Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:31, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование предприятия, определение путей и методов повышения конкурентоспособности товара.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
•теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции», изучение его сущности;
•определение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности продукции;
•анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности продукции;
•определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции;
•определение конкурентоспособности на примере конкретного товара.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы конкурентоспособности выпускаемых товаров………………………………………………………………............5
1.1Экономическая сущность и понятие конкурентоспособности …………5
1.2Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности
продукции предприятия…………………………………………………..11
1.3Основные методы оценки конкурентоспособности………………….....18
2.Анализ возможностей выхода ОАО «Букет Чувашии» на международный рынок…………………………………………………...24
2.1Общая характеристика ОАО «ЧПФ «Букет Чувашии»………………...24
2.2Анализ эффективности маркетинговой деятельности ОАО «ЧПФ «Букет Чувашии» на внутреннем рынке………………………………...31
3.Пути и методы повышения конкурентоспособности товара…………..35
3.1Формирование маркетинговой стратегии выхода ОАО «Букет Чувашии» на международный рынок……………………………………35Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………43
Таблица 2.1. Анализ эффективности использования основных фондов, на ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» за 2010-2011 гг. (тыс. руб.)
Показатели финансово-
Несмотря на количественное падение производства приоритетного вида продукции - пива, объемы товарной продукции в денежном выражении и выручки от реализации продукции увеличились по сравнению с прошлым годом соответственно на 11% и 15%. На уровне прошлого года остались затраты на 1 рубль реализованной продукции и составили 0,77 руб. Рентабельность продаж по чистой прибыли увеличилась в 1,5 раза и составила 11,8%. Фондоотдача в 2011 году составила 3,56, по сравнению с 2010 годом уменьшилась на 0,08, это говорит о том, что на каждый рубль основных средств приходится меньше выручки в среднем на 8 копеек. А фондоёмкость наоборот повысилась в отчётном году на 3,7%, основные средства использованы неэффективно.
Показатели |
Год 2010 |
Год 2011 |
Абсолютное отклонение, (+,-) |
Темп изменения, % |
1.Дебиторская задолженность |
587 730 |
672 244 |
84 514 |
114,4 |
2.Кредиторская задолженность |
129 351 |
130 674 |
1 323 |
101,0 |
3.Оборачиваемость оборотных средств, дни |
244 |
312 |
68 |
127,9 |
4.Оборачиваемость запасов |
40 |
61 |
21 |
152,5 |
5.Коэффициент срочной ликвидности, коэф. |
1,13 |
1,29 |
0,16 |
114,2 |
6.Коэффициент абсолютной ликвидности, коэф. |
0,018 |
0,26 |
0,242 |
14 раз |
Таблица 2.2. Анализ эффективности
использования оборотных
Как видно из табл. 2.2, кредиторская
задолженность осталась на уровне прошлого
года, дебиторская - увеличилась в
связи с осуществлением инвестиционных
проектов, согласно которым производились
авансовые платежи по изготовлению
и поставке производственного
Показатели ликвидности
характеризуют повышение
Основным показателям эффективности деятельности любого предприятия является его производительность труда. Он представлен в табл. 2.3.
Показатели |
Год 2010 |
Год 2011 |
Абсолютное отклонение, (+,-) |
Темп изменения, % |
1. Выпуск товарной продукции, тыс. руб. |
1 027 964 |
1 139 675 |
111 711 |
110,9 |
2. ССЧП, чел. |
614 |
625 |
11 |
101,8 |
3.Производительность, тыс. руб./чел. |
1674,21 |
1823,48 |
149,27 |
108,9 |
Таблица 2.3. Анализ производительности
труда ОАО «Чебоксарская
Из данных табл. 2.3 можно сделать выводы о том, что за счёт увеличения численности персонала на 11 человек в 2011 году, т.е. на 1,8%, выпуск товарной продукции увеличился на 10,9%, тем самым произошло увеличение производительности труда на 8,9%, это говорит об эффективном использовании трудовых ресурсов.
Таким образом, по основным показателям деятельности ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» развивается динамично, в 2011году продолжила тенденцию улучшения и планирует в перспективе работать эффективнее.
2.2 Анализ эффективности
маркетинговой деятельности
Динамика производственных показателей пивоваров России в 2011 г. оставалась отрицательной на протяжении всех четырех кварталов, как и в 2010 году. Но если в предыдущем году это было вызвано общим ухудшением макроэкономической ситуации, то в отчетном - сказалось возросшее фискальное давление на отрасль.
По итогам 2011 года на российском пивном рынке выделяются 6 игроков, причем две основные компании «Балтика» (38,0%) и «Сан Инбев» (21,1%) занимают 60% всего рынка. 35% занимают остальные компании «Саб Миллер, «Очаково», «Эфес» и «Хайникен». По сравнению с прошлым годом значительных изменений в структуре пивного рынка не произошло[17].
Доли пивоваренных компаний на территории Чувашской республики в 2011 году.
Статистика показывает, что основную долю всё-таки занимает «Букет Чувашии» - 57,8%, а остальную вся та же шестёрка лидеров[20].
В условиях возрастающей конкуренции компании стремятся увеличить долю высокомаржинальных сортов пива, приносящих максимальную прибыль. В тоже время, компании, стремясь обеспечить широкую ассортиментную линейку своей продукции, поддерживают также и низкоценовые сегменты. Этой же позиции в отчетном году придерживалось и ОАО «Букет Чувашии».
Конкурентными преимуществами пива ОАО «Букет Чувашии» на местном рынке по-прежнему остаются традиционный вкус и соотношение качества и цены продукта.
Свои перспективы развития ОАО «Букет Чувашии» связывает с продолжением выпуска традиционных сортов пива под торговой маркой «Букет Чувашии» и сортов торговой марки «Пенная коллекция», выпускаемых в четырех видах упаковки, различных объемов - стекло, ПЭТ, кеги и жестяная банка.
Сбытовая деятельность ОАО «Букет Чувашии» осуществляется несколькими каналами: отделом прямых продаж, одним местным и пятью региональными дистрибьюторами.
Основной прирост достигнут за счет прямых продаж и регионального рынка - 23,0% от общего объема продано в районах Чувашии (в 2010 г. - 19,4%) и 43,1% за пределами республики (в 2010 г. - 40,6%). Через местного дистрибьютора было реализовано 33,9% от общего объема продаж (в 2010 г. - 40%)[20].
Основную долю продаж составляет сама ЧР - 60,4%, далее по объёму идут соседние регионы: Татарстан - 8,2%, Самарская область - 5,5%, Ульяновская область - 3,3% и др. По сравнению с прошлым годом продажи сократились на 809 тыс. дал, из которых 430 тыс. дал - по Чувашской республике, 340 тыс. дал - по Самарской области и 124 тыс. дал по Татарстану[18].
Снижение продаж пива, как на местном рынке, так и в регионах было компенсировано продажами безалкогольной продукции, основную долю в которых занимал квас брожения.
Таким образом, из выше приведённых данных можно сказать, что ОАО «Букет Чувашии» занимает свою определённую долю в Чувашской республике в среднем 57,8%. На российском рынке дела обстоят по-другому. Из-за присутствия конкурентов-гигантов производителей этой продукции, таких как «Балтика», «Очаково» и других фирм, доля чувашского производителя очень мала, но тем самым и она создаёт им конкуренцию на рынке пивной продукции. Если сравнивать цены, то разница небольшая, всего лишь в 1-2 рублях. По каналам сбыта наибольшую эффективность по продажам приносит региональная дистрибьюция, что составляет 43,1%. [17]
На основе вышеперечисленных данных укажем основные положительные и отрицательные ключевые моменты, составив SWOT-анализ. SWOT-анализ является последним этапом в анализе хозяйственной деятельности корпорации ОАО «ЧПФ «Букет Чувашии». Он является одним из простейших и наиболее распространенных видов анализа в маркетинге, в процессе которого перечисляются сильные и слабые стороны компании, связанные с предприятием, его продукцией, а также возможности и угрозы. Последние являются внешними факторами, которые находятся вне сферы влияния фирмы. Возможности и угрозы не только влияют на положение компании, но и указывают на необходимость стратегических изменений SWOT - анализ предполагает осознание и рассмотрение сильных и слабых сторон организации, определение ситуаций, представляющих угрозу для бизнеса, и благоприятных рыночных возможностей.
К сильным сторонам ОАО «Букет Чувашии» относятся:
- высокая репутация фирмы на внутреннем рынке;
- постоянно обновляющийся ассортимент;
- мощная финансовая база;
- высокая степень технической оснащенности фирмы;
- стабильный покупательский спрос на внутреннем рынке;
- успешные мероприятия по продвижению продукции;
- систематический анализ потребительских предпочтений;
- четко организованная структура корпорации;
- широкая сбытовая сеть
на территории Чувашской
- конкурентоспособный уровень качества и цены продукции.
Слабыми сторонами корпорации являются:
- малая известность ОАО «Букет Чувашии» в России и за границей;
- нестабильный уровень цен на сырьё;
- недостаточно
- традиционная технология;
- высокая себестоимость продукции;
- дорогостоящий процесс продвижения новых изделий.
- отсутствие выхода на международные рынки;
- отсутствие производственных предприятий за рубежом;
Ссылаясь на сильные и слабые стороны можно выявить возможности и угрозы ОАО «Букет Чувашии» при выходе на международный рынок.
Возможности Угрозы
- ослабление законодательных ограничений;
- проникновение на новые рынки;
- снижение торговых барьеров при выходе на внешний рынок;
- разработка товаров для новой группы потребителей;
- повышение производительности на предприятиях;
- позитивное изменение курса национальной валюты; расширение доли рынка.
- достаточно сильные конкуренты;
- недобросовестная конкуренция;
- неразвитая торговая инфраструктура;
- не возврат НДС;
- валютный риск при осуществлении ВЭД;
- рост доли импорта в общем объёме продаж.
Таким образом, ОАО «Букет Чувашии» несомненно обладает большими амбициями для выхода на международный рынок пива.
3. Пути и методы повышения конкурентоспособности товара
3.1 Формирование маркетинговой
стратегии выхода ОАО «Букет
Чувашии» на международный
В современном мире конкуренция на рынке производства пива очень велика. ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» является региональной компанией, не входящая в состав крупных холдингов, которая развивалась своими силами и с помощью местных инвесторов.
Хотя по всей России Приволжский ФО округ занимает третье место, но здесь есть свои лидеры - это Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Пермская и Самарская области.
Основываясь на проведенном в предыдущем разделе анализе для ОАО «ЧПФ «Букет Чувашии» можно выделить следующие функциональные стратегии.
Стратегии, основанные на сильных сторонах и возможностях ОАО «ЧПФ «Букет Чувашии»:
1. Возможность снижения торговых барьеров при выходе на внешний рынок «открывает двери» на новые рынки сбыта.
2. Имея мощную финансовую
базу, корпорация может повысить
производительность на
3. Положительный имидж
и четко организованная
Стратегии, основанные на сильных сторонах и угрозах предприятия:
1. Конкурентоспособные уровень
качества и цены и опыт
Стратегии, основанные на слабых сторонах и возможностях:
1. Повышение производительности на фабриках на современном оборудовании позволит снизить себестоимость продукции, тем самым привлечёт потребителей.
2. Ослабление законодательных
ограничений освободит
Информация о работе Конкурентоспособность выпускаемых товаров