условия реализации продукции.
Конъюнктура исследуется
на разных уровнях. В экономической
литературе различают: а) общехозяйственную
конъюнктуру, т. е. положение в мировом
хозяйстве или хозяйстве
Понятие «конъюнктура рынка отдельного товара» применяется для характеристики экономических аспектов состояния, тенденций и перспектив развития той или иной отрасли или подотрасли. Изучение включает экономический анализ таких видов деятельности, и процессов, как научные исследования и разработки; внутреннее и зарубежное патентование; капиталовложения; производство и сбыт продукции на внутренних и внешних рынках; деятельность ведущих промышленных фирм; специализация и кооперирование в области производства и сбыта; продажа и покупка лицензий; ценообразование; перспективы развития отрасли.
Исследование конъюнктуры
отраслевого товарного рынка
должно основываться на знании общехозяйственной
конъюнктуры. Изучение конъюнктуры
строится на систематизации, обработке
и анализе экономических