Конкурентоспособность выпускаемых товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование предприятия, определение путей и методов повышения конкурентоспособности товара.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
•теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции», изучение его сущности;
•определение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности продукции;
•анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности продукции;
•определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции;
•определение конкурентоспособности на примере конкретного товара.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы конкурентоспособности выпускаемых товаров………………………………………………………………............5
1.1Экономическая сущность и понятие конкурентоспособности …………5
1.2Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности
продукции предприятия…………………………………………………..11
1.3Основные методы оценки конкурентоспособности………………….....18
2.Анализ возможностей выхода ОАО «Букет Чувашии» на международный рынок…………………………………………………...24
2.1Общая характеристика ОАО «ЧПФ «Букет Чувашии»………………...24
2.2Анализ эффективности маркетинговой деятельности ОАО «ЧПФ «Букет Чувашии» на внутреннем рынке………………………………...31
3.Пути и методы повышения конкурентоспособности товара…………..35
3.1Формирование маркетинговой стратегии выхода ОАО «Букет Чувашии» на международный рынок……………………………………35Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

МаркетингКурсовая.docx

— 72.28 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Теоретические основы конкурентоспособности выпускаемых товаров………………………………………………………………............5
    1. Экономическая сущность и понятие конкурентоспособности …………5
    2. Факторы, критерии и показатели  конкурентоспособности

продукции предприятия…………………………………………………..11

    1. Основные методы оценки конкурентоспособности………………….....18
  1. Анализ возможностей выхода ОАО «Букет Чувашии» на международный рынок…………………………………………………...24
    1. Общая характеристика ОАО «ЧПФ «Букет Чувашии»………………...24
    2. Анализ эффективности маркетинговой деятельности ОАО «ЧПФ «Букет Чувашии» на внутреннем рынке………………………………...31
  2. Пути и методы повышения конкурентоспособности товара…………..35
    1. Формирование маркетинговой стратегии выхода ОАО «Букет Чувашии» на международный рынок……………………………………35

Заключение……………………………………………………………………….41

Список литературы………………………………………………………………43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Выбор темы настоящей работы обусловлен чрезвычайной актуальностью для всех стран мирового хозяйства проблемы повышения конкурентоспособности, как самих хозяйствующих субъектов, так и создаваемых ими объектов (товаров или услуг).

Формирование потенциальной  возможности хозяйствующих субъектов  к конкурентной борьбе и достижению эффективных результатов в сегодняшних  условиях осложняется в связи  с необходимостью постоянного приспособления к изменяющимся условиям, что требует, в свою очередь, поиска научно-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности. Разработка таких концепций обуславливает  необходимость глубокого исследования как самой экономической категории  конкурентоспособности, ее особенностей и признаков, так и сущности влияния  общемировых тенденций, политических факторов, особенностей конкретно-исторической стадии развития на процесс ее формирования и совершенствования. Т. е. в рыночной экономике категория конкурентоспособности  является одной из ключевых, поскольку  ее уровень определяет успех или  неудачу в деятельности предприятия, а повышение конкурентоспособности  продукции и как следствие  рост ее экспорта являются средствами для повышения уровня жизни населения  страны.

Целью настоящей работы является исследование предприятия, определение путей и методов повышения конкурентоспособности товара.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции», изучение его сущности;
  • определение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности продукции;
  • анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности продукции;
  • определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции;
  • определение конкурентоспособности на примере конкретного товара.

При написании курсовой работы были использованы методы анализа, а также методы обработки результатов маркетинговых исследований, включающих методы экспертных оценок, методы экономико-математического моделирования.

Следует отметить довольно высокую степень разработанности  исследуемой проблемы в научной  литературе. Теоретической и методологической основой исследования данной курсовой работы являются научные труды отечественных  и зарубежных ученых по проблемам  оценки и повышения конкурентоспособности  продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы конкурентоспособности продукции предприятия

 

1.1  Экономическая сущность  и понятие конкурентоспособности  продукции предприятия

Развитие рыночных отношений  неразрывно связано с борьбой  товаропроизводителей за более выгодные условия производства и сбыта  товаров с целью получения  максимальной прибыли. В научной  литературе и обыденном общении  подобное столкновение интересов получило название конкуренция.

Понятие конкуренции лежит  в основе такой экономической  категории, как конкурентоспособность.

Конкурентоспособность как  экономическая категория выражает функциональный результат использования  множества факторов действия конкуренции  на различных уровнях и сегментах  рынка.

       Конкурентоспособность  отдельного товара (услуги) определяется  как его преимущество по сравнению  с каким-то другим товаром (аналогичным  или товаром-заменителем) при  решении потенциальным покупателем  (заказчиком) своих проблем.

Термин «конкурентоспособность»  рассмотрен в трудах многочисленных отечественных и зарубежных исследователей. Из самого названия следует, что конкурентоспособность  – это, прежде всего, способность  конкурировать или соперничать. Дальнейшее уточнение данного термина  раскрывает особенности объектов конкурентоспособности, цели и масштабы оценки, и позволяет  ответить на следующие вопросы:

1.  С кем (чем) конкурировать?

2.  По каким критериям  и показателям?

3. На каком уровне конкурировать?

Ответ на первый из поставленных вопросов является основополагающим, так как указывает на объект оценки конкурентоспособности, то есть на то, что оценивается. Ответы на остальные  вопросы учитывают особенности  объекта и позволяют увидеть, где и как реализуется способность  объекта конкурировать. Таким образом, конкурентоспособность как термин нельзя рассматривать вне связи  с объектом. Объектами оценки могут  быть товары, фирмы, отрасли, регионы  и страны.

Конкурентоспособность продукции  лежит в основе всех уровней конкурентоспособности, так как является важнейшим атрибутом  экономики и затрагивает всех товаропроизводителей. Конкурентоспособность  товара определяет во многом конкурентоспособность  и самого предприятия, его финансово-экономическое  состояние и репутацию. Но это  возможно только в том случае, если в структуре реализованной продукции  на долю конкурентоспособного товара приходится наибольшая выручка и  значительная часть прибыли.

Нередко конкурентоспособность  продукции отождествляют с качеством  продукции, забывая, что, во-первых, с  позиций качества сравнимы лишь однородные товары, а во-вторых, помимо качественных характеристик, конкурентоспособность  товара включает также потребительские  и ценовые.

Существует множество  определений конкурентоспособности  продукции. Например, в работе Трубилина  конкурентоспособность товара трактуется как комплекс его потребительских  и стоимостных характеристик, определяющих успех на рынке[7;715].

В работе  Гарбацевича  конкурентоспособность продукции  определяется ее конкурентным преимуществом  на внутреннем и внешнем рынках, что достигается на основе сочетания  эффективного использования всех ресурсов с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара, который имеет спрос, удовлетворяет  конкретные потребности покупателя и обеспечивает стабильность получаемой прибыли и повышение эффективности товаропроизводителя.

Однако в данном определении  неучтено то, что конкурентные преимущества могут предполагать и более высокие  цены продукции, которые оправдываются  предоставлением больших выгод.

Наиболее удачным определением конкурентоспособности продукции  является определение Плясункова, согласно которому конкурентоспособность продукции – комплексная много аспектная характеристика, отражающая способность продукции в течение периода ее производства соответствовать по качеству требованиям конкретного рынка (рынков), адаптироваться по соотношению качества и цены к предпочтениям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при ее реализации.[10;428]

Конкурентоспособность товара — понятие относительное, ее можно  прогнозировать в процессе разработки образцов, однако реальная конкурентоспособность  оценивается только на рынке при  сопоставлении как с характеристиками, так и с условиями продажи  и сервиса аналогичных товаров-конкурентов.

При оценке конкурентоспособности  экспортируемых отечественных товаров  необходимо учитывать наличие таких  факторов, как недостаточность технической  и экономической информации, так  как изготовителями в основном используются проспекты и каталоги конкурентов; длительность сроков и частые сбои при исполнении заказов; отсутствие достаточно развитых и приближенных к иностранным потребителям сетей  сбыта товара; отсутствие объективной  оценки уровня издержек потребления  у конкурентов и т.д. Влияние  этих факторов должно быть по возможности  сведено к минимуму.

На рынке товаров конкурентоспособность  рассматривается с точки зрения потребителя. При этом совершенно очевидно, что покупателя прежде всего интересует эффективность потребления (Эп), определяемая как отношение суммарного полезного эффекта, т.е. суммарных потребительских свойств товара (Р) к полным затратам на приобретение и использование товара (С). Следовательно, условия конкурентоспособности товара со стороны потребителя принимают вид:

Эп=P/С                

В этих условиях изготовитель никогда не забывает о своих собственных  интересах. Рентабельность его собственной  деятельности - основное условие коммерческого  успеха. Для обеспечения преимуществ  поставляемого товара по уровню цены, качеству, условиям поставки и сервису  производитель вынужден, как правило, расходовать дополнительные средства, выделяемые им из прибыли. Поэтому для  производителя условия конкурентоспособности  его товара в практическом плане  оцениваются как отношение общей  выручки от реализации к совокупным издержкам на изготовление, доставку товара и его сервисное обслуживание.

Подход к оценке товара с позиции производителя традиционен  и выражает прежде всего стратегию  продаж, достижения их безусловной  рентабельности. При этом продавцы непременно должны использовать оценку конкурентоспособности их товаров  с позиции покупателей, как один из важнейших ориентиров в своей  работе в условиях рыночной конкуренции.

Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную  интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его  привлекательность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в  правильном определении содержания этой характеристики. Все заблуждения  начинаются именно здесь.

Большинство новичков сосредотачивается  на параметрах товара и затем для  оценки конкурентоспособности сопоставляет между собой некоторые интегральные характеристики такой оценки для  разных конкурирующих товаров. Нередко эта оценка просто-напросто охватывает показатели качества, и тогда (нередкий случай) оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывает неверность такого подхода. Более того, исследования многих товарных рынков однозначно показывают, что конечное решение о покупке только на треть связано с показателями качества товара. А другие две трети? Они связаны со значительными и достаточно весомыми для потребителя условия­ми приобретения и будущего использования товара.

В общем, виде, конкурентоспособность  – это сравнительное преимущество.

Начало создания теории сравнительных  преимуществ относят к концу XVIII – XIX вв., когда в трудах Д. Рикардо  были изложены основные положения теории сравнительных издержек[20]. Сущность теории состояла в том, что преимущество в обмене получают те страны, которые производят продукцию с меньшими издержками.

Новые тенденции в развитии мирового хозяйства в последние  десятилетия потребовали пересмотра ряда взглядов. Наиболее значительны  в девяностые годы были исследования М.Е. Портера, разработавшего теорию конкурентного  преимущества[3;439].

М.Е. Портер пришел к выводу, что ни один из факторов, таких как  наличие рабочей силы, практика управления, государственная политика и т. д., взятые в отдельности не позволяют  достаточно убедительно ответить на вопрос, что определяет успех фирмы. Конкурентоспособность, по Портеру, отражает продуктивность использования ресурсов. Следовательно, для обеспечения  конкурентоспособности фирмы постоянно  заботятся о наиболее полном и  эффективном использовании имеющихся  в их распоряжении (и приобретаемых  в будущем) всех видов ресурсов.

По Портеру, конкурентоспособность  не является имманентным (внутренне  присущим) качеством. Конкурентоспособность  может быть оценена в сравнении конкурентов. Поэтому конкурентоспособность – понятие относительное.

М. Е. Портер считает необходимым  проводить анализ среды. Портер выделил  следующие факторы внешней среды, влияющие на успех в конкурентной борьбе (рис. 1) и назвал их «детерминанты  ромба».


 




 

Информация о работе Конкурентоспособность выпускаемых товаров