Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:25, курсовая работа
Целью работы является исследование конкурентоспособности региона и механизма ее повышения.
Цель исследования определила задачи, которые были поставлены и решались в ходе исследования:
- исследовать сущность и содержание конкурентоспособности региона;
- рассмотреть факторы формирования конкурентоспособности региона;
-провести SWOT-анализ.
Экономический, научно-технический,
кадровый потенциал — та база,
на которой формируется
К важнейшим условиям, характеризующим конкурентную позицию региона, можно отнести:
Это далеко не полный перечень
условий, характеризующих конкурентную
позицию региона. Совокупность этих
условий обеспечивает региону
реальную возможность
Интегральная оценка конкурентоспособности получена на основе трех частных систем показателей (таб. 1).
Таблица 1. – Система показателей конкурентоспособности региона[16]
Система показателей экономического потенциала региона |
Система показателей региональной эффективности |
Система показателей конкурентных преимуществ |
1 |
2 |
3 |
Численность экономически активного населения, тыс. чел.; |
Пр-во ВРП (ВДС) на 1 занятого в экономике региона, тыс. руб./чел. |
Стоимость основных фондов, на 1 занятого в экономике, тыс. руб. |
Среднесписочная численность работников, занятых на малых предприятиях, тыс. чел. |
Пр-во ВДС, созданной в промышленности, на 1 занятого в промышленности, тыс. руб./чел. |
Уровень годности основных фондов региона, % |
Объем инвестиций в основной капитал, приходящийся на 1 жителя региона, тыс. руб. |
Затраты заработной платы на 1 рубль ВРП (ВДС), руб. |
Сальдированный финансовый результат региона, млн. руб. |
Внутренние затраты на исследования и разработки, тыс. руб. |
Производительность труда на малых предприятиях, руб.; |
Удельный вес занятых на предприятиях частной формы собств. в общей численности занятых, % |
Социально-экономическое развитие регионов в настоящее время испытывает влияние трех главных факторов:
Эти факторы ведут от территориальной дифференциации к его территориальной интеграции, от гомогенных региональных рынков - к диверсифицированным, а в целом от национальной региональной политики к собственной региональной политике на уровне отдельных субъектов Федерации.
Факторы, благоприятные
сегодня для размещения на
территории предприятий, завтра
означают дополнительные возможности
для привлечения инвестиций, увеличения
занятости и решения других
назревших региональных
Как и всякая экономическая система, регион имеет внутреннюю и внешнюю среду, которые взаимодействуют. Эти связи могут быть как прямого, так и косвенного воздействия. Для качественной характеристики и оценки динамики изменения внутренней среды достаточно проанализировать следующие группы факторов, характеризующих:
Внешняя среда региона прямого
воздействия включает
Среда косвенного воздействия
на регион может включать
Заинтересованные в этом региональные и муниципальные органы власти и управления подталкиваются к долговременной деятельности по улучшению производственной, социальной, институциональной и экологической инфраструктур региона, созданию и поддержанию его имиджа как средства привлечения инвестиций. Иными словами, регион из места реализации маркетинговых решений хозяйствующих субъектов сам превращается в продукт, сбываемый на рынке.
3. Основные методические инструменты анализа маркетинговой среды
Роль региона в создании конкурентных преимуществ фирм можно исследовать по четырем направлениями (детерминантами) образующим «региональный ромб»(М.Портер): параметры факторов (природные ресурсы, квалифицированные кадры, капитал, инфраструктура и др.); условия спроса (уровень дохода, эластичность спроса, требовательность покупателей к качеству товара и услуг и др.); родственные и поддерживающие отрасли (обеспечивают фирму необходимыми ресурсами, комплектующими, информацией, банковскими, страховыми и другими услугами); стратегии фирм, их структура и соперничество (создают конкурентную среду и развивают конкурентные преимущества). Развитие конкурентоспособности региона, как и страны в целом, осуществляется по следующим четырем стадиям (уровням): конкуренция на основе факторов производства — конкуренция на основе инвестиций — конкуренция на основе нововведений — конкуренция на основе богатства. Первые три стадии обеспечивают экономический рост, последняя обусловливает застой и спад.
На первой стадии — благодаря факторам производства: природным ресурсам, благоприятным условиям для производства товаров, квалифицированной рабочей силе (обеспечивается одним детерминантом);
На второй стадии — на основе агрессивного инвестирования (в основном национальных фирм) в образование, технологии, лицензии (обеспечивается тремя детерминантами);
На третьей стадии — за счет создания новых видов продукции, производственных процессов, организационных решений и других инноваций путем действия всех составляющих «ромба»;
На четвертой стадии — за счет уже созданного богатства и опирается на все детерминанты, которые используются не полностью.
Важнейший инструмент маркетингового анализа является SWОT-анализ.
SWOT— это аббревиатура четырех англоязычных слов: strengths — сильные стороны, weaknesses — слабые стороны, opportunities — возможности и threats — опасности, угрозы. SWOT-анализ предполагает в качестве результата своего применения создание матрицы анализа условий жизнедеятельности системы, которую также называют матрицей анализа имеющихся достоинств/недостатков, будущих возможностей/опасностей, по сравнению с конкурентами. На ее базе дается комплексная оценка текущего состояния территории, ее конкурентоспособности. SWOT-анализ, безусловно, должен предшествовать любому варианту планирования развития территории, выступать его информационной базой.
Анализ сильных и слабых сторон территории проводится по критериям и шкалам. Каждый Критерий предполагает наполнение, присущее данному уровню организации территории (страна, регион, муниципальное образование). При этом анализу подвергаются не только собственно маркетинговые аспекты, но и многие другие, В том числе наличие и эффективность использования разнообразных территориальных ресурсов.
В частности, по критерию "маркетинг" оценке традиционно подлежат: репутация, имидж территории; доли рынка товаров данной территории на ее собственном и других рынках; качество и известность товаров и услуг территории; ценовая политика; действенность маркетинговых коммуникаций и системы распределения (сбыта, продаж).
Анализ внешней среды территории, ее возможностей и угроз происходит с применением соответствующих матриц, по проблематике и критериям, адекватным внешней среде территории соответствующего уровня, но в любом случае — в координатах вероятности успеха и его значимости , а также вероятности происшествия и серьезности последствии.
Тематика возможностей и угроз, по которым оценивается внешняя среда территории, может варьироваться в зависимости от стратегических целей, но в любом случае важно выявить важные для нее изменения во внешней среде, которые воздействуют на разные аспекты деятельности территории и оценить перспективы и угрозы (отрицательные и положительные факторы) для будущего развития.
К факторам, внешним по отношению к территории и вместе с тем присущим определенной стране, можно отнести: темпы инфляции, политику государства в области финансов и экономического законодательства (блок экономических факторов); изменение конъюнктуры по конкретным видам продукции, услуг (рыночные); изменение технологий производства в различных сферах (технологические); наличие возможных конкурентов (других территорий), их слабые и сильные стороны, факторы конкуренции; изменение ожиданий инвесторов, предпринимателей, населения (социальные) и т.д. Анализ всех внешних факторов дает возможность оценить как возможности, так и опасности со стороны внешней среды, что позволяет в какой-то степени "застраховать" территорию от неудач.
Специалисты рекомендуют включать в анализ внешней среды и потенциала территории следующие моменты.