Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 00:33, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение теоретических и практических вопросов конкуренции в международном маркетинге
Задачи:
определить понятие и методы конкуренции;
проанализировать маркетинговые модели описания конкурентных рынков;
провести обзор основных иностранных брендов;
проанализировать рынок бытовой техники на примере рынка холодильников;
провести конкурентный анализ деятельности компании «Bosch».
ВВЕДЕНИЕ
3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНЦИИ В
МЕЖДУНАРОДНОМ МАРКЕТИНГЕ
5
1.1 Понятие и методы конкуренции в международном маркетинге
5
1.2 Маркетинговые модели описания конкурентных рынков
в международном маркетинге
9
1.3 Иностранные компании на российском рынке бытовой техники
14
1.4 Обзор рынка холодильников
20
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ ТОРГОВОЙ МАРКИ BOSCH
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
32
Концерн Electrolux является транснациональной корпорацией. Уникальность маркетинговых возможностей концерна обусловлена тем, что помимо основной марки Electrolux, концерн является владельцем более 40 торговых марок бытовой и профессиональной техники, среди которых такие известные как AEG, Zanussi, Rosenlew, Husqvarna, Zanker, Frigidaire, White Westinghouse и другие.
На сегодняшний день в России существует 3 основных направления деятельности концерна: отделение бытовой техники, отделение профессионального оборудования и отделение техники для лесных работ и работ в саду. Отделение бытовой техники занимается продажами и маркетингом бытовых стиральных и посудомоечных машин, холодильников и морозильников, кухонных плит и вытяжных вентиляторов, микроволновых печей, пылесосов, воздухоочистителей.
Bosch
Bosch в России - это региональные представительства группы Bosch в Российской Федерации - крупнейшего в мире частного промышленного концерна, в котором занято около 225.000 сотрудников и ежегодный оборот которого составляет свыше 25 миллиардов евро.
Bosch представляет в России широкую гамму высококачественных продуктов: от автомобильных запчастей, диагностического оборудования и электроинструментов до бытовой техники, систем безопасности и промышленного оборудования. В классе потребительских товаров и техники инженерных коммуникаций Bosch представлен следующими направлениями: электроинструменты и оснастка, термотехника, стиральные и посудомоечные машины, духовые шкафы, холодильники и морозильники, сушильные машины и кухонные комбайны.
Samsung
Корпорация Samsung Electronics впервые вышла на российский рынок 12 лет назад. За этот период ее продукция завоевала широкое признание у российских потребителей. Об успехе компании свидетельствуют заслуженная известность и огромная популярность бытовой техники марки Samsung, благодаря которым компания вошла в тройку лидеров российского рынка электроники.
Телевизоры Samsung Electronics три раза подряд становились победителями ежегодного конкурса «Народная марка». Цветные телевизоры Samsung с плоским экраном занимают лидирующие позиции на российском рынке, и к началу 2003 года в этой категории товаров компания значительно опередила своих конкурентов, заняв 30% рынка. Согласно последним данным, опубликованным аналитической компанией IDC, лидером продаж являются и DVD-плееры Samsung Electronics (20% рынка), а по мобильным телефонам компания занимает третье место (14,7% рынка).
Продукция Samsung Electronics и успешная маркетинговая деятельность компании на российском рынке получили высокую оценку не только потребителей, но и специалистов, присудивших ей почетное звание «Бренд 2002 года» (Effie-2002). Компания также удостоилась золотой награды в категории высокотехнологичных товаров и услуг.
ASKO
Миллионы людей во всем мире - в Японии и Норвегии, в Австралии и США, в России и Корее - пользуются бытовой техникой, изготовленной компанией ASKO.
ASKO Appliances - это скандинавская компания с типично скандинавским подходом к качеству своей продукции, уже более пятидесяти лет производящая бытовую технику: различные виды стиральных машин, кухонных плит, встраиваемые духовки и варочные поверхности, сушильные барабаны и посудомоечные машины, кухонные вытяжки и холодильники.
ARDO
Техника ARDO появилась в России сравнительно недавно и сразу завоевала успех на российском рынке. Покупатели заметили итальянские стиральные машины, холодильники, посудомоечные машины и плиты и по достоинству оценили их высокое качество.
Еще одним подтверждением серьезного
отношения к российскому
По оценке «Экспресс-Обзор», 64% российского производства холодильников - холодильники иностранных марок. Среди стиральных машин этот показатель еще выше - 91% стиральных машин выпускаются под иностранными брендами. Это один из трендов последних лет: в России появляется все больше заводов, открытых иностранными лидерами или производящих технику по контракту для иностранцев. Среди них компании, выпускающие технику под такими известными брендами как: Вeko, Bosch-Siemens, Candy, Electrolux, Gorenje, Hansa, Indezit, LG, Samsung.[1]
1.4 Обзор рынка холодильников
Рыночный ассортимент бытовых холодильных приборов включает модели разных потребительских и экономических классов, отвечающие разнообразным требованиям покупателей. На рынке представлены холодильники от простых до самых сложных и очень дорогих моделей. Сегодняшние холодильники значительно отличаются от моделей, которые продавались 20 или даже 10 лет назад. Практически потеряла актуальность классификация холодильников «по количеству звездочек». Почти все современные холодильники обеспечивают в морозильной камере температуру минус 18°С, а многие и более низкую. Совершенно другим стал внутренний и внешний дизайн.
Доли рынка на европейском рынке холодильников выглядит как показано на рисунке (1) [17].
Емкость рынка Германии составляет 3 миллиона холодильников и морозильников.
Рис. 1 Доли производителей на европейском рынке холодильников
Доли рынка распределяются следующим образом: Bosch-Siemens - 53%,
Liebherr - 23%, Whirlpool - 7%, остальные - 17%
Немецкий покупатель отдает предпочтение дорогим марочным товарам: Miele, Liebher, AEG, Bosch-Siemens. Вся остальная бытовая техника является немарочной. Тем не менее, конкуренция и желание любого производителя присутствовать на самом емком рынке Европы приводит к тому, что разрыв в цене между марочными и немарочными товарами резко сократился.
В Швеции емкость рынка на холодильники приблизительно равна 200 тысяч холодильников. Доли рынка распределены так: Electrolux - 70%, Bosch-Siemens - 11%, остальные - 19%
Мировые производители холодильников также представлены на российском рынке (рисунок 2) [18]
Рис. 2 Доли производителей холодильников на российском рынке
Популярность холодильников можно представить в виде таблицы (1).
Таблица 1
Популярные холодильники 2011 года
Место на рынке России |
Наименование холодильника |
1 |
Bosch KGS 39X25 холодильник с морозильником, свободностоящий, 348 л, 2-камерный, электронное управление, суперзаморозка, суперохлаждение, 200x60x65 см, цвет: белый. |
2 |
Siemens KG 49NA71 холодильник с морозильником, свободностоящий, 389 л, 2-камерный, электронное управление, зона свежести, суперзаморозка, суперохлаждение, антибактериальное покрытие, 200x70x60 см, цвет: нерж.сталь. |
3 |
Ariston MBA 2185 холодильник с морозильником, свободностоящий, 345 л, 2-камерный, электро-механическое управление, зона свежести, суперзаморозка, антибактериальное покрытие, 185x60x66 см, цвет: белый. |
4 |
Bosch KGN 39A60 холодильник с морозильником, свободностоящий, 309 л, 2-камерный, электронное управление, суперзаморозка, суперохлаждение, антибактериальное покрытие, 200x60x65 см, цвет: серебристый. |
5 |
Electrolux ERB 37098 X холодильник с морозильником, свободностоящий, 343 л, 2-камерный, электронное управление, 200x60x60 см, цвет: нерж.сталь. |
Качество и соответственно стоимость сборки бытовой техники в разных странах неодинаковая.
Средняя оценка качества сборки бытовой техники (по данным исследования 2011 года):
Япония 5,0 Германия 4,9 Швеция 4,7 Финляндия 4,6 США 4,6
Англия 3,9 Италия 3,41 Франция 3,0 Испания 2,8 Польша 2,6
Россия 2,3 Гонконг 2,1 Турция 1,8 Китай 1,7
где 5 баллов - это отличное качество сборки; 4 балла - это хорошее качество сборки; 3 балла - это удовлетворительное качество; 2 балла - это низкое качество сборки; 1 балл - это очень низкое качество сборки.
Наибольшей популярностью на российском рынке пользуются холодильники импортного производства марок Electrolux, Bosch, Liebherr, как наиболее экономичные, удобные в обращении и имеющие привлекательный дизайн.[18]
Широкое распространение в России получила продукция международных компаний, собранная по лицензии российскими предприятиями. Такие модели как Индезит, Аристон, Стинол и минский Атлант оставили далеко позади исконно российскую продукцию Бирюса, Вятка, Зил, практически не отвечающих современным требованиям.
Иностранные инвестиции в российский
рынок холодильников
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ ТОРГОВОЙ МАРКИ «BOSCH»
рынок
История развития концерна Bosch начинается в 1886 году. Именно тогда Робертом Бошем была открыта «Мастерская точной механики и электротехники» в Штутгарте. Роберт Бош, инженер - электротехник, предприниматель, для которого вопросы качества имели первостепенное значение, являлся одним из лидеров промышленной революции. Его девиз - «Лучше потерять деньги, чем доверие», стал залогом репутации компании в глазах мирового делового сообщества.
Всю линейку Bosch составляет малая бытовая техника, крупная бытовая техника, встраиваемая техника.
Бытовые электроприборы - традиционная продукция Bosch, принесшая ей большой успех. Сегодня Bosch-марка бытовой техники №1 в Европе. В основе успеха бизнеса лежит качество продукции. Bosch всегда находит правильные решения, направленные на удовлетворение желаний потребителя, соответствующие индивидуальным потребностям человека. Покупателя убеждает функциональность приборов, высокая степень удобства в обслуживании, а также совершенный дизайн. Технические достижения инженеров в значительной степени способствовали тому, чтобы облегчить повседневную жизнь, сделать домашний труд менее обременительным.
Бытовая техника Bosch производиться, и продается сегодня не только на своей исторической родине - в Германии, но и по всему миру, в том числе и России. В апреле 1998 года в г. Черноголовке (Московская область) был открыт завод по производству газовых плит под торговой маркой Bosch. Тогда это было первое производство, открытое иностранной компанией в России. В 2005 году в С.-Петербурге состоялась закладка первого камня в фундамент технопарка, который будет включать в себя центр логистики и производственной мощности, где будет выпускаться продукция Bosch, предназначенная специально для жителей России.
Третий год подряд марка бытовой техники Bosch признается супер-брендом российского потребительского рынка в сфере бытовой техники. Сегодня торговая марка Bosch занимает твердую позицию на рынке производителей бытовой техники. В условиях его жесткой конкуренции Bosch постоянно совершенствуется, сохраняя лояльность своих потенциальных потребителей. А международное признание еще раз подтверждает безупречность техники Bosch, которая остается лидером предпочтений потребителей и уверенно опережает своих конкурентов в России и Европе. В июне 2008 года прошла шестая церемония награждения победителей номинации «Марка Доверия 2008». И восьмой раз подряд торговая марка Bosch стала победителем в категории «Бытовая техника».
Марка, получившая большинство голосов читателей по таким критериям, как качество, соотношение между ценой и качеством, соответствие пожеланиям потребителей, доверие торговой марке и ее узнаваемость среди многих других, провозглашается «The Most Trusted Brand». При этом важно мнение каждого респондента в отдельности, но только совокупность предпочтений определяет степень доверия к марке в целом по стране. Поэтому компании, выбранные абсолютным большинством голосов, испытывают гордость и благодарность за доверие, оказанные им.
Бессменным лидером, начиная с 2001 года в категории «Бытовая техника» является марка Bosch. Сегодня торговая марка Bosch занимает твердую позицию на рынке производителей бытовой техники (таблица 2). Динамика основных показателей фирмы показана на рисунке (3).
Таблица 2
Основные показатели фирмы Bosch за 2011 г.
п/п |
Наименование |
Показатель |
1 |
Количество служащих |
261.300 |
2 |
Продажи в 2007 году |
43.684 млн. евро |
3 |
Количество филиалов |
более 70 во всем мире |
4 |
Производимость |
40 млн.приборов |
Рис. 3 Динамика основных показателей фирмы Bosch
В условиях его жесткой конкуренции Bosch постоянно совершенствуется, сохраняя лояльность своих потенциальных потребителей. Победа из рук самих покупателей – самых строгих судей – вот, что является лучшим доказательством популярности и высокого качества приборов Bosch. А международное признание еще раз подтверждает безупречность техники Bosch, которая остается лидером предпочтений потребителей и уверенно опережает своих конкурентов в России и Европе.
Конкурентный анализ деятельности торговой марки «Bosch»
Конкуренция – это соперничество между товаропроизводителями, заинтересованными в достижении одной и той же цели.