Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 22:09, контрольная работа
Существует много определений и переводов понятия «маркетинг». Сам термин происходит от англ. market (рынок) и дословно означает рынкоделание.
Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена (Котлер Филипп, д-р философии, профессор).
Современная точка зрения: маркетинг – философия бизнеса, определенный угол зрения на рынок.
Эволюцию маркетинговой теории нужно рассматривать в контексте процессов становления и изменения механизма рынка. Явление, называемое сегодня маркетингом, существовало всегда (купцы). Отдельные функции маркетинга применялись даже в Древнем мире (Древняя Греция, Древний Рим, Египет).
эволюция концепции маркетинга………………3
понятие маркетинга и история его зарождения…………………………………………………………………..3
Эволюция концепции маркетинга………………9
Понятие целевого сегмента, цели сегментации……………………………………………………………….19
2.1. сущность сегментации и ее критерии………….19
2.2. Выбор целевых сегментов рынка………………….23
3. Практическое задание…………………………………..27
Список лиературы………………………………………………..28
За годы своего существования маркетинг как наука прошел через ряд этапов развития. Одной из сторон, отражающей основный этапы развития маркетинга, является эволюция его концепций. В общем смысле концепция понимается как система взглядов, способ представления тех или иных явлений в процессе организации и осуществления какой-либо деятельности.
В зависимости от уровня развития производства и спроса на предложенные товары, концепции маркетинга претерпевали эволюционное развитие. Их изменения в основном определялись и продолжают определяться состоянием и взаимодействием в рыночном пространстве таких субъектов, как производитель (продавец), потребитель (покупатель) и государство (власть). Еще одним важным фактором, влияние которого особенно возросло в последнее время, стал фактор развития технических средств, совершенствование которых происходит в тесной взаимосвязи с развитием всего общества.
Мировая наука и практика в области маркетинга рекомендует выделять следующие его концепции, сложившиеся в результате эволюции (табл. 2): [1]
Каждая из этих концепций, соответствующая определенной философии управления, в зависимости от воззрений руководства, специфики производственно сбытовой деятельности и рыночных условий в той или иной мере применяется и в настоящее время.
Таблица 1 – Эволюция концепций маркетинга
Концепция |
Основной инструментарий |
Главная цель |
Производственная |
Себестоимость, производительность |
Совершенствование производства, рост продаж, максимизация прибыли |
Товарная |
Товарная политика |
Совершенствование потребительских свойств товара |
Сбытовая |
Сбытовая политика |
Интенсификация сбыта товаров за счет маркетинговых усилий по продвижению и продаже товаров |
Традиционного маркетинга |
Комплекс маркетинг-микса, исследование потребителя |
Удовлетворение нужд потребностей целевых рынков |
Социально-этического маркетинга |
Комплекс маркетинг-микса, исследование социальных и экологических последствий от производства и потребления производимых товаров и услуг |
Удовлетворение нужд потребностей целевых рынков при условии сбережения человеческих, материальных, энергетических и других ресурсов, охраны окружающей среды |
Маркетинга взаимодействия |
Методы координации, интеграции и сетевого анализа, комплекс маркетинг-микса |
Удовлетворение потребностей потребителей,
интересов партнеров и |
Дадим краткую характеристику маркетинговых концепций, приведенных в табл. 1.
Концепция совершенствования производства (1860 – 1920)
Один из самых старых подходов,
которым руководствуются
Концепция совершенствования товара (1920 – 1930)
Гласит, что потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие характеристики и свойства, а, следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара. Включает в себя:
Концепция ориентации на сбыт (1930 – 1950)
Утверждает, что потребители не будут покупать товары в достаточных количествах, если фирма не применит значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Подразумевает собой:
Непригодна в том случае, когда имеются цели по установлению долгосрочных отношений с покупателями и осуществлению повторных продаж.
Концепция традиционного маркетинга (1950 – по настоящее время)
Утверждает, что залогом
достижения целей организации являются
определение нужд и потребностей
клиентов и обеспечение желаемой
удовлетворенности более
Концепция социально-этического маркетинга (1980 – по настоящее время)
Утверждает, что задачей
организации является установление
нужд, потребностей и интересов целевых
рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности
более эффективным и более
продуктивным, чем у конкурентов
способами с одновременным
Концепция социально-этического
маркетинга порождена сомнениями относительно
концепции маркетинга нашему времени.
Полное удовлетворение потребностей людей
порождает загрязнение
Истощение ресурсов, загрязнение среды, развитие мировых рыночных отношений приведет к необходимости использования концепции социально-этического маркетинга во всем мире, в том числе и в России.
Концепция маркетинга взаимодействия (партнерского маркетинга) (1995 – по настоящее время)
Трактует маркетинг
Вызывает интерес несколько иная классификация управленческих концепций маркетинга, предложенная Леонидом Мельниченко. По его мнению, анализ различных управленческих концепций маркетинга на протяжении всей, почти вековой, истории их формирования в теории и практике позволяет выделить следующие основные этапы эволюции маркетингового управления:
1. «Донаучный», интуитивный, этап формирования маркетингового инструментария завершился к началу XX века, когда маркетинг уже обрел «статус» прикладной теории и самостоятельной учебной дисциплины. Однако, в период, предшествующий этому, практика коммерческой деятельности и, в особенности, торговли активно искала и генерировала оригинальные приемы воздействия на потребителей, мотивирующие их поведение, покупательскую активность и увеличивающие, в этой связи, прибыль предпринимателя. Это были своеобразные исторические «прототипы» таких маркетинговых инструментов, как реклама, личные коммуникации, маркировка, фирменный стиль, ценовые приемы, прямые продажи и другие формы каналов распределения.
2. Этап формирования и развития концепций управления маркетингом субъекта длился с начала и до середины XX века, когда исторические «прототипы» маркетингового инструмента, получив распространение практически во всех странах мира, где имели место рыночные отношения, трансформировались в различные управленческие концепции маркетинга. К ним Л. Мельниченко относит концепции совершенствования производства, совершенствования товара, интенсификации коммерческих усилий, возникших в первой половине XX века. Характерным для них было и остается то, что маркетинг в этом случае рассматривался практиками как:
3. Этап формирования и
развития концепций
Классификация концепций маркетинга и краткая характеристика их отличительных особенностей «по Л. Мельниченко» приведена в табл.2
Таблица 2 – управленческие концепции маркетинга
Концепция |
Содержание концепции | |
1 |
2 | |
1. Концепция совершенствования производства |
Основана на утверждении о том, что потребитель отдаст предпочтение товарам, которые широко распространены и доступны по цене; управление маркетингом должно быть направлено на совершенствование производства, форм и методов сбыта | |
2. Концепция совершенствования товара |
Основана на утверждении о том, что потребитель отдаст предпочтение товарам, качество, свойства которых постоянно улучшаются; следовательно, управление маркетингом должно быть направлено на совершенствование качества продукции | |
3. Концепция
интенсификации коммерческих |
Основана на утверждении о том, что потребитель не будет активно покупать товар, если не предпринять специальных мер по продвижению товара и широкомасштабной продаже | |
4. Концепция маркетинга |
Философия
управления маркетингом, которая предполагает,
что достижение компанией своих
целей является результатом определения
потребностей и запросов целевых
рынков и более эффективного по сравнению
с компаниями-конкурентами удовлетворения
потребителя. Концепция основана на
четырех важнейших | |
5. Концепция просвещенного маркетинга |
Философия маркетинга, заключающаяся в том, что маркетинг компании должен поддерживать оптимальное функционирование системы сбыта продукции в долгосрочной перспективе, с ее пятью принципами: маркетинг, ориентированный на потребителя, инновационный маркетинг, маркетинг ценностных достоинств товара, маркетинг с осознанием своей миссии, социально-этичный (ответственный) маркетинг. Последний предполагает удовлетворение потребителей более эффективным, чем у конкурентов путем при условии сохранения благополучия потребителя и общества в целом | |
6. Концепция маркетингового управления |
Маркетинговое управление имеет место, когда, по крайней мере, одна из сторон потенциального обмена разрабатывает и использует средства для достижения желаемого отклика других сторон. «Маркетинговое управление – процесс планирования и реализации политики ценообразования, продвижения и распределения идей, продуктов и услуг, направленный на осуществление обменов, удовлетворяющих как индивидов, так и организации» (определение Американской Ассоциации Маркетинга) | |
7. Концепция стратегического маркетинга |
Основана на разграничении понятий стратегического и операционного маркетинга. Стратегический маркетинг – это постоянный и систематический анализ потребностей рынка, выводящий на разработку эффективных товаров, предназначенных для конкретных групп покупателей и обладающих особыми свойствами, отличающими их от товаров конкурентов и таким образом создающими изготовителю устойчивое конкурентное преимущество; включает анализ потребностей, макро- и микросегментацию, анализ конкурентоспособности, портфеля рынков товара, выбор стратегии развития. Операционный маркетинг – это инструмент реализации выбранной маркетинговой стратегии; подразумевает план маркетинга, включающий весь комплекс маркетинга | |
8. Концепция маркетинга отношений |
Основана
на том, что управление маркетингом
должно быть нацелено на процесс создания
и расширения прочных взаимовыгодных
отношений с потребителями или
другими заинтересованными | |
9. Концепция максимаркетинга |
Управление маркетингом нацелено на повышение до максимума торгового оборота и прибылей путем селективного распределения и вовлечения в процесс четко определенных потенциальных потребителей и клиентов; предполагает две стадии – максимальный синергизм (двухсменная реклама) и максимальное распределение (добавление новых каналов распределения) | |
10. Концепция конкурентной рациональности |
Основной
целью корпорации является получение
прибыли для фирмы, ее сотрудников
и акционеров посредством производства
удовлетворяющих запросы | |
11. Концепция мегамаркетинга |
Координация экономических, психологических и общественных воздействий, направленная на установление сотрудничества с политиками (политическими партиями) для выхода на определенный рынок и (или) работы на нем |