Конъюнктура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 11:54, реферат

Описание работы

Конъюнктура определяет конкурентоспособность товаров и услуг предприятий.
Конъюнктура рынка — это:
определенное соотношение между спросом и предложением как по отдельным товарам и их группам, так и по товарной и денежной массе в целом;
конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке в данный момент времени или какой-то период времени и отражающая текущее соотношение спроса и предложения;
совокупность условий, определяющих рыночную ситуацию;
результат взаимодействия различных факторов (экономических, соци&тьных, природных), определяющих в каждый данный момент времени положение фирмы на рынке;

Файлы: 1 файл

Конъюнктура определяет конкурентоспособность товаров и услуг предприятий.docx

— 34.86 Кб (Скачать файл)

В каждый данный момент конъюнктура  любого товарного рынка, как и  капиталистического хозяйства в  целом, определяется развитием экономики. Конъюнктура формируется и развивается  под влиянием многих факторов (экономических, политических, научно-технических, социальных и др.). Все конъюнктурообразующие  факторы можно классифицировать на постоянные и временные, циклические  и нециклические, стимулирующие  развитие рынка или же сдерживающие его. По периодичности воздействия  их принято подразделять на постоянные и временные. Постоянно действующие  факторы в свою очередь делятся  на циклические и нециклические. Они влияют на конъюнктуру в тесном взаимодействии, причем одновременно, дополняя, усиливая или же, наоборот, ослабляя друг друга.

Факторы, определяющие развитие конъюнктуры, меняют свою значимость. Так, в последние годы в связи  с вовлечением в международное  разделение труда стран с низкой стоимостью рабочей силы разница  в издержках производства существенно  влияет на изменение номенклатуры производства и сбыта. Остановимся на небольшом  примере.

Винтик. Казалось бы, чего проще. Однако он сыграл определяющую роль в  стратегическом вопросе. Фирма ИБМ  приобретала печатающие устройства для своих персональных компьютеров  в Японии. Она хотела перенести  их изготовление в США, чтобы сократить  импорт и снизить транспортные издержки. Но печатающие устройства имели слишком  много частей, в том числе и  винтиков, поэтому их изготовление в США представлялось малоприбыльным. Тогда инженеры фирмы ИБМ переделали конструкцию принтеров, число деталей  было сокращено более чем вдвое, а винтики полностью устранены. Это позволило снизить издержки производства. С 1985 г. фирма ИБМ отгрузила  более миллиона принтеров со своих  заводов в Соединенные Штаты.

Циклический характер развития  экономики - первопричина особенностей конъюнктурных колебаний. Конъюнктура  рынка машин и оборудования следует  за движением данного конкретного цикла. Конъюнктура, как правило, более динамичное явление, чем фазы цикла: временами она весьма резко отклоняется от направления движения последних. Такого рода колебания и составляют основу динамики конъюнктуры любого товарного рынка в ходе соответствующей фазы цикла. Эти колебания обусловлены главным образом действием нециклических постоянных и временных факторов, а также случайных явлений.

Механизм воздействия  циклических факторов на воспроизводство  и формирование цикла не претерпел  принципиальных изменений: материальную базу цикла составляет процесс обновления основного капитала. Динамика капиталовложении и спроса населения на товары в  странах продолжает носить циклический  характер. Для движения основного  капитала характерны резкое сокращение объема заказов на машины и оборудование в период кризиса, застой в их поступлении  во время депрессии, ускоренный рост при оживлении экономики и  значительный рост в периоде ее подъема. Аналогичная цикличность в динамике спроса наблюдается и на рынке  потребительских товаров.

Постоянно действующими нециклическими факторами являются государственно-монополистическое  регулирование экономики, милитаризация  экономики и гонка вооружений, научно-технический прогресс, концентрация производства и капитала, инфляция, сезонность в производстве и потреблении  товаров. Помимо указанных имеется  группа факторов, воздействие которых  на конъюнктуру рынка проявляется  эпизодически: социальные конфликты (забастовки, бойкоты и пр.), стихийные бедствия (засухи, наводнения, ураганы и т. п.), международные и внутренние политические кризисы, чрезвычайная обстановка и  др.

В силу очевидных причин не представляется возможным дать хотя бы краткую характеристику перечисленных  факторов. Отметим лишь, что их значимость в формировании конъюнктуры рынка  машин и оборудования весьма различна. В зависимости от конкретных особенностей того или иного рынка количество конъюнктурообразующих факторов и  сила их воздействия меняются в значительных пределах. Более того, один и тот  же фактор в те или иные отрезки  времени и в различных условиях влияет неодинаково как в целом  на указанный рынок, так и на его  отдельные секторы. Нередко существенное воздействие временных или случайных  факторов на формирование конъюнктуры  рынка осложняет ее анализ и вносит определенный элемент условности в  прогноз, поскольку такие факторы  практически не поддаются научному прогнозированию относительно времени, места их возникновения, силы, длительности их воздействия.

Основная сложность в  изучении конъюнктуры (особенно при  разработке прогнозов) заключается  не в том, чтобы определить круг факторов и элементов ее формирования. Этот вопрос достаточно разработан в экономической  литературе. Важнейшая задача любого исследования конъюнктуры, от успеха решения  которой зависит не только глубина  охвата и обстоятельность анализа, но и точность и правильность прогноза, состоит в установлении значимости, силы воздействия отдельных факторов на формирование конъюнктуры, в выявлении  ведущих, определяющих конъюнктуру  факторов в каждый отдельный момент и на ближайшую перспективу. Успешное решение этой задачи может быть достигнуто лишь в том случае, если исследование конъюнктуры будет вестись с  должным учетом всех новых явлений  и процессов, возникающих в первую очередь в сфере производства и обращения.

Средства конкурентной борьбы разрабатываются компаниями в соответствии с планом, в основе которого лежат  «всеохватывающие исследования» на трех структурных уровнях:

— макроэкономическом —  анализ общеэкономических отношений, влияющих на экспорт (размер национального  дохода, уровень частного потребления, валютный курс и т. д.);

— микроэкономическом —  технико-экономические предпосылки  деятельности отдельного предприятия  на мировом рынке;

— субмикроэкономическом  — взаимосвязь структурно-функционального  управления компании и результатов  экспорта.

Непрерывность исследования рынка необходима для выработки  экспортной стратегии, определяющей специфику  множества решений тактического характера: реклама (непосредственное воздействие на потенциального потребителя), продвижение сбыта (влияние на торгового  посредника) и формирование общественного  мнения о компании.

Как подготовить обзор  конъюнктуры?

Главная цель составления  обзора развития конъюнктуры рынка  заключается в разработке правильного, достоверного прогноза на ближайший  период. Весь порядок работы над  обзором подчинен достижению этой цели. Типовой обзор конъюнктуры мирового рынка определенного товара обычно состоит из следующих частей.

Введение

Дается сжатая комплексная  характеристика конъюнктуры рынка  за соответствующий период (обычно за год либо полугодие), отмечаются наиболее характерные особенности  ее развития.

Производство

Приводятся результаты анализа  динамики производства в целом и  в распределении по основным странам-производителям, показываются главные причины изменения  объема выпуска (ввод новых производственных мощностей, повышение уровня автоматизации  производства, активизация или снижение спроса и т. д.). Специально рассматривается  воздействие на отрасль и на рынок  научно-технического прогресса. Приводятся данные о появлении в производстве новых товаров и совершенствовании  существующих. Дается анализ динамики загрузки производственных мощностей, наличия их резерва; показывается движение портфеля заказов, поступление новых (от внутренних и иностранных покупателей). Раскрывается процесс роста концентрации производства. Рассматривается динамика издержек производства. Анализируются  численность занятых в отрасли  и безработных, воздействие забастовок на объем выпуска продукции и  конъюнктуру. Рассматриваются планы  ведущих компаний и государства  в отношении производства (увеличение производственных мощностей, совершенствование  технологии и т. п.).

Спрос и потреблений товара

Проводится анализ динамики и причин изменения мирового потребления  и спроса в целом, в распределении  по основным странам-потребителям и  главным отраслям (категориям покупателей), как традиционным, так и новым. Отражаются фирменная структура  потребления, изменения в конкурентоспособности  товара по качеству, техническим показателям  и другим характеристикам. Особое внимание уделяется появлению новых товаров, интенсивности их внедрения на рынке. Анализируется воздействие научно-технического прогресса на уровень и динамику потребления товара, выясняются изменения  в формах и методах сбыта.

Особо рассматриваются планы  и программы компаний и правительственных  организаций относительно расширения (сокращения) потребления данного  товара, изменения требований к характеристикам  товара, связанных с научно-техническим  прогрессом в потребляющих отраслях. Изучается движение запасов готовой  продукции у производителей и  в товаропроводящей сети, освещается политика производителей и потребителей в данной области.

Международная торговля

В этом разделе проводится краткий анализ развития мировой  торговли товаром, дается характеристика мирового экспорта в целом и по основным странам-поставщикам. Показываются изменения их положения как

экспортеров, устанавливаются  причины сдвигов. Дается значение новых  форм и методов торговли, экспорта капитала, международного обмена лицензиями, «ноу-хау». Проводится анализ политики ведущих компаний, капиталистического государства в области экспорта: изучается таможенная, валютная, кредитная  политика соответствующих стран. Исследуется  воздействие различных международных  соглашений компаний на экспорт данного  товара, на характер конкуренции. Отдельно рассматривается мировой импорт данного товара в целом и в  распределении по основным странам-импортерам, а также изменение удельного  веса ведущих стран-импортеров. Анализируется  влияние главных факторов на динамику ввоза в основные страны. Освещаются программы монополий и государств по развитию импорта.

Цены

Рассматривается динамика оптовых  и экспортных цен (на основе их индексов) ведущих стран — производителей, потребителей и экспортеров данного  вида товара. Изучаются основные причины  изменения цен, связанные с появлением новой технологии производства, ростом (снижением) цен на сырье и полуфабрикаты, повышением производительности труда, условиями потребления товара, воздействием инфляции, изменением курсов валют, форм и методов торговли и т. п. Особенно отмечается соотношение спроса и  предложения на товар. Освещается политика компаний в области цен, политика государства по их регулированию. По возможности дается сопоставление  уровня цен в основных странах  — производителях и импортерах данного  вида оборудования.

Для современного капитализма  характерны постоянные изменения курсов национальных валют, которые складываются под воздействием спроса и предложения  на валютных рынках. Спрос на национальную валюту определяется многими факторами: состоянием торгового и платежного баланса страны, движением капитала между странами и т. д. На соотношение  курсов валют воздействует политика государства, прибегающего к установлению учетных ставок и другим мероприятиям по поддержанию курсов валют. «Плавание»  валют приводит к «плаванию» внешнеторговых цен, вызывая их постоянные изменения. Понижение курса валюты страны дает возможность ее экспортерам получать дополнительную, так называемую валютную прибыль.

Снижение курса валюты ведет к росту импортных цен  в стране, стимулирует инфляцию и  впоследствии повышает издержки производства. Снижение курса национальной валюты по-разному сказывается на общем  уровне цен. Так, понижение курса  национальной валюты на 1 % ведет к  повышению внутренних цен в Японии на 0,8%, в Германии— на 0,6, в США—на 0,5, в Италии, Бельгии и Швейцарии  — на 1%. Ревальвация валюты вызывает обратные явления. Экспортные цены страны, выраженные в валютах других государств, возрастают, а импортные, выраженные для данной страны, курс валюты которой повышается, ухудшаются. Однако повышение курса национальной валюты способствует удешевлению импорта, а также тормозит развитие инфляционных процессов.

Трудности при изучении процесса ценообразования на мировых товарных рынках заключаются в том, что  в условиях постоянных колебаний  цен нелегко бывает получить сведения об их реальном уровне. В  торговле используется целая система надбавок и скидок, которые продавцы применяют, исходя из состояния конъюнктуры рынков и условий каждой конкретной сделки.

Широко распространены количественные скидки. Их размер меняется в зависимости  от величины заказа, от скидки на уторговывание. В  торговле практически ни одна сделка не заключается по ценам, которые  первоначально называет продавец. Величина скидки на уторговывание, достигаемая  в процессе переговоров, определяется многими факторами: состоянием конъюнктуры, загрузкой производственных мощностей  поставщика и даже традициями торговли.

Сложности при определении  цен вызваны также наличием на рынках различных сортов аналогичных  товаров, особенностями качества, комплектации и т. п. Если на рынках сырьевых товаров  учет различий в качестве осуществляется сравнительно просто за счет специальных  доплат и скидок, то на рынках готовых  изделий, особенно машин и оборудования, проблема сопоставления цен аналогичных  по назначению товаров решается значительно  сложнее. При анализе динамики цен  и определении их уровня обычно используется ряд ценовых показателей: контрактные  цены, биржевые котировки, справочные цены, прейскуранты и ценники, индексы  цен и т. д.

Контрактные цены отражают действительный уровень цен на товар определенного  качества при соответствующих условиях поставки и платежа. Однако получить сведения о контрактных ценах  не просто, так как они обычно составляют коммерческую тайну. Иногда данные о заключенных контрактах, в том числе и во внешней  торговле, публикуются в прессе, специальных журналах, но, как правило, без указания многих существенных деталей  сделки (например, качественных показателей  и т. п.).

Биржевые котировки —  цены товаров, торговля которыми осуществляется на товарных биржах (натуральный каучук, сахар-сырец, хлопок, некоторые цветные  металлы и ряд других). Биржевые котировки — цены реальных контрактов, осуществляемых на унифицированных  условиях в отношении качества, объема и срока поставки, валюты платежа  и т. д. Цены биржевых товаров чутко  реагируют на изменения конъюнктуры  подвержены влиянию спекуляции и  других случайны факторов.

Информация о работе Конъюнктура рынка