Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 16:45, курс лекций
сновные понятия и категории маркетинга. Эволюция содержания и формы маркетинга.
Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредствам обмена.
50гг – маркетинг=сбыт
60гг – маркетинг = маркетинговый анализ
70гг – философия развития, стратегическое планирование
80гг – маркетинг – обязательный ритуал
90гг – маркетинг это окно в мир
1.Основные
понятия и категории
Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредствам обмена.
50гг – маркетинг=сбыт
60гг – маркетинг = маркетинговый анализ
70гг – философия развития, стратегическое планирование
80гг – маркетинг –
90гг – маркетинг это окно в мир
Открытие маркетинга в России состоялось
в начале 90х.г. 20В. Маркетинг в России начался
с финансового сектора(Банковского)(90-93гг.)
Существует 2 типа маркетинга: Американский и Японский. Американцы определяют маркетинг: каким должен быть товар чтобы гарантировать сбыт. Японцы – исследуют как должен производится товар, чтобы его отличали низкая себестоимость и высокое качество.
Основные понятия маркетинга:
1) Нужда – чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.
2) Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным укладоми личностью индивида.
3) Запрос(спрос) – это потребность, подкрепленная покупательской способностью.
4) Товар – это всё, что может удовлетворить нужду и потребность и предлагается рынку, для привлечения внимания, приобретения, использования.
5) Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
6) Сделка – коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.
7) Рынок – это совокупность существующих и потенциальных покупателей.
2. Средства маркетинга.
- Комплекс маркетинга(маркетинг микс) – это набор допускающих контроль переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.
В комплексе маркетинга можно выделить следующие средства:
1)Товар (это разработка новых товаров, присвоение марочных названий, качество, конкурентоспособность и т.д.)
2)Цена (это политика ценообразования, выбор метода ценообразования, ценовая тактика и т.д.)
3)Продажа (сбыт) – выбор канала сбыта, метод продажи, организация системы товародвижения и т.д.
4)Продвижение (маркетинговая коммуникация) – реклама, пропаганда, стимулирование сбыта и личная продажа.
Кроме того специалисты маркетинга относят к основным средствам:
- Маркетинговые исследования.
- Упаковка.
- Связи с общественностью.
3. Функции и принципы маркетинга.
1) Аналитическая: изучение рынка; изучение потребителей; изучение фирменной структуры рынка; изучение товарной структуры; анализ внутренней среды предприятия.
2) Производственная: организация производства
новых товаров, разработка
3) Сбытовая: организация системы
товародвижения; организация сервиса;
организация системы ФОСТИС(
4) Контроль и управление: организация
стратегического и
Принципы маркетинга.
В маркетинге выделяют 3 взаимосвязанных области:
1) Принятие решений по
2) Сбыт, реклама, сервис.
3) Внутреннее управление
Принципы маркетинга(Азбука предпринимателя) :
1) Максимальное удовлетворение потребностей потребителей.
2) Постоянное совершенствование товара.
3) Поиск собственной рыночной ниши.
4) Сбыт, реклама, сервис – система движения товаров.
5) Ситуационный анализ и
Суть современного маркетинга
– предпринимательская
4. Внешняя и внутренняя среда маркетинга.
1. Потребитель. Фирма может работать на 5 типах клиентурных рынков:
- Потребительский
рынок – отдельные лица или
домохозяйства, приобретающие
- Рынок
предприятий – организации
- Рынок
промежуточных продавцов –
- Рынок
государственных учреждений –
государственные организации,
- Международный
рынок – покупатели за
2. Конкуренты.
Различают внутреннюю и
- Конкуренты желания.
- Товарно-родовые конкуренты.
- Товарно-видовые конкуренты.
- Конкуренты марки.
По методам ведения конкурентной борьбы различают: добросовестную и недобросовестную конкуренцию.
3. Поставщики. Поставщики бывают 3 видов:
- Эксклюзивные – работают только с нашей фирмой.
- Лояльные – работают с вашей фирмой и с вашими конкурентами.
- Сторонние – работают только с вашими конкурентами.
Правила работы с поставщиками:
1)Поставщик всегда должен знать что конкретно от него хотят.
2)Поставщик
должен иметь свою собственную
базу для выполнения
3)Круг
обязанностей поставщика
4)Соглашение с поставщиком помогает общему успеху.
4. Социальные
силы. Социальными силами являются:
профсоюзы, объединения
5.Экономический
климат. Деятельность предприятия
находится под значительным
6. Политический климат. Ситуация в стране и в мире в целом влияет на рыночную коньюктуру, среднюю и долгосрочную перспективу развития рынка.
5. Концепция управления маркетингом.
Концепция – это совокупность научно-обоснованных представлений, система взглядов, философия, направленная на достижение конкретной цели.
Концепция маркетинга – это задачи, решение которых необходимо для достижения желаемых уровней сбыта на разных рынках, принципы и метода их решения.
Существует 5 основных подходов на основе которых фирмы ведут свою маркетинговую деятельность.
1. Концепция
совершенствования
Применение данной концепции подходит к 2 ситуациям: когда рынок не насыщен; когда себестоимость товара слишком велика.
2. Концепция
совершенствования товаров и
услуг. Суть в том, что
3. Концепция
интенсификации коммерческих
4. Концепция
маркетинга. Залогом достижения
цели организацией служат
5. Концепция
социально-этического
1)Желания потребителей не
2)Потребители предпочитают
3)Самая важная задача фирмы
– адаптация к целевым рынкам
таким образом, чтобы
6.Критерии и признаки
Сегментирование – это разбивка рынка на четкие группы покупателей, каждый из которых могут потреблять определенные товар и комплекс маркетинга.
Определение
и выбор своего базового рынка
создает для предприятия
Процесс сегментирования рынка состоит из следующих этапов:
1)Формирование
критериев и признаков
2)Выбор метода сегментирования.
3)Описание профилей полученных сегментов.
4)Выбор целевых сегментов.
5)Позиционирование товара.
6)Разработка комплекса маркетинга.
По совпадению
у определенных групп потребителей
нескольких значений переменных можно
сделать вывод о наличии
1)Необходимы различия между потребителями.
2)В каждом
сегменте должно иметься
3)У предприятия
должна иметься возможность
4)Сегменты
должны быть достаточно
5)Потребители
в сегментах должны быть
Позиционирование товара на выбранном сегменте заключается в разработке такой методики продвижения товара на рынок, чтобы потребитель выделял и предпочитал его перед товарами конкурентов. То есть позиционирование – это определение места предложения товара на рынке.
Основные факторы для позиционирования товара:
1)Надежная или отличительная от конкурентов качество товара.
2)Лучшее качество товара, подчеркивающее, что это могут позволить ценящие себя люди.
3)Выгоды или решение проблем.
4)Жизнеутвержденность, радость, обещание бобра, которые придут вместе с товаром.
5)Позиционирование по отношению к конкурирующей марке.
7. Стратегическая маркетинговая программа.
Программа состоит из 3 взаимосвязанных блоков:
Разработка стратегии предполагает определение идеалов и целей. В рамках оперативного планирования фирма намечает конкретные задачи. К идеалам экономической организации можно отнести её видение. Видение – идеальная картина будущего, кот. может быть достигнуто при самых благоприятных условиях. Миссия явл.более конкретным ориентиром, чем видение. Миссия – это цель, для кот.организация существует и кот.должна быть выполнена в плановом периоде, срок не более чем 5 лет. Миссия включает внутренние и внешние ориентиры деятельности фирмы. Содержание миссии:
1)описание
продуктов и услуг; 2)характеристика
рынка (определение