Конкурентная борьба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить понятие конкурентной борьбы и основных методов изучения фирм – конкурентов.
Для решения поставленной цели я рассмотрел предприятие ОАО «Брестгазоаппарат» и определил следующие задачи:
- изучить понятие конкуренции;
- изучить методы изучения фирм – конкурентов;
- проанализировать конкурентную стратегию ОАО «Брестгазоаппарат»;
Предметом исследования является рынок кухонно бытовой техники, а объектом исследования – конкуренция на рынке кухонно бытовой техники.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ 8
1.1 Понятия и методы изучения конкуренции 8
1.2 Анализ конкурентных стратегий фирм конкурентов 13
1.3 Тенденции развития белорусского рынка кухонно бытовой аппаратуры. 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ОАО «БРЕСТГАЗОАППАРАТ» 20
2.1 Краткая характеристика предприятия 20
2.2 Анализ основных конкурентных преимуществ и недостатков 21
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «БРЕСТГАЗОАППАРАТ» 25
3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности 25
3.2 Экономическое обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Файлы: 1 файл

Пояснительная записка.docx

— 114.52 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 30 с.,. 7 табл., 12 источн.

 

КОНКУРЕНЦИЯ, КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ.

 

Объект исследования – ОАО «Брестгазоаппарат».

Предмет исследования –конкуренция.

Цель курсовой работы: анализ конкурентной стратегии предприятия, внедрение мероприятий для повышения конкурентно способности.ля повышения конкурентно способности.

Автор работы подтверждает, что приведенный материал объективно и правильно отражает состояние  исследуемого вопроса, а все теоретические, методические и методологические положения  и концепции заимствованы из общедоступных  источников и сопровождаются ссылками на их авторов.

_________________

(подпись студента)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 6

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ 8

1.1 Понятия и методы изучения конкуренции 8

1.2 Анализ конкурентных стратегий фирм конкурентов 13

1.3 Тенденции развития белорусского рынка кухонно бытовой аппаратуры. 16

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ОАО «БРЕСТГАЗОАППАРАТ» 20

2.1 Краткая характеристика предприятия 20

2.2 Анализ основных конкурентных преимуществ и недостатков 21

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «БРЕСТГАЗОАППАРАТ» 25

3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности 25

3.2 Экономическое обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рыночный успех является главным критерием оценки деятельности предприятий, а их рыночные возможности  во многом предопределяются правильно  разработанной и последовательно  осуществляемой стратегией предприятия.

С целью повышения рыночных возможностей в условиях острой конкурентной борьбы предприятию становятся необходимы стратегическое планирование, маркетинговые  исследования, имитационное моделирование  и другие современные методы и  приёмы работы, позволяющие управлять  процессами производства и реализации товаров.

В системе маркетинга фирма, действующая на рынке, рассматривается  не сама по себе, а с учетом всей совокупности отношений и информационных потоков, связывающих её с другими субъектами рынка. Условия окружающей среды, в  которой действует фирма, принято  называть маркетинговой средой фирмы. Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреды. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и её возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Макро среда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду.

Таким образом, конкуренты являются важной составляющей маркетинговой  микросреды фирмы, без учёта и  изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики  функционирования фирмы на рынке.

Конкуренты – это  субъекты маркетинговой системы, которые  своими действиями влияют на выбор  фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров  и на весь комплекс маркетинговой  деятельности (что и влечет за собой  необходимость их изучения). 

Конкурирующими фирмами  называются фирмы, имеющие полностью  или частично совпадающую фундаментальную  нишу. Под фундаментальной рыночной нишей здесь понимается совокупность сегментов рынка, для которых  подходят товар и (или) услуга, производимые данной фирмой.

Актуальность темы в  том, что наличие конкурирующих  фирм порождает такое явление  в экономике как конкуренция.  С экономической точки зрения, конкуренция – экономический  процесс взаимодействия, взаимосвязи  борьбы продуцентов и поставщиков  при реализации продукции, соперничество  между отдельными производителями  или поставщиками товара и (или) услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в  общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной или той же цели. Если эту  цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объём платёжеспособного  спроса потребителей, ведущаяся фирмами  на доступных им сегментах рынка.

Цель работы – изучить  понятие конкурентной борьбы и основных методов изучения фирм – конкурентов.

Для решения поставленной цели я рассмотрел предприятие ОАО «Брестгазоаппарат» и определил следующие задачи:

- изучить понятие конкуренции;

- изучить методы изучения фирм – конкурентов;

- проанализировать конкурентную  стратегию ОАО «Брестгазоаппарат»;

Предметом исследования является рынок кухонно бытовой техники, а объектом исследования – конкуренция  на рынке кухонно бытовой техники.

 

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ

1.1 Понятия и методы изучения конкуренции

 

Слово конкуренция возникло от латинского «concurrere», что в переводе означает сталкиваться.

Наличие конкуренции на рынке товаров или услуг, на котором  действует предприятие, требует  от него обеспечения определенной конкурентоспособности  или, в противном случае, грозит вытеснением  его с данных рынков.

Конкуренция – это соперничество  предприятий и организаций, работающих на одном рынке и обслуживающих  один сегмент целевой аудитории. Все борются за клиента, а конечном счёте за прибыли Эта борьба заставляет конкурентов применять всё новые  маркетинговые ходы для достижения своих целей.

Профессор Гарвардской  школы бизнеса М. Портер предложил, что состояние конкуренции в  отрасли можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:

  1. Соперничество между продавцами внутри отрасли.
  2. Попытки компаний из других отраслей завоевать покупателей своими товарами = субститутами.
  3. Возможность появления новых конкурентов внутри отрасли.
  4. Способность поставщиков сырья и деталей, используемых фирмой, диктовать свои условия.
  5. Способность потребителей продукции фирмы диктовать свои условия.

На рисунке 1 показана модель пяти конкурентных сил М. Портера.

Рисунок 1.1 – Модель пяти конкурентных сил М. Портера

 

Модель пяти сил конкуренции  Портера является инструментов при  систематической диагностике основных конкурентных сил, влияющих на рынок, и  определении степени воздействия  каждой из них. Эта модель не только наиболее широко используется, но и  достаточно проста в применении.

Из всех пяти конкурентных сил наибольшее влияние оказывает  конкурентная борьба между соперничающими фирмами, представляющими однотипные товары и услуги. Конкуренция возникает  в связи с тем, что у одной  или нескольких фирм появляется возможность  лучше удовлетворить нужды потребителей. Независимо от того, идёт ли ожесточённая конкурентная борьба или уровень  конкуренции невысок, для каждой компании необходимым является разработка успешной стратегии, которая обеспечит  превосходство над конкурентами и укрепит позиции перед покупателями.

Таким образом, в условиях рыночных отношений конкурентоспособность  характеризует занимаемую предприятием, организацией, фирмой позицию по отношению  к конкурентам в конкретной отрасли и позволяет разрабатывать собственную конкурентную стратегию, учитывая профиль деятельности, цели, возможности, навыки и ресурсы.

Исследование фирм –  конкурентов, как правило, производится или в целом по отрасли, или  по отдельным сегментам рынка.

Выявление действующих  и потенциальных конкурентов  производится обычно на основе одного из двух подходов:

- первый связан с оценкой  потребностей, удовлетворяемых на  рынке основными конкурирующими  фирмами;

- второй ориентируется на группировку конкурентов в соответствии с применяемыми ими типами рыночных стратегий.

Подход с точки зрения потребительского спроса имеет целью  сгруппировать конкурирующие фирмы  в соответствии с типом потребностей, которые удовлетворяет их продукция. Для выявления наиболее важных конкурентов  и их роли на рынке сбыта компании используют методы ассоциативного опроса потребителей, выявляя, с какими полезными  качествами и условиями потребления  покупатель ассоциирует тот или  иной товар известного на рынке конкурента.

В основе выявления конкурентов  на базе группировок по типу стратегии  лежит их группировка в соответствии с ключевыми аспектами их ориентации в производственно – сбытовой деятельности. К таким аспектам относятся:

- стратегия в области  экспансии на рынке;

- стратегия в области  ценовой политики;

- стратегия в области технологии и др.

При выявлении основных конкурентов в соответствии  с  типами стратегий необходимо учитывать  степень мобильности стратегий  конкурентов и проводить всестороннее исследование перспектив эволюции стратегии  конкурентов. Такие исследования позволяют  выявлять наиболее опасных конкурентов.

От условий конкуренции, сложившихся на рынке, будут зависеть предпринимаемые меры и,  соответственно, ответная реакция конкурентов на эти меры, осуществляемые фирмами  для достижения собственного конкурентного  преимущества. Таким образом, при  разработке предприятиями собственных  конкурентных стратегий важно учитывать  возможную реакцию внешней среды  на эти акции. Применительно к  промышленным рынкам можно выделить два типа возможной реакции по инструментам ответной реакции и два типа – по ее характеру.

По инструментам реакции  выделяют, уже упомянутые, ценовые  и неценовые методы.

По типу реакции условно  можно выделить положительную эластичность реакции и отрицательную эластичность реакции в зависимости от того, ответная реакция конкурента противоположна акции фирмы или аналогична ей. Как показывают исследования, в основном преобладает положительная эластичность.

Конкуренция в области  способов продвижения товаров на рынок наиболее вероятна при следующих  характеристиках рынка:

- большая дифференциация  в издержках конкурирующих фирм;

- сильная рыночная концентрация;

- рыночная дифференциация;

- быстрый рост рынка.

Ценовые методы конкуренции  более приоритетны при высокой  стандартизации продукта.

Анализ показателей деятельности конкурентов может быть осуществлен  на основе «характеристики фирмы» или  «конкурентного досье» для каждого  конкурента, являющегося необходимым  элементом банка. Конечно, не все  факторы на рынке могут быть всесторонне  проанализированы.

Особые в связи с  коммерческой тайной трудности представляет структура затрат и издержек конкурента. В этой области могут быть получены следующие приблизительные данные:

- численность персонала;

- структура прямых и  накладных расходов;

- сравнительная стоимость  сырья, материалов, комплектующих  изделий;

- капиталовложение в основной капитал и запасы;

- объём продаж.

Степень подробности анализа  зависит от наличия соответствующей  информации и степени опасности  рассматриваемого конкурента.

Существуют добросовестные и недобросовестные методы ведения  конкуренции.

Основными методами добросовестной конкуренции являются:

- повышение качества  продукции;

- снижение цен («война  цен»);

- реклама;

- развитие до  и послепродажного  обслуживания;

- создание новых товаров  и услуг с использованием достижений  НТР. 

Методы недобросовестной конкуренции:

- экономический (промышленный) шпионаж;

- подделка продукции  конкурентов;

- подкуп и шантаж;

- обман потребителей;

- махинации с деловой  отчетностью;

- валютные махинации;

- сокрытие дефектов.

Таким образом, на рынке  происходит сосуществование и взаимное дополнение компаний разных типов, и  конкурентная борьба, соответственно, ведется разными методами на основе разных конкурентных стратегий.

1.2 Анализ конкурентных стратегий фирм конкурентов

 

В связи с тем, что  потребности человека очень разнообразны, не менее разнообразны и способы  их удовлетворения. Это является и  основной причиной разнообразия товаров, представленных на рынке, и фирм, эти  товары на рынок поставляющих. Каждый производитель стремится произвести товар с наилучшими характеристиками, потому что именно такой товар  будет наверняка куплен на рынке, а значит, производитель получит  прибыль. Однако здесь действует  принцип компенсации. Он состоит  в том, что стремление добиться наилучших  характеристик товара в одних  отношениях заставляет в какой-то мере поступиться другими достоинствами.

Информация о работе Конкурентная борьба