Конкурентная борьба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 09:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении понятия конкурентной борьбы, ключевых факторов успеха и их роли в разработке стратегии.

Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
изучить понятие конкуренции и конкурентоспособности;
рассмотреть отраслевой и конкурентный анализ;
изучить подходы к анализу фирм-конкурентов;
проследить этапы проведения конкурентного анализа отрасли;
рассмотреть ключевые факторы успеха;
провести анализ конкурентной стратегии ООО " Шервуд".

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты конкурентной борьбы

1.1 Понятие конкуренции, конкурентоспособности

1.2 Отраслевой и конкурентный анализ

1.3 Подходы к анализу фирм-конкурентов

Глава 2. Ключевые факторы успеха

2.1 Определение, формы и защита конкурентных преимуществ

2.2 Понятие и классификация КФУ

2.3 Роль КФУ в разработке стратегии

Файлы: 1 файл

курсовая маркетинг.docx

— 91.54 Кб (Скачать файл)

     2. Движущие силы развития отрасли

     Этот этап анализа должен дать понимание того, что движет развитием отрасли и в каком направлении она будет изменяться. Необходимо проанализировать следующие факторы:

    • общеэкономические тенденции;
    • изменение состава покупателей и способов использования традиционной продукции отрасли;
    • появление новых продуктов с качественно другими характеристиками;
    • изменения в технологии, новые возможности производить более

     высококачественную или более дешевую продукцию;

    • маркетинговые нововведения, дифференциация продукции, появление новых методов распределения продукта;
    • появление в отрасли новых крупных фирм или выход крупной фирмы из отрасли;
    • распространение технологических знаний и секретов производства;
    • растущий масштаб отраслевого рынка;
    • государственное регулирование отрасли;
    • изменения в издержках производства, например, под влиянием изменения цен на сырье;
    • демографические изменения;
    • изменения социального характера или изменения стиля жизни;
    • сокращение неопределенности и снижение рисков инвестиций в отрасль13.

     3. Оценка сил конкуренции

     При оценке сил конкуренции используется модель М. Портера, по которой конкуренция в любой отрасли есть взаимодействие пяти конкурентных сил14:

    • конкуренция среди существующих в отрасли фирм;
    • потенциальная угроза входа в отрасль новых конкурентов;
    • предприятия других отраслей, производящие товары-заменители;
    • поставщики;
    • потребители.

     Конкуренция среди существующих в отрасли фирм проявляется в стремлении соперничающих предприятий улучшить свою рыночную позицию, в наступательных действиях с целью подняться над конкурентами или победить отдельного конкурента, в защитной тактике с целью отстоять занимаемые позиции. Инструментами внутриотраслевой конкуренции являются: цены, качество продукции, внешний вид продукции и упаковки, гарантии, дополнительные услуги, реклама, способность к реализации нововведений, мощь собственной или партнерской распределительной сети и другие. Для проведения анализа необходимо дать характеристику внутриотраслевого соперничества, определить правила, по которым она ведется в данной отрасли, и оценить силы внутриотраслевой конкуренции15.

     Следующая сила конкуренции − угроза появления в отрасли новых фирм. Угроза выхода на рынок новых фирм заключается в том, что они добавляют в отрасль новые производственные мощности и тем самым могут уменьшить рыночные доли существующих конкурентов. Кроме того, "новички" могут привнести существенные ресурсы (такие, как развитая реклама), которые не были до этого обязательными для успешной деятельности на рынке. Данная угроза тем ниже, чем выше барьеры входа в отрасль.

     Входные барьеры представляют собой препятствия, которые необходимо преодолеть для успешной конкуренции, создав для этого необходимые резервы, и которые обычно не существуют для фирм внутри отрасли. К входным барьерам относятся16:

     1. Экономия на масштабах. Если этот фактор действует в отрасли, то новичку необходимо сразу же выходить на большие объемы, чтобы быть конкурентоспособным. Это требует серьезных капиталовложений и наличия организационного опыта.

     2. Трудность доступа к производственному опыту и секретам производства.

     3. Ориентация покупателей на известные торговые марки и их приверженность известной им продукции.

     4. Большая потребность в капитале, не связанная с экономией на масштабах.

     5. Отраслевые преимущества действующих фирм.

     6. Доступ к каналам распределения.

     7. Государственная политика регулирования.

     8. Международные торговые ограничения17.

     Угроза появления товаров-заменителей, как сила конкуренции, может оказывать воздействие на конкурентное положение в отрасли. Наличие заменителей устанавливает верхнюю границу цены на продукт в отрасли. Когда цены существующих товаров поднимаются выше данной границы, покупатели могут переключиться на товары-заменители. Способы борьбы с заменителями, входящие в активную составляющую конкурентоспособности, состоят в дифференциации продукта или в увеличении затрат потребителя на переключение на товар-заменитель.

     Следующая сила конкуренции − поставщики. Рыночная власть поставщиков влияет на цены и качество поставляемой продукции и услуг, что отражается на рентабельности отрасли. Условия, при которых рыночная власть поставщиков высокая включают:

    • доминирование нескольких поставщиков;
    • большая концентрация в отрасли поставщиков, нежели чем в отрасли производителей;
    • недоступность товаров-заменителей;
    • относительная незначимость производителя для поставщиков;
    • важность продуктов поставщиков для производителя;
    • высокая дифференциация поставщиков;
    • высокие издержки производителя по смене поставщика;
    • возможности поставщика по прямой интеграции с производителем.

     Следующая сила конкуренции - покупатели. Рыночная власть покупателей выражается в их способностях понижать цены в отрасли, путем уменьшения количества покупаемых ими товара, или требовать лучшего качества продукта за ту же цену. Факторы, ведущие к большей рыночной власти покупателей, включают: большая концентрация, чем в отрасли производителя, большие объемы покупок, недифференцированные или стандартные товары и услуги производителя, угроза обратной интеграции покупателя с производителем, открытость информации о составе затрат производителя, высокая ценовая эластичность спроса в отрасли.

     Наиболее неприятная конкурентная ситуация в отрасли складывается, когда конкуренция среди функционирующих фирм сильна, входные барьеры низкие, конкуренция со стороны товаров-заменителей сильная, а поставщики и потребители обладают достаточной силой, чтобы влиять на ситуацию в отрасли, добиваясь своих целей18.

     4. Оценка конкурентных позиций соперничающих предприятий в отрасли.

     В этой части анализа определяются стратегические группы предприятий, функционирующих в отрасли. Выделение стратегических групп конкурентов позволяет реально ощутить конкурентную борьбу в отрасли, поскольку:

    • фирмы одной стратегической группы являются более очевидными конкурентами, чем фирмы разных групп (обычно жесткая конкурентная борьба идет внутри групп);
    • фирмы в различных стратегических группах имеют разные конкурентные преимущества и потенциальную прибыльность;
    • изменение рыночных условий может иметь различный эффект для разных групп19.

     Для того чтобы составить карту стратегических групп необходимо начертить двухмерный график и выделить две характеристики, по которым можно охарактеризовать компании на рынке. Данные характеристики будут использованы как наименование оси абсцисс и оси ординат. Затем следует охарактеризовать каждую компанию в отрасли в соответствии с этими двумя характеристиками.

     Последовательность действий при этом следующая:

     1. Определение характеристик, которые дифференцируют предприятия в отрасли (соотношение цена/качество, географический рынок, степень вертикальной интеграции, ассортимент, используемые каналы распределения) 20.

     2. Размещение предприятий на двухкоординатной карте с использованием пар указанных характеристик.

     3. Объединение предприятий, попадающих в одно стратегическое пространство в одну группу.

     Группировка конкурентов по стратегическому признаку помогает значительно лучше понять конкурентное окружение компании. Другими словами, она помогает выявить тех конкурентов, которые наиболее схожи с анализируемой компанией и требуют более пристального внимания, а также определить те компании, которые занимают другие позиции на рынке и следуют другому курсу развития.

     5. Анализ ближайших конкурентов: каковы их возможные действия.

     Изучение конкретных конкурирующих предприятий сводится к анализу сегодняшней политики и потенциальных шагов ближайших конкурентов. Верно оцененные действия конкурентов дают предприятию возможность подготовиться к ним и использовать открывающиеся возможности.

     Процедуру проведения анализа каждого конкурента можно разделить на следующие стадии:

    • оценка масштаба конкуренции: локальный, региональный, национальный, группа стран, глобальный;
    • оценка стратегических намерений: быть лидером отрасли, стать лидером отрасли, быть в группе лидеров, переместиться в лидирующую группу, переместиться на одну или две позиции в рейтинге отрасли, победить конкретного конкурента, сохранить свою позицию, выжить;
    • цели относительно своей рыночной доли: агрессивное расширение, как через поглощение, так и через внутренний рост; увеличение доли через внутренний рост, расширение через поглощение, сохранение существующей доли рынка, готовность уступить долю для достижения краткосрочных задач по прибыли;
    • конкурентное положение: становится сильнее, хорошо укрепленное, в состоянии защитить свою позицию, держится в определенной группе, старается переместиться на более сильную позицию, становится слабее, но борется, старается занять положение, которое может быть защищено;
    • характер действий: преимущественно наступательный, преимущественно защитный, комбинация наступательных и защитных действий, агрессивный, допускающий высокую степень риска, консервативное подражание;
    • конкурентная стратегия: лидерство в снижении издержек, фокусирование на определенной рыночной нише, дифференциация продукции, основанная на качестве, дополнительных услугах, технологическом превосходстве, ассортименте, репутации фирмы и т.п. 21

     Основной задачей анализа конкурентов является определение влияния некоторых политических, экономических, социальных и технических параметров на пять сил Портера, то есть на опасность появления новых фирм на рынке, на рыночную власть поставщиков фирмы, на рыночную власть клиентов фирмы, на опасность появления продуктов-заменителей и на интенсивность конкурентной борьбы между фирмами. Когда проясняются возможные действия ближайших конкурентов, тогда появляется возможность планировать систему ответных мер для поддержки собственной стратегии или меры, направленные на усиление собственной стратегии.

1.3 Подходы к анализу фирм-конкурентов

 

     Исследование фирм-конкурентов, как правило, производится или в целом по отрасли, или по отдельным сегментам рынка22.

     Выявление действующих и потенциальных конкурентов производится обычно на основе одного из двух подходов:

    • первый связан с оценкой потребностей, удовлетворяемых на рынке основными конкурирующими фирмами;
    • второй ориентируется на группировку конкурентов в соответствии с применяемыми ими типами рыночных стратегий23.

     Подход с точки зрения потребительского спроса имеет целью сгруппировать конкурирующие фирмы в соответствии с типом потребностей, которые удовлетворяет их продукция. Для выявления наиболее важных конкурентов и их роли на рынке сбыта компании используют методы ассоциативного опроса потребителей, выявляя, с какими полезными качествами и условиями потребления покупатель ассоциирует тот или иной товар известного на рынке конкурента.

     В основе выявления конкурентов на базе группировок по типу стратегии лежит их группировка в соответствии с ключевыми аспектами их ориентации в производственно-сбытовой деятельности. К таким аспектам относятся:

    • стратегия в области экспансии на рынке;
    • стратегия в области ценовой политики;
    • стратегия в области технологии и др.

     При выявлении основных конкурентов в соответствии с типами стратегий необходимо учитывать степень мобильности стратегий конкурентов и проводить всестороннее исследование перспектив эволюции стратегии конкурентов. Такие исследования позволяют выявлять наиболее опасных конкурентов, к которым чаще всего относятся:

    • фирмы, склонные к рыночной экспансии, которые действуют на географически сложных рынках;
    • фирмы, следующие стратегии диверсификации производства и работающие в данной и смежных отраслях;
    • крупные фирмы-покупатели продукции данной компании;
    • крупные поставщики материалов, сырья и оборудования;
    • мелкие фирмы, которые в результате поглощения крупной компанией становятся сильными конкурентами на рынке24.

Информация о работе Конкурентная борьба