Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:31, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование предприятия, определение путей и методов повышения конкурентоспособности товара.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
•теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции», изучение его сущности;
•определение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности продукции;
•анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности продукции;
•определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции;
•определение конкурентоспособности на примере конкретного товара.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы конкурентоспособности выпускаемых товаров………………………………………………………………............5
1.1Экономическая сущность и понятие конкурентоспособности …………5
1.2Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности
продукции предприятия…………………………………………………..11
1.3Основные методы оценки конкурентоспособности………………….....18
2.Анализ возможностей выхода ОАО «Букет Чувашии» на международный рынок…………………………………………………...24
2.1Общая характеристика ОАО «ЧПФ «Букет Чувашии»………………...24
2.2Анализ эффективности маркетинговой деятельности ОАО «ЧПФ «Букет Чувашии» на внутреннем рынке………………………………...31
3.Пути и методы повышения конкурентоспособности товара…………..35
3.1Формирование маркетинговой стратегии выхода ОАО «Букет Чувашии» на международный рынок……………………………………35Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………43
Рисунок 1. - Детерминанты «стратегического ромба»[5;71]
Конкурентное преимущество
товара и фирма в целом не может
быть поддержана без постоянного
совершенствования всех детерминант
«ромба». Учитывая это, каждая фирма
должна постоянно поддерживать на высоком
уровне свой стратегический потенциал,
его факторы (кадры, НИОКР, технологии,
инвестиции в основные фонды, маркетинговые
исследования и коммуникации), чтобы
иметь возможность, систематически
анализируя макро и микросреды достигать
максимального конкурентного
1.2 Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции предприятия
В настоящее время существует
большое количество классификаций
факторов конкурентоспособности
1. Классификация Гарбацевича.
1.Внешние факторы
2. Внутренние факторы
определяются требованиями
2.Классификация Трубилина.
1.Факторы внешнего
2.Показатели качества
товара — показатели, определяемые
действующими стандартами,
Необходимо отметить, что
в приведенных классификациях факторов
конкурентоспособности
Существует также мнение, что товарная конкурентоспособность находится в прямой зависимости от разноплановых факторов, среди которых первостепенное значение имеют издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые влияют на цену и качество изделий.
Издержки производства – это выраженные в денежной форме затраты фирмы, связанные с приобретением факторов производства и их использованием.
Производительность труда – это один из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность на мировом рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются материальные основы конкуренции, которые проявляются на рынке через сравнительный уровень цен и прибыльности.
Интенсивность труда оценивается
по индексам интенсивности производства
(промышленного и
В настоящее время на первый
план в мировой
В последние годы большое
значение в обеспечении
Рассмотрим критерии конкурентоспособности
продукции для
Всякий товар обладает
комплексом свойств, определяющих степень
его пригодности к
Среди критериев, характеризующих
конкурентоспособность
В принципе, такое разделение критериев можно использовать в оценке конкурентоспособности любой продукции независимо от отрасли.
Число критериев
Например, экономические критерии промышленной продукции представлены ценой потребления, которая складывается из расходов потребителя на покупку (товара) и расходов, связанных с потреблением, причем цена потребления обычно существенно выше продажной цены.
Поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальна цена потребления за весь срок его службы у покупателя.
От правильности выбора критериев оценки конкурентоспособности товара зависит и точность самой оценки. При этом критерии должны быть выбраны не на основании предположений, собственного опыта, а на основании детального изучения покупательского спроса, т. е. проведения маркетинговых исследований.
Помимо основных свойств
продукции, которые определяют ее качество,
очень важен анализ «окружении продукта»,
к которому относится: послепродажный
сервис, надежность поставки, удобство
приобретения, престиж торговой марки
и цена. Для определения
Область конкуренции |
Товар (изделие) |
Услуга | |
Характеристика |
Характеристика | ||
Производственно- |
Материалоемкость Энергоемкость Производительность Производственный цикл Стандартизация Унификация |
Ремонтопригодность Удобство обслуживания | |
Экономическая |
Ценовая |
Цена Издержки Себестоимость |
Издержки сервисного обслуживания |
Неценовая |
Технологичность Функциональная пригодность Надежность Долговечность |
Качество сервисного обслуживания Время требуемое на сервисное обслуживание | |
Социальная |
Экологичность Безопасность Рациональность |
Транспортировка Предпродажная подготовка Гарантия | |
Психологическая |
Выразительность Оригинальность Гармоничность Целостность Соответствие моде |
Окружающая среда Месторасположение точки продаж Возможность установления контакта Вежливость |
Таблица 1. - Характеристики обеспечивающие конкурентоспособность продукции предприятия[11;289].
В работах многих авторов
в основе оценки конкурентоспособности
товара лежит расчет и анализ комплексного
показателя. Если значение этого показателя
меньше единицы, то это позволяет
сделать вывод, что данная продукция
является не конкурентоспособной на
данном рынке при существующей конъюнктуре.
Значение комплексного показателя равное
единице говорит о том, что
продукция данного предприятия
является аналогичной по конкурентоспособности
с выбранной базой сравнения.
И значение комплексного показателя
большее единицы позволяет
Некоторые специалисты (например, Гребнев) рекомендуют использовать для данных показателей только два значения: «1» и «0». В случае соответствия параметра обязательным требованиям его значение принимается равным 1, в противном случае – равным 0. Но как показывает практика оценки товаров наиболее авторитетных производителей, зачастую стандарты предприятия оказываются более «жесткими» нежели предписанные действующими нормами. Кроме того, при упрощенном подходе – «1» или «0» - отсутствует возможность дифференциации уровня качества по регламентируемым параметрам. Поэтому на наш взгляд область допустимых значений для этой группы должна быть расширена[11;261].
Качественные показатели
конкурентоспособности
Виды показателей качества товара:
1. Показатели назначения товара, характеризуют его отдачу, использование на конкретные цели.
2. Показатели надежности
товара, отражают сохраняемость
свойств и долговечность
3. Показатели экологичности
и безопасности применения
4. Показатели
5. Показатели эргономичности
товара используются при
6. Показатели эстетичности
товара оценивают влияние на
чувственное восприятие
7. Показатели стандартизации и унификации используются для оценки уровня конструктивной унификации, как самого товара, так и его отдельных элементов.
При этом качественные показатели можно разделить на две категории параметров: «жесткие» и «мягкие».
«Жесткие» параметры описывают важнейшие функции товара и связанные с ним основные характеристики, изменение, и, тем более, замена которых могут осуществляться в определенных, относительно стабильных пределах, заданных конструктивными принципами изделия. Наиболее представительной группой «жестких» параметров являются технические параметры, которые включают показатели назначения и показатели эргономичности. Для сельскохозяйственной продукции это могут быть параметры безопасности, сохранности, вкусовые параметры.
Особую группу «жестких»
параметров составляют параметры соответствия
международным и национальным стандартам,
нормативам, законодательным актам
и т. д., при чем для
«Мягкие» параметры характеризуют эстетические свойства товара (дизайн, цвет, упаковку и т. д.). В настоящее время, когда рынок заполнен разнообразными товарами, в том числе со схожими «жесткими» параметрами, возрастает значение «мягких» параметров, придающих товарам особую привлекательность. Причем данная тенденция проявляется не только на рынках массового спроса, но и для товаров производственного назначения[8;51].
Для сопоставления величины различных показателей, характеризующих конкурентоспособность товара на разных стадиях его жизненного цикла, они были разделены на две большие группы: стоимостные (себестоимость, выручка, инвестиции и др.) и качественные (послепродажное обслуживание товара, уровень известности, реклама и др.).
1.3 Основные методы оценки
конкурентоспособности
Обеспечение конкурентоспособности продукции предполагает необходимость ее количественной оценки.
Практически по каждому анализируемому
товару должна быть своя методика оценки
конкурентоспособности, которая бы
учитывала особенности
Информация о работе Конкурентоспособность выпускаемых товаров