Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:25, курс лекций
Лекция №1.Тема: Основные понятия маркетинга медицинских услуг. Маркетинговые исследования.
2.Цель: ознакомить с основными понятиями маркетинга медицинских услуг. Маркетинговые исследования.
Лекция №2.Тема: Понятие среды функционирования маркетинга. Составные части маркетинговой среды.
2.Цель: Ознакомить с понятием среды функционирования маркетинга. Составные части маркетинговой среды.
Лекция №3.Тема: Основы измерения потребностей. Теории мотивации З. Фрейда, А. Маслоу.
2.Цель: Ознакомить с основами измерений потребностей, теориями мотивации З.Фрейда, А.Маслоу.
АО «Медицинский университет Астана» |
Форма № ЛК-07.2.14.-2013 | |
Кафедра менеджмента и маркетинга |
Стр из 21 |
ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
По элективной дисциплине «Маркетинг медицинских услуг»
Для специальности 051102 «Общественное здравоохранение»
Лекции 10 (часов)
Курс: 4
Семестр: 7,8
Составитель: к.м.н. Тургамбаева А.К.
Астана, 2013г.
Лекция №1
1.Тема: Основные понятия маркетинга медицинских услуг. Маркетинговые исследования.
2.Цель: ознакомить с основными понятиями маркетинга медицинских услуг. Маркетинговые исследования
3.Тезисы лекции
Применительно к сфере здравоохранения маркетинг- это комплексный процесс планирования, экономического обоснования и управления производством медицинских услуг, ценевой политики в области лечебно- профилактических мероприятий, продвижения услуг и товаров медицинского назначения к потребителям, а также управление процессом их реализации. Иными словами, в маркетинге объединяются в единый технологический процесс практически все элементы лечебно- профилактической и фармацевтической деятелности.
Медицинский маркетинг-
это деятелность, направленная
на получение информации о
потребностях населения в
Наиболее эффективное
использование концепции
Для более полного предостваления о маркетинге необходимо разобрать понятия, составляющие основу этого вида деятелности. Ими являются:
Под услугой подразумевают любое мероприятие или выгоду, которые одна сторона может предложить другой, а также некоторый комплекс работ, выполняемых производителем в целях удовлетворения потребностей лица или организации, заитересованных в этих работах.
Маркетинг услуг отличается от товара по 4 признакам:
Услуги различаются:
Основными направлениями маркетинговых исследований являются:
1) изучение емкости рынка;
2) изучение потенциальных и реальных потребителей;
3) изучение уровня продаж конкурентов;
4) проведение сравнительного анализа товара конкурентов;
5) изучение распределения долей рынка между фирмами;
6) анализ сбыта продукции;
7) анализ рекламных кампаний конкурентов;
8) изучение возможности
расширения спектра
9) изучение реакции потребителя на появление нового товара;
10) анализ ценовой политики;
11) изучение внутреннего маркетинга;
12) долгосрочное прогнозирование;
13) другие вопросы.
Прибегая к маркетинговым исследованиям, менеджерам компаний должны быть хорошо знакомы с технологией и спецификой таких исследований, чтобы в дальнейшем при принятии решения не допустить ошибки, основанной на недостоверной информации.
Маркетинговые исследования включают в себя:
1) определение проблем и постановку целей;
2) выбор источников информации
(здесь определяются места
3) сбор информации (с помощью
различных маркетинговых
4) проведение анализа
собранной информации (составляются
таблицы, графики; информация
обрабатывается с помощью
5) представление результата работы.
Эффективность маркетинговых исследований подтверждается тем, что появляются на рынке новые товары, в сфере производства – новые производственные процессы, в сфере управления – новые системы организации. Однако до сих пор многие компании тратят огромное количество средств на проведение научно-исследовательских работ. А службе маркетинга достается уже готовый новый товар с приказом о его сбыте.
Почему же не уделяется должное внимание маркетинговым исследованиям? Первопричиной здесь является то, что невозможно ценность, которую они несут, тотчас пересчитать в рубли и копейки. Такое мышление идет из прошлого, где способность потреблять была впереди способности производить. А поэтому все внимание уделялось производству товаров. В современных условиях производители чувствуют, что уровень их продаж зависит не от объема произведенного товара, а от качества и эффективной политики сбыта.
Принципиальной отличительной чертой исследований маркетинга является его целенаправленность на решение определенной задачи, которая превращается в сбор и анализ необходимой информации.
Основными принципами маркетингового исследования являются следующие:
1. Объективность, т. е. необходимость учета всех факторов и не принятия определенного решения до завершения анализа.
2. Точность, т. е. постановка конкретных целей и задач исследования.
3. Тщательность, т. е. детальное планирование всего процесса исследования, высокое качество выполняемой работы, а также эффективная система контроля.
Масштабы проводимых маркетинговых исследований зависят от размеров самих фирм. Согласно сведениям зарубежных изданий иностранные компании тратят на исследования маркетинга в год разную долю своих бюджетов – от 0,04 % до 3,5 %. Отечественные же компании практически не выделяют ни копейки.
Таким образом, проведение маркетинговых исследований – это сложный комплекс мероприятий, направленный на изучение объекта с целью получения о нем информации для дальнейшей координации деятельности своей фирмы.
Иностранные производители
уже давно оценили значимость
таких затрат, которые в дальнейшем
ведут к улучшению
4. Иллюстративный материал. Презентация
5.Литература
основная
1.Экономика здравоохранения:
учебное пособие/ под ред. А.В.
2. Экономика организации (предприятия): учебник/ М. Д. Магомедов, Е. Ю. Куломзина, 2011. - 276 с.
3. Экономика и управление здравоохранением: учебное пособие/ Л. Ю. Трушкина, 2004. - 384 с
4.Экономическая теория. Добрынин А.И., 2011 г./электр.
5.Медицинский маркетинг: методическое пособие, 2001 г./электр.
6.Введение в экономическую теорию. Нариманова О.В., 2001 г./ электр.
7. Управление и экономика здравоохранения. Вялкова А.И., 2009 г.
8. Андреева О.А. Технология бизнеса: Маркетинг: Учебное пособие. – М.: Дело.
дополнительная
1. Ф.Котлер, К.Л. Келлер.2009 Маркетинг менеджмент.12-е изд.-СПб:. Питер,2009.-816 с
6.Контрольные вопросы
4. Законы и принципы менеджмента;
5. Законы менеджмента: определение;
6. Принципы управления: понятие, классификация;
7. Характеристика законов специализации управления, интеграции
управления, экономии времени
на примере системы
8. Понятие и виды принципов управления;
9. Общие принципы менеджмента;
10. Понятие и классификация законов управления;
Лекция №2
1.Тема: Понятие среды функционирования маркетинга. Составные части маркетинговой среды.
2.Цель: Ознакомить с понятием среды функционирования маркетинга. Составные части маркетинговой среды.
3.Тезисы лекции
Внешняя маркетинговая среда
Внутренняя маркетинговая среда – это макросреда фирмы. Она включает в себя основные факторы, влияющие на деятельность фирмы на каком-то определенном участке (сегменте) рынка:
1) демографические, т.
е. для предприятия важно,
2) экономические, т. е.
руководство должно
3) политико-правовые, т. е.
необходимо быть в курсе
4) научно-технические, т.
е. внедрять в производство
последние работы НИОКР,
5) природные, т. е. это
и дефицит некоторых видов
сырья, и рост проблем,
6) культурные, т. е. это отношение
людей к обществу, природе, к мирозданию,
индивидуально-
При проведении маркетинговых исследований необходимо учитывать все факторы внутренней (макро-) среды.
Внутренняя среда маркетинга
Маркетинговая среда фирмы– это совокупность субъектов и фактов, оказывающих влияние на успешную деятельность всей фирмы.
Маркетинговая среда бывает как внешней (макросреда), так и внутренней (микросреда).
В микросреде действуют внешние
силы, имеющие непосредственное отношение
к самой фирме и ее деловым
возможностям: поставщики, клиенты, посредники,
потребители, конкуренты и общественность.
Основной целью любой фирмы является
получение максимально
Поставщики – это фирмы и отдельные лица, поставляющие компании материальные ресурсы, необходимые для осуществления ее деятельности.
Информация о работе Лекции по «Маркетингу медицинских услуг»