Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 21:14, курсовая работа
Изучение конкурентных преимуществ имеет большое значение для управления предприятием, так как развитие организации неизбежно связано конкуренцией и противостоянием на рынке другим производителям и поставщикам аналогичной продукции.
Конкурентные преимущества должны обеспечивать уникальность торговой марки и удовлетворять специфические потребности клиента.
Следовательно, тема курсовой работы является актуальной и важной. Так как завоевание и сохранение конкурентных преимуществ являются, как известно, ключевой функцией управления предприятием. Особенно важно добиться преимуществ на насыщенных рынках, где спрос удовлетворяется многими поставщиками.
Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований и изучении конкурентных преимуществ организации.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы управления конкурентными преимуществами предприятия……………………………………………………………………...4
2.Среда функционирования ЗАО «Тандер» («Магнит»)……………..……13
3.Управление конкурентными преимуществами в ЗАО «Тандер» («Магнит»)……………………………………………………………………...25
4.Направления совершенствования управления конкурентными преимуществами ЗАО «Тандер» («Магнит»)……………………………...35
Выводы…………………………………………………………………...........41
Список использованной литературы……………………………………......43
Наиболее полной характеристикой персонала как фактора внутренней среды является социальная структура персонала, сгруппированная по 12 признакам: пол, возраст, стаж работы, образование и так далее. В таблице 6. Приведен анализ персонала сети «Магнит» по одному из общих признаков – возрасту.
Таблица 5 – Распределение сотрудников сети супермаркетов «Магнит» в г. Чебоксары по возрасту(2010-2012)гг.
Группы сотрудников по возрасту, лет |
Численность рабочих на конец года, чел. |
Удельный вес, % | ||||
2010 |
2011 |
2012 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Продолжение таблицы 5 | ||||||
До 20 |
2840 |
3200 |
3160 |
5,3 |
5,9 |
6,3 |
20 - 30 |
6700 |
7250 |
7350 |
10,6 |
11,0 |
11,8 |
30 - 40 |
14700 |
14980 |
16380 |
15,9 |
17,6 |
23,6 |
40 - 50 |
27720 |
28710 |
30060 |
22,7 |
22,8 |
22,9 |
50 - 60 |
15400 |
15290 |
14740 |
30,3 |
28,7 |
23,6 |
Свыше 60 |
2400 |
2280 |
2040 |
15,2 |
14,0 |
11,8 |
Средний возраст сотрудников по предприятию |
39,5 |
39,1 |
39,0 |
- |
- |
- |
Итого |
1766 |
1832 |
1890 |
100 |
100 |
100 |
Приведенные в таблице 5 данные позволяют сделать вывод о том, что за исследуемый период ощутимо повысилась доля сотрудников компании в возрастных границах 30-40 лет, и также снизилась доля работников предпенсионного и пенсионного возраста. Эти факторы привели к тому, что средний возраст сотрудников сети «Магнит» снизился на 0,5 г. и составил ровно 39 лет [ 21].
Анализ факторов внутренней среды сети «Магнит» целесообразно продолжить анализом такого значимого фактора как продукция предприятия. Несмотря на то, что у супермаркетов «Магнит» существует собственное производство некоторых продуктов питания (собственная выпечка), основная масса товаров, реализуемых сетью является продукцией сторонних производителей. Тем не менее, данный фактор внутренней среды может быть проанализирован по такой важной характеристике как ассортимент.
Ассортимент супермаркета «Магнит» можно разделить на основной и сопутствующий. Основной ассортимент представлен пятнадцатью крупными ассортиментными группами. В качестве сопутствующего ассортимента выступают промышленные, в частности хозяйственные, товары: мыло, стиральные порошки и другие средства бытовой химии, спички, то есть то, в чем может существовать потребность покупателя помимо продовольственных товаров.
Номенклатура типового супермаркета «Магнит» включает в себя продукцию пятнадцати основных ассортиментных групп (рисунок 1) [20].
Источник: ИА Инфолайн
Рисунок 1 - Доли основных товарных групп в общем ассортименте сети супермаркетов «Магнит»
Насыщенность представленной номенклатуры, то есть общее число составляющих ее отдельных продуктов, у объекта изучения равно 769. Средняя насыщенность товарного ассортимента (средняя товарная линейка) супермаркета «Магнит» определяется делением общего количества продукции (769) на количество ассортиментных групп (15). Таким образом, средняя товарная линейка супермаркета охватывает 51 позицию.
К тому же все вышеперечисленные факторы внешней и внутренней среды ведут к получению прибыли, выраженной в финансовом результате деятельности магазина «Магнит», представленной в таблице 6 [21].
Таблица 6 - Финансовые результаты деятельности магазина «Магнит» за 2011- 2012 гг.[Приложение А]
Показатели |
Год |
Отклонение, (+;-) |
Темп изменения, % | |
2011 |
2012 | |||
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг, руб. |
231177 |
236337 |
5160 |
102 |
Продолжение таблицы 6 | ||||
2. Себестоимость проданных товаров, продукции и услуг, руб. |
44830 |
44227 |
- 603 |
99 |
3. Валовая прибыль, руб. |
186347 |
192110 |
5763 |
103 |
4.Коммерческие расходы, руб. |
1360 |
407 |
- 953 |
30 |
5.Прибыль (убыток) от продаж, руб. |
71520 |
47888 |
- 23632 |
67 |
6. Прочие доходы, руб.: |
29920 |
14094 |
15826 |
47 |
7. Прочие расходы, руб |
428050 |
68114 |
- 359936 |
16 |
8.Прибыль (убыток) до налогообложения, руб. |
3036869 |
5314263 |
2277394 |
175 |
9.Чистая прибыль (убыток), руб. |
2857011 |
4990785 |
2133774 |
175 |
Величина чистой прибыли в 2012 г. на 213774 руб. больше, чем в 2012 г., при этом валовая прибыль в 2011г. была меньше на 5763 руб. по сравнению с 2013 г. Это связано со значительной величиной прочих расходов в 2012 г., сопоставимой с прибылью от продаж.
Для усовершенствования конкурентных преимуществ необходимо улучшить организационную структуру управления.
Структура управления ЗАО «Тандер» имеет вид линейно-функциональной (рис. 2).
Рисунок 2 – Организационная структура управления ЗАО «Тандер» («Магнит»)
Линейно-функциональная структура - это синтез линейного и функционального управления. Функциональные звенья теряют право принятия решений и непосредственного руководства нижестоящими подразделениями. Они принимают участие в постановке задач, подготовке решений, помогают линейному руководителю в реализации отдельных функций управления [22]. Так, например, отдел по закупкам занимается поиском поставщиков, подготовкой, разработкой и заключением договоров поставки, которые в свою очередь затем подписываются директором. Основной задачей бухгалтерии является подготовка бухгалтерской отчетности, также утверждаемой директором. Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны в условиях, когда аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся задачи, и посредством жесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом. В то же время выявились существенные недостатки, среди которых отмечают следующие:
- невосприимчивость к
- жесткость системы отношений между звеньями и работниками аппарата управления, обязанными строго выполнять установленные правила;
- медленная передача и
Исходя из этого, одним из основных путей совершенствования организационной структуры управления ЗАО «Тандер» является применение достижений информационных технологий. Такие технологии позволяют и работникам, и руководителям высшего звена очень быстро получать необходимую информацию. Распоряжения могут передаваться с одного на другой конец фирмы, а решения способны низшие ее звенья. Благодаря этому повышается оперативность управления, более того, могут быть ликвидированы целые звенья административного аппарата, существовавшие лишь для сбора, структурирования и распространения информации.
Другой вариант совершенствования организационной структуры управления ЗАО «Тандер» - оптимизация маркетинговой службы, способной осуществлять выбор максимальной глубины рыночного спроса, включая мельчайшие его оттенки. Наиболее целесообразно применить товарную организацию отдела маркетинга, построенную по принципу разделения маркетинга по отдельным укрупненным товарным группам. При данном виде организации по каждому товару (товарной группе) имеется свой заведующий сектором с определенным штатом сотрудников, выполняющих все функциональные задачи маркетинга по данному товару. Такое построение отдела будет эффективно для организационной структуры ЗАО «Тандер», т.к. оно имеет широкую номенклатуру товаров с возможностью их реализации на большом количестве однородных рынков. Это дает возможность комплексного изучения спроса и определения перспективных потребителей по всей номенклатуре товара.
Большое значение также будет иметь внедрение метода управления по целям, получившего широкое распространение в управлении зарубежными фирмами. Одной из главных особенностей данного метода является существование четкой иерархии целей внутри организации. Каждый руководитель от наивысшего до самого низшего уровня должен иметь цели, которые обеспечивают поддержку целей руководителей, находящихся на более высоком уровне (рис. 3).
Цель – извлечение прибыли
Главная задача
Координация и управление крупнейшей торговой розничной сетью России в формате «дискаунтер» - «Магнит»
Стратегия развития компании:
Достижение максимальной зоны покрытия сети магазинов "Магнит"
Стратегический
Маркетинг Управление
Разработка Реализация Увеличить объем Усилить координацию Увеличить Снизить
действий действий продаж деятельности персонала рентабель. раходы
Увеличить
ассортимент
Рисунок 3 - Дерево целей ЗАО «Тандер».
Внедрение мероприятий, направленных на разграничение полномочий и установление четкой взаимосвязи между различными уровнями управления, позволит повысить объективность деятельности организации и, будет способствовать решению целого ряда задач:
- разграничить полномочия и
зоны ответственности между
- определить слабые и сильные стороны организации;
- формализовать взаимоотношения по вертикали и по горизонтали;
- повысить ответственность персонала;
- позволит руководителям
Таким образом, структура аппарата управления имеет линейно-функциональный тип. К положительным сторонам данной структуры можно отнести экономию затрат и облегчение интеграции затрат. Общее собрание акционеров является высшим органом управления ЗАО «Тандер». Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Так как сеть супермаркетов «Магнит» не является производственным или финансовым предприятием, а осуществляет свою профессиональную деятельность в сфере розничной торговли продуктами питания и бытовыми товарами, то для предприятия не все факторы внутренней среды являются основополагающими.
Следовательно, из изученной нами ранее информации в этой главе отчетливо видно, что внешняя среда, проявление которой в малой степени зависит от организации, и внутренняя среда, почти целиком определяемая руководством организации, является наиболее существенными факторами конкурентоспособности на рынке и достижения основной цели деятельности предприятия, т.е. получение наибольшей прибыли.
3.Управление конкурентными преимуществами в ЗАО «Тандер» («Магнит»)
Миссия компании звучит так: «Мы работаем для повышения благосостояния наших покупателей, сокращая их расходы на покупку качественных товаров повседневного спроса, бережно относясь к ресурсам компании, улучшая технологию и достойно вознаграждая сотрудников»[21].
Цель компании: Обеспечение высокой степени жизнестойкости и конкурентоспособности компании посредством поддержания систем жизнеобеспечения на необходимом уровне, своевременной и качественной адаптации представляемой услуги к требованиям изменяющегося правопорядка и приоритетов потребителей[21].
К тому же сеть магазинов "Магнит" это:
• ведущая розничная сеть по торговле продуктами питания в России;
• розничная сеть «Магнит» работает для повышения благосостояния своих клиентов, предлагая им качественные товары повседневного спроса по доступным ценам. Компания ориентирована на покупателей с различным уровнем доходов и поэтому ведет свою деятельность в четырех форматах: магазин «у дома», гипермаркет, магазин «Магнит Семейный» и магазин косметики;
• «Магнит» является лидером по количеству продовольственных магазинов и территории их размещения. На 30 сентября 2013 года сеть компании включала 7 646 магазинов, из них: 6 783 магазина в формате «магазин у дома», 148 гипермаркетов, 30 магазинов «Магнит Семейный» и 685 магазинов «Магнит Косметик»;
• магазины розничной сети «Магнит» расположены в 1 763 населенных пунктах Российской Федерации. Зона покрытия магазинов занимает огромную территорию, которая растянулась с запада на восток от Пскова до Нижневартовска, а с севера на юг от Архангельска до Владикавказа. Большинство магазинов расположено в Южном, Северо-Кавказском, Центральном и Приволжском Федеральных округах. Также магазины «Магнит» находятся в Северо-Западном, Уральском и Сибирском округах. Магазины розничной сети «Магнит» открываются как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах. Около двух третей магазинов компании работает в городах с населением менее 500 000 человек;
Информация о работе Конкурентные преимущества предприятия (на материалах ЗАО «Тандер («Магнит»))