Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 09:42, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении понятия конкурентной борьбы, ключевых факторов успеха и их роли в разработке стратегии.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
изучить понятие конкуренции и конкурентоспособности;
рассмотреть отраслевой и конкурентный анализ;
изучить подходы к анализу фирм-конкурентов;
проследить этапы проведения конкурентного анализа отрасли;
рассмотреть ключевые факторы успеха;
провести анализ конкурентной стратегии ООО " Шервуд".
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты конкурентной борьбы
1.1 Понятие конкуренции, конкурентоспособности
1.2 Отраслевой и конкурентный анализ
1.3 Подходы к анализу фирм-конкурентов
Глава 2. Ключевые факторы успеха
2.1 Определение, формы и защита конкурентных преимуществ
2.2 Понятие и классификация КФУ
2.3 Роль КФУ в разработке стратегии
При наличии различий в реализуемых стратегиях уровень конкуренции относительно снижается.
Все перечисленные факторы ставят конкурирующие фирмы в определенные условия функционирования, оказывают существенное влияние на конкурентные стратегии фирм. От условий конкуренции, сложившихся на рынке, будут зависеть предпринимаемые меры и, соответственно, ответная реакция конкурентов на эти меры, осуществляемые фирмами для достижения собственного конкурентного преимущества. Таким образом, при разработке предприятиями собственных конкурентных стратегий важно учитывать возможную реакцию внешней среды на эти акции. Применительно к промышленным рынкам можно выделить два типа возможной реакции по инструментам ответной реакции и два типа − по ее характеру25.
По инструментам реакции выделяют ценовые и неценовые методы.
По типу реакции условно можно выделить положительную эластичность реакции и отрицательную эластичность реакции в зависимости от того, ответная реакция конкурента противоположна акции фирмы или аналогична ей. В основном преобладает положительная эластичность.
Конкуренция в области способов продвижения товаров на рынок наиболее вероятна при следующих характеристиках рынка:
Ценовые методы конкуренции более приоритетны при высокой стандартизации продукта.
Анализ показателей деятельности конкурентов может быть осуществлен на основе "характеристики фирмы" или "конкурентного досье" для каждого конкурента, являющегося необходимым элементом банка данных маркетинговой деятельности. Конечно, не все факторы на рынке могут быть всесторонне проанализированы. Особые (в связи с коммерческой тайной) трудности представляет структура затрат и издержек конкурента. В этой области могут быть получены следующие приблизительные данные:
Таким образом, на рынке происходит сосуществование и взаимное дополнение компаний разных типов, и конкурентная борьба ведется разными методами на основе разных конкурентных стратегий.
Конкурентные преимущества − это уникальные осязаемые и неосязаемые ресурсы, которыми владеет предприятие, позволяющие побеждать ему в конкурентной борьбе, это высокая компетентность организации в какой-либо области, которая дает наилучшие возможности преодолевать силы конкуренции, привлекать потребителей.
М.
Портер считает, что позицию фирмы в отрасли
определяет конкурентное преимущество,
которое делится на два основных вида:
низкие издержки и дифференциация товаров27.
Низкие издержки позволяют предприятию
продавать тот же товар, что и у конкурентов,
но по более низкой цене, получая дополнительную
прибыль за счет большего числа клиентов.
Можно продавать товар и по той же цене,
получая прибыль за счет разницы в издержках.
Дифференциация, в свою очередь, позволяет
предлагать потребителю качественно другой
товар, наделенный особыми свойствами
или возможностями, что даёт также дополнительную
прибыль. На этих положениях основываются
конкурентные стратегии М. Портера, представленные
на рисунке 2.1.
Рисунок
2.1 − Конкурентные
стратегии фирмы М. Портера
Концентрация на издержках − происходит массовое снижение издержек на всех этапах производства и реализации продукции. Данная стратегия применяется при ориентации на потребителей, для которых цена является единственным фактором при принятии решения о покупке (низкий ценовой сегмент).
Лидерство в издержках − происходит экономия на масштабе производства и привлечение большого количества потребителей, для которых цена является определяющим фактором. Преимущества стратегии: быстрый рост объема продаж за счет вытеснения товаров-субститутов; ужесточение барьера себестоимости для предприятий, стремящихся в отрасль; наличие резервов при повышении цен на сырьё.
Стратегия дифференциации - происходит специализация на продукции, имеющей явные преимущества с точки зрения потребителей. Преимущества стратегии: завоевание лояльности на базе повышения качества и расширения ассортимента; ужесточение входного барьера в отрасль путем привязки потребителей.
Концентрация на дифференциации - происходит обслуживание особого (ценового) сегмента рынка. Главным преимуществом является уход от массовой конкуренции28.
Успех предприятия в конкурентной борьбе требует от предприятия развития его отличительных способностей и компетенций. Поэтому стратегическое планирование должно заключаться в создании комплексной системы управления конкурентными преимуществами фирмы, а эффективная стратегия должна основываться на их удержании и развитии.
Методы формирования конкурентных преимуществ подразделяются на ценовые и неценовые методы конкурентных действий.
Методы ценовой конкуренции могут быть разделены на три группы. Первую группу составляют методы, основанные на понижении цен, вторую группу − методы, основанные на повышении цен, третью − методы, основанные на поддержании цен на неизменном уровне29.
Под неценовыми методами обычно понимается совокупность действий, с помощью которых предпринимательские фирмы стремятся формировать свои конкурентные преимущества, не прибегая к варьированию цен30.
К неценовым относятся следующие группы методов конкурентных действий субъектов предпринимательского бизнеса:
Оборонительные стратегии для защиты конкурентного преимущества.
На конкурентных рынках все фирмы могут быть объектами атаки со стороны соперников. Подобные атаки могут проводиться как со стороны новичков, желающих выйти на рынок, так и со стороны уже работающих фирм, стремящихся усилить свои позиции на рынке. Цель оборонительной стратегии состоит в снижении риска быть атакованным, возможности перенести атаку с меньшими потерями, если это произойдет, и в оказании давления на бросающих вызов, чтобы переориентировать их на борьбу с другими конкурентами. Хотя оборонительная стратегия не усиливает конкурентного преимущества компании, она позволяет создавать оборонительные сооружения вокруг конкурентной позиции и сохранять имеющееся конкурентное преимущество.
Существует два подхода по защите конкурентных преимуществ. Первый состоит в попытке помешать конкурентам начать наступательные действия: расширение номенклатуры выпускаемой продукции; разработка моделей и сортов изделий с характеристиками, которые конкуренты уже имеют или могут иметь; подписание с дилерами и дистрибьюторами эксклюзивных договоров; предложение бесплатного или по низкой цене обучения пользователей; сокращение времени поставки запасных частей; патентование альтернативных технологий; защита собственных ноу-хау. Оборонительная стратегия предполагает возможность быстрого приспособления к меняющейся ситуации в отрасли. Второй подход состоит в доведении до сведения конкурентов, что их действия не останутся без ответа и компания готова к атаке. Цель − воспрепятствовать началу атакующих действий.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что каждый из действующих субъектов предпринимательского бизнеса, прибегая к различным видам, методам и направлениям конкурентных действий, стремится к усилению своей реальной конкурентоспособности.
Ключевые факторы успеха - это общие для всех предприятий отрасли факторы, реализация которых открывает перспективы улучшения своей конкурентной позиции. Дело не в том, может или не может конкретная фирма в настоящее время реализовать эти факторы. Задача заключается в определении факторов, дающих в данной отрасли ключ к успеху в конкуренции. Выделение КФУ для конкретной отрасли есть первый шаг, за которым должна последовать разработка мероприятий по овладению КФУ, характерных для отрасли31.
КФУ классифицируются следующим образом:
1. КФУ, основанные на научно-техническом превосходстве:
организационных нововведений;
2. КФУ, связанные с организацией производства:
3. КФУ, основанные на маркетинге:
4. КФУ, основанные на обладании знаниями и опытом:
5. КФУ, связанные с организацией и управлением:
6. Возможно выделение и других КФУ, например:
Таким образом, установлено, что этих факторов очень много, а взаимодействие этих факторов обычно комплексное и обеспечивает успех в конкурентной борьбе.
Задача оценки перспектив развития отрасли − обобщить результаты конкурентного анализа отрасли и выработать интегрированную картину