Конкурентоспособность выпускаемых товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование предприятия, определение путей и методов повышения конкурентоспособности товара.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
•теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции», изучение его сущности;
•определение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности продукции;
•анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности продукции;
•определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции;
•определение конкурентоспособности на примере конкретного товара.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы конкурентоспособности выпускаемых товаров………………………………………………………………............5
1.1Экономическая сущность и понятие конкурентоспособности …………5
1.2Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности
продукции предприятия…………………………………………………..11
1.3Основные методы оценки конкурентоспособности………………….....18
2.Анализ возможностей выхода ОАО «Букет Чувашии» на международный рынок…………………………………………………...24
2.1Общая характеристика ОАО «ЧПФ «Букет Чувашии»………………...24
2.2Анализ эффективности маркетинговой деятельности ОАО «ЧПФ «Букет Чувашии» на внутреннем рынке………………………………...31
3.Пути и методы повышения конкурентоспособности товара…………..35
3.1Формирование маркетинговой стратегии выхода ОАО «Букет Чувашии» на международный рынок……………………………………35Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

МаркетингКурсовая.docx

— 72.28 Кб (Скачать файл)

Оценка конкурентоспособности  товара производится путем сопоставления  параметров анализируемой продукции  с параметрами базы сравнения. Базой  сравнения могут быть следующие  параметры: потребность покупателей, конкурирующий товар, гипотетический образец товара, группа аналогичных  товаров, величина полезного эффекта.

Начальным этапом оценки конкурентоспособности  любого товара является определение  цели исследования. Если целью исследования является необходимость определения  положения данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам. При исследовании, ориентированном  на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изменении конъюнктуры  рынка, о товарах, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем  законодательстве и другие[6;439].

Следовательно, совокупность качественных и стоимостных характеристик  товара, способствует созданию превосходства  данного товара перед товарами конкурентами в удовлетворении конкретной потребности  покупателя, позволяет количественно  оценить конкурентоспособность  товара.

Как отмечают специалисты, в  применяемых теоретических и  методических подходах оценки конкурентоспособности  не нашел отражения тот факт, что конкурентоспособность товара можно оценивать с двух позиций: с точки зрения покупателя и с точки зрения производителя. При этом позиция покупателя отражает сегодняшнюю, сиюминутную, текущую конкурентоспособность. Производителя же интересует долговременное устойчивое положение предприятия, определяемое перспективной, потенциальной конкурентоспособностью, которая зависит от того, на какой стадии жизненного цикла находится тот или иной вид продукции.

Для оценки конкурентоспособности  продукции можно использовать аналитические  и графические методы оценки. К  аналитическим методам можно  отнести:

- Модель Розенберга;

- Расчет интегрального  показателя конкурентоспособности;

- Оценка конкурентоспособности  на основе уровня продаж;

- Модель с идеальной  точкой;

- Методика Гребнева.

 

Графические методы оценки конкурентоспособности включают:

- Матрица БКГ;

- Модель «Привлекательность  рынка — преимущества в конкуренции»;

- Построение карт стратегических  групп;

- Матрица Портера.

Модель Розенберга исходит  из того, что потребители оценивают  товары с точки зрения их пригодности  для удовлетворения своих потребностей.

Она выражается формулой:

             

  =              j ,                                           (1.1)

 

где - субъективная пригодность товара (отношение к товару);

Vj - важность мотива для потребителя;

- субъективная оценка пригодности товара для удовлетворения мотива i.

С точки зрения работы с  товаром использование модели связано  с множеством проблем. Мотивы, важные для товара, часто бывает трудно определить, оценка определяется субъективными  взглядами экспертов. Высказывания опрашиваемых не дают указания на то, какие  характеристики продукта должны быть изменены, нет сравнения с идеальными характеристиками.

Положительной стороной данного  метода является то, что каждому  товару может быть поставлено в соответствие какое-либо число, что значительно  облегчает сравнение их конкурентоспособности: чем больше число, тем более конкурентоспособен продукт.

При расчете интегрального  показателя конкурентоспособности  определяют отдельные показатели конкурентоспособности  товара путем их сравнения с базовыми, эталонными показателями или показателями для товаров-конкурентов:

=   ,                                                             (1.2)

где - показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

   - величина i-го параметра товара;

- величина i-го  параметра для товара-эталона.

Особенность модели с идеальной  точкой заключается в том, что  в нее введена добавочная компонента — идеальная величина характеристики товара:

=                                     (1.3)

 

где - оценка потребителями марки j;

Wk - важность характеристики k (k=1,…,n);

Bjk - оценка характеристики k марки j с точки зрения потребителей;

Ik - идеальное значение  характеристики k марки j с точки  зрения потребителей;

r - параметр, означающий при  r=1 постоянную, а при r=2 убывающую  граничную пользу.

Смысл этой формулы: товар  следует предпочесть другому  в случае, если его удаление от идеальной  точки меньше .

Преимущества метода заключаются  в том, что он дает представление  об идеальном, с точки зрения потребителя, продукте.

Конкурентоспособность товара определяется по величине отклонения данной оценки от идеальной величины.

При оценке конкурентоспособности  на основе уровня продаж предполагается, что уровень конкурентоспособности  — это относительная характеристика товара, выражающая степень его предпочтения на данном рынке товару-аналогу. В  этом случае критерием конкурентоспособности  может служить относительная  доля продаж B0i оцениваемого товара по сравнению с конкурентом:

= ,                                                         (1.4)

 

где - объем продаж данного товара за определенный период;

- объем продаж  товара-конкурента за тот же  период.

Отрицательной предпосылкой данного метода является то, что  в основе оценки лежит экспертный метод, то есть оценка определяется субъективными  взглядами экспертов.

Положительной стороной данного  метода является то, что в данном методе учитывается влияние различных  факторов: технико-экономических, коммерческих, нормативно-правовых.

Алгоритм расчета конкурентоспособности  товара Гребнева включает следующие  этапы:

1. Разработка на основе  знания рынка и требований  к товару совокупность показателей  его качества.

2. Выбор из этой совокупности  несколько важнейших показателей  (параметров качества).

3. Получение количественных  характеристик значимости (ai) каждого из i-го параметра путем опроса эксперта.

4. Формирование модели  эталона, т. е. образца товара  в разрезе выбранных параметров  с позиции покупателей, с заданием  его количественных оценок.

5. Разработка количественных  оценок тех же самых параметров  качества по своему изделию  и по изделию конкурентов.

6. Оценка уровня качества  или потребительского эффекта  своего товара и товара конкурентов  по формулам:

 К = ,                                                    (1.5)

 

 К = ,                                                   (1.6)

где - количественная оценка i-го параметра качества соответственно по своему изделию и по изделию конкурента;

 - количественная оценка i-го параметра качества эталона-образца с позиции показателя.

7.Расчет цены потребления  своего товара и определение  цены потребления товара конкурента  с учетом отпускной или розничной  цены и эксплуатационных расходов  в период пользования товара.

8.Расчет интегрального  показателя конкурентоспособности  своего товара по формуле:

=                                                               (1.7)

 

9.Если товар планируется  экспортировать, то необходима проверка  выбранных параметров качества  на соответствие интернациональным  или национальным стандартам  предполагаемого импортера. Если  хотя бы один из нормативных  параметров не соответствует  установленному стандарту, необходимо  такое несоответствие устранить.

 

 = *,                                                   (1.8)

где ,  - произведение всех показателей:

,  = 1, если все  показатели соответствуют стандарту,

,  = 0, если хотя  бы один из показателей не  соответствует стандарту.

Считается, что если коэффициент  конкурентоспособности меньше единицы, то предприятие предлагает на рынок  явно не конкурентоспособный товар, и необходимо изменить его технические  и экономические характеристики. Более того, считается, что превышение данного значения на 10-20% слишком  мало, чтобы быть уверенным в успехе на рынке. Однако если это превышение составляет 30-50%, то считается, что предприятие  занимает достаточно устойчивое положение. Превышение 50-70% говорит о верности выбранного направления действия фирмы  на рынке[5;177].

 

 

 

 

 

 

2. Анализ возможностей  выхода ОАО «Букет Чувашии»  на международный рынок

 

2.1 Общая характеристика  ОАО «ЧПФ «Букет Чувашии»

ОАО «Букет Чувашии» учреждено  в соответствии с Указом Президента РФ «Об организационных мерах  по преобразованию государственных  предприятий, добровольных объединений  государственных предприятий в  акционерные общества» от 01.07.1992 г. №721 на основе распоряжения государственного комитета Чувашской Республики по управлению государственным имуществом от 31.12.1992 г. №408 при преобразовании государственного предприятия в процессе приватизации «Пивоваренный завод «Чебоксарский - 1» в акционерное общество открытого  типа. [1.C.93]

Акционерное общество открытого  типа «Чебоксарская пивоваренная фирма  «Букет Чувашии» зарегистрировано Постановлением главы администрации Калининского района г. Чебоксары (Чувашская Республика) от 20.01.1993 г. №7/17.

Постановлением администрации  Калининского района г. Чебоксары от 01.08.1996 г. №541/1 Общество перерегистрировано в ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии»».

Филиалов и представительств в соответствии с Уставом Общества нет.

Миссия предприятия - сохранение и развитие лучших традиций чувашского и российского пивоварения с  использованием передовых технологий в производстве и продвижении  продукции.

Уставный капитал Общества составляет 3 020 200 руб. и разделен на 120 808 обыкновенных именных акций. Номинальная  стоимость одной акции составляет 25 руб.

Количество акционеров (участников) эмитента. Общее количество лиц, зарегистрированных в реестре акционеров эмитента всего 94, в том числе:

- количество физических  лиц 92 (93,7%)

- количество юридических  лиц 2 (резидент 0,1%, нерезидент 6,2%)

Основные виды деятельности Общества в соответствии с Уставом:

- Производство пива, безалкогольных  напитков, минеральной воды, ликероводочных  изделий, товарного солода;

- Торгово-коммерческая деятельность;

- Оказание транспортно  - экспедиционных услуг по перевозке  и организации хранения грузов;

- Производство, заготовка,  переработка, хранение и реализация  сельскохозяйственной, животноводческой  и птицеводческой продукции;

- Розничная и комиссионная  торговля, и организация общественного  питания;

- Строительство и эксплуатация  складов, магазинов, отвечающих  целям и задачам Общества;

- Предоставление в аренду  складских помещений и связанных  с ними услуг.

Управление Обществом  осуществляет Совет директоров и  единоличный исполнительный орган  Общества - генеральный директор, назначаемый  Советом директоров.

Численность персонала Общества по состоянию на 31 декабря 2011 г. составила 625 человек.

В 2011 году основными видами деятельности Общества оставались производство пива (78,4%), кваса (17,6%), безалкогольных напитков (1,2%), минеральной воды (0,8%) и ржаного солода (2,0%). План производства по пиву выполнен на 104,4%, по напиткам на 77,2%, по квасу на 184,5% и минеральной воде на 209,2%. По сравнению с прошлым годом падение производства по пиву составило 14%. По отрасли в целом по России зафиксировано падение на 5,9% (данные Росстат). План производства ржаного солода выполнен на 119,7,0%.

Инновации 2011 года - пиво «Букет Чувашии «Лайт», «Солодовенный нектар «Гранат», безалкогольные напитки на сахаре «Букетик Буратино», «Букетик Груша», «Букетик Ананас», «Букетик Ириска».

Система менеджмента качества и безопасности выпускаемой пищевой  продукции, отвечает требованиям международных  стандартов, сертифицировавшись по двум международным стандартам ISO 9001:2008 и ISO 22000:2005 (Система менеджмента качества и безопасности пищевой продукции). [18]

Основные показатели эффективности  использования основных фондов представлены в таблице 2.1.

 Показатели

Год 2010

Год 2011

Абсолютное отклонение, (+,-)

Темп изменения, %

1. Выпуск пива в натуральном  выражении

5 517

4 747

- 770

86,0

2. Продажи пива в натуральном  выражении

5 532

4 723

- 809

85,4

3.Выпуск товарной продукции

1 139 675 

1 027 964

111 711

110,9

4. Выручка от реализации  продукции, работ и услуг

1 072 263 

1 232 723

160 460

115,0

5. Прибыль от реализации  продукции работ и услуг

254 235 

288 511

34 276

113,5

6.Основные средства

294 217

345 992

51 775

117,6

7. Фондоотдача

3,64

3,56

-0,08

97,8

8.Фондоёмкость

0,27

0,28

0,01

103,7

9.Рентабельность продаж по чистой прибыли, %

7,6

11,8

4,2

155,5

10. Затраты на 1рубль реализованной  продукции

0,00076

0,00077

0,00001

100,4

Информация о работе Конкурентоспособность выпускаемых товаров