Конкурентноспособность региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование конкурентоспособности региона и механизма ее повышения.
Цель исследования определила задачи, которые были поставлены и решались в ходе исследования:
- исследовать сущность и содержание конкурентоспособности региона;
- рассмотреть факторы формирования конкурентоспособности региона;
-провести SWOT-анализ.

Файлы: 1 файл

курсовая 5 курс.Последняяяяяяяя!!!!!!!!!!.docx

— 118.42 Кб (Скачать файл)

 Экономический, научно-технический, кадровый потенциал — та база, на которой формируется конкурентоспособность  региона. Посредством воздействия  факторных условий эта база  из состояния потенции трансформируется в новую действительность — конкурентную позицию региона. Под конкурентной позицией региона понимается совокупность конкурентных преимуществ, детерминированных факторами и условиями, создающими региону благоприятное положение на соответствующем конкурентном поле (рынках товаров, услуг, капиталов, инвестиций). Конкурентная позиция региона будет благоприятной, если отвечает таким качественным параметрам, как устойчивость, надежность, стабильность, привлекательность для инвесторов (отечественных, иностранных)[15]. Формирование конкурентоспособности региона ориентируется на указанные параметры.

К важнейшим условиям, характеризующим конкурентную позицию региона, можно отнести:

    • удобное географическое положение региона;
    • наличие природных ресурсов (сырьевых, гидроэнергетических), свободных земель для новых и реконструкции действующих производственных мощностей;
    • рациональное размещение производительных сил;
    • соответствие экономической структуры региона современным требованиям отечественных и мировых рынков;
    • наличие трудового потенциала, интеллектуального капитала в регионе;
    • наличие развитой материальной и рыночной инфраструктуры;
    • устойчивость межрегиональных и хозяйственных связей;
    • наличие научно-технического потенциала и научно-информационной базы для сопровождения производственной и коммерческой деятельности;
    • стратегию региона на выпуск продукции, пользующейся надежным спросом в России и за рубежом; высокую долю такой продукции в общем объеме производства;
    • эффективность существующих схем товародвижения;
    • сбалансированность бюджетно-финансовой системы региона;
    • наличие высокого внешнеэкономического потенциала, расширение торгово-экономических связей;
    • емкость регионального рынка, приближенность его к мировым (например, к европейским) рынкам;
    • стабильность политической обстановки в регионе;
    • доверие населения региональным лидерам;
    • наличие в регионе социально ориентированной программы;
    • протекционизм местных властей в отношении приоритетных направлений развития экономики региона.

         Это далеко не полный перечень  условий, характеризующих конкурентную  позицию региона. Совокупность этих  условий обеспечивает региону  реальную возможность осуществления  собственных социально-экономических  программ, эффективного участия  в межрегиональном разделении  труда, выхода на международные  рынки, успешного формирования конкурентного  поведения.

Интегральная оценка конкурентоспособности получена на основе трех частных систем показателей (таб. 1).

Таблица 1. – Система показателей конкурентоспособности региона[16]

Система показателей экономического потенциала региона

Система показателей региональной эффективности

Система показателей конкурентных преимуществ

1

2

3

Численность экономически активного населения, тыс. чел.;

Пр-во ВРП (ВДС) на 1 занятого в экономике региона, тыс. руб./чел.

Стоимость основных фондов, на 1 занятого в экономике, тыс. руб.

Среднесписочная численность работников, занятых на малых предприятиях, тыс. чел.

Пр-во ВДС, созданной в промышленности, на 1 занятого в промышленности, тыс. руб./чел.

Уровень годности основных фондов региона, %

 

Объем инвестиций в основной капитал, приходящийся на 1 жителя региона, тыс. руб.

Затраты заработной платы на 1 рубль ВРП (ВДС), руб.

Сальдированный финансовый результат региона, млн. руб.

Внутренние затраты на исследования и разработки, тыс. руб.

Производительность труда на малых предприятиях, руб.;

Удельный вес занятых на предприятиях частной формы собств. в общей численности занятых, %

     
     

 

         Социально-экономическое развитие регионов в настоящее время испытывает влияние трех главных факторов:

  1. Рыночного – взаимопроникновение региональных, национального и мировых рынков. Для России и ее регионов наиболее значимым являются либерализация внешней торговли и снятие протекционистских ограничений в ближайшем будущем в результате вступления  в силу соглашения с ЕС и возможным принятием в ВТО.
  2. Конкурентного – усиление конкуренции на всех перечисленных рынках, особенно неценовой конкуренции – конкуренции в области качества жизни и инноваций.
  3. Производственного – постепенный переход от фордизма к постфордизму как способу организации производства, что подразумевает замену массового производства мелкосерийным; замену вертикальной организации труда – горизонтальной; низкой индивидуальной ответственности – соучастием индивида в производственном процессе.

         Эти факторы ведут от территориальной дифференциации к его территориальной интеграции, от гомогенных региональных рынков  - к диверсифицированным,  а в целом от национальной региональной политики к собственной региональной политике на уровне отдельных субъектов Федерации.

  Факторы, благоприятные  сегодня для размещения  на  территории предприятий, завтра  означают  дополнительные возможности  для привлечения инвестиций, увеличения  занятости и решения других  назревших региональных проблем. То есть они одновременно становятся  условиями, индикаторами успешного  социально-экономического развития  регионов в будущем. Необходимо  учитывать, таким образом, воздействие  этих изменений  на конкурентоспособность  и хозяйствующих субъектов и  регионов. Например, для региона  это означает, что одни развиваются  как экономически наиболее сильные  области, способные мобилизовать  свои собственные ресурсы и  привлечь дополнительные инвестиции. Другие остаются на периферии, третьи развиваются лишь в  отдельных, специфических сферах (например - туризм). Нужно выяснить, следовательно, какие факторы должны в первую  очередь учитывать  хозяйствующие  субъекты и  какие факторы должны улучшать регионы для повышения своей конкурентоспособности.

         Как и всякая экономическая  система, регион имеет внутреннюю  и внешнюю среду, которые взаимодействуют. Эти связи могут быть как прямого, так и косвенного воздействия. Для качественной характеристики и оценки динамики изменения внутренней среды достаточно проанализировать следующие  группы факторов, характеризующих:

  • производственно-ресурсный потенциал региона;
  • структуру регионального рынка;
  • кадровый потенциал региона;
  • региональный бюджет;
  • стратегию региона.

         Внешняя среда региона прямого  воздействия включает взаимосвязи  с партнерами:

  • внешними поставщиками товаров и услуг;
  • внешними потребителями;
  • регионами-конкурентами;
  • финансовыми организациями;
  • транспортными предприятиями.

         Среда косвенного воздействия  на регион может включать следующие  группы факторов влияния:

  • общеэкономические;
  • общеполитические;
  • научно-технические;
  • природно-экологические;
  • демографические.

Заинтересованные в этом региональные  и муниципальные органы власти и управления подталкиваются к долговременной деятельности по улучшению производственной, социальной, институциональной и экологической инфраструктур региона, созданию и поддержанию его имиджа  как средства привлечения инвестиций. Иными словами, регион из места реализации маркетинговых решений хозяйствующих субъектов сам превращается в продукт, сбываемый на рынке.

 

3. Основные методические инструменты анализа маркетинговой среды

Роль региона в создании конкурентных преимуществ фирм можно исследовать по четырем направлениями (детерминантами) образующим «региональный ромб»(М.Портер): параметры факторов (природные ресурсы, квалифицированные кадры, капитал, инфраструктура и др.); условия спроса (уровень дохода, эластичность спроса, требовательность покупателей к качеству товара и услуг и др.); родственные и поддерживающие отрасли (обеспечивают фирму необходимыми ресурсами, комплектующими, информацией, банковскими, страховыми и другими услугами); стратегии фирм, их структура и соперничество (создают конкурентную среду и развивают конкурентные преимущества). Развитие конкурентоспособности региона, как и страны в целом, осуществляется по следующим четырем стадиям (уровням): конкуренция на основе факторов производства — конкуренция на основе инвестиций — конкуренция на основе нововведений — конкуренция на основе богатства. Первые три стадии обеспечивают экономический рост, последняя обусловливает застой и спад.

На первой стадии — благодаря факторам производства: природным ресурсам, благоприятным условиям для производства товаров, квалифицированной рабочей силе (обеспечивается одним детерминантом);

На второй стадии — на основе агрессивного инвестирования (в основном национальных фирм) в образование, технологии, лицензии (обеспечивается тремя детерминантами);

На третьей стадии — за счет создания новых видов продукции, производственных процессов, организационных решений и других инноваций путем действия всех составляющих «ромба»;

На четвертой стадии — за счет уже созданного богатства и опирается на все детерминанты, которые используются не полностью.

Важнейший инструмент маркетингового анализа является SWОT-анализ.

SWOT— это аббревиатура  четырех англоязычных слов: strengths — сильные стороны, weaknesses — слабые стороны, opportunities — возможности и threats — опасности, угрозы. SWOT-анализ предполагает в качестве результата своего применения создание матрицы анализа условий жизнедеятельности системы, которую также называют матрицей анализа имеющихся достоинств/недостатков, будущих возможностей/опасностей, по сравнению с конкурентами. На ее базе дается комплексная оценка текущего состояния территории, ее конкурентоспособности. SWOT-анализ, безусловно, должен предшествовать любому варианту планирования раз­вития территории, выступать его информационной базой.

Анализ сильных и слабых сторон территории проводится по критериям и шкалам. Каждый Критерий предполагает наполнение, присущее данному уровню организации территории (страна, регион, муниципальное образование). При этом анализу подвергаются не только собственно маркетинговые аспекты, но и многие другие, В том числе наличие и эффективность использования разно­образных территориальных ресурсов.

В частности, по критерию "маркетинг" оценке традиционно подлежат: репутация, имидж территории; доли рынка то­варов данной территории на ее собственном и других рынках; качество и известность товаров и услуг территории; цено­вая политика; действенность маркетинговых коммуникаций и системы распределения (сбыта, продаж).

Анализ внешней среды территории, ее возможностей и угроз происходит с применением соответствующих матриц, по проблематике и критериям, адекватным внешней среде территории соответствующего уровня, но в любом случае — в координатах вероятности успеха и его значимости , а также вероятности происшествия и серьезности последствии.

Тематика возможностей и угроз, по которым оценивается внешняя среда территории, может варьироваться в зависимости от стратегических целей, но в любом случае важно вы­явить важные для нее изменения во внешней среде, которые воздействуют на разные аспекты деятельности территории и оценить перспективы и угрозы (отрицательные и положительные факторы) для будущего развития.

К факторам, внешним по отношению к территории и вместе с тем присущим определенной стране, можно отнести: темпы инфляции, политику государства в области финансов и экономического законодательства (блок экономических факторов); изменение конъюнктуры по конкретным видам продукции, услуг (рыночные); изменение технологий производства в различных сферах (технологические); наличие возможных конкурентов (других территорий), их слабые и сильные стороны, факторы конкуренции; изменение ожида­ний инвесторов, предпринимателей, населения (социальные) и т.д. Анализ всех внешних факторов дает возможность оценить как возможности, так и опасности со стороны внешней среды, что позволяет в какой-то степени "застраховать" территорию от неудач.

Специалисты рекомендуют включать в анализ внешней среды и потенциала территории следующие моменты.

    1. Определение того, какие секторы играют доминирующую роль в экономике территории по уровню занятости, продаж, налоговых поступлений и связей с другими секторами экономики.
    2. Выявление существенных связей между местной и "внешней" экономикой для того, чтобы оценить степень влияния секторов территориальной экономики на изменения "вышестоящих" и "нижестоящих" уровней — региональной, национальной и международной экономики и наоборот.
    3. Оценка потенциала территории для экономического роста, стабильности или упадка, определение тех возможных обстоятельств, которые могут вызвать или дополнить каждое направление развития.
    4. Определение обстоятельств, важных для населения и органов управления территорией, которые могут оказать наиболее сильное воздействие на занятость, продажи, доходы (личные и общественные) и затраты, экономическую производительность, качество труда и уровень жизни на территории.

Информация о работе Конкурентноспособность региона