Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 04:16, курс лекций
1. Назначение и понятие маркетинга. Цели и задачи. Субъекты и объекты.
Маркетинг- вид человеческой деят-ти, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Нужда – это ощущение нехватки чего-либо, это основные часто инстинктивные посылки мотивирующие действия и поступки. Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму, в соотв-ии с социально-культурным уровнем индивида. Спрос – это потребность в опред. товарах, выраженная в способности их приобрести. Продукт, товар – все то, что может удовлетворить нужду или потребность. Обмен – это акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо в замен. Сделка – коммер. Обмен ценностями между двумя сторонами.
-
сегментация вглубь –
-
сегментация вширь –
-
предварительная сегментация –
определяет начало маркетинг. исследований,
охватывает большое число
- окончательная сегментация – завершающая стадия рыночных иссл-й, учитывающая ситуацию на рынке и возможности самой фирмы.
Рыночный сегмент для потребительского рынка должен быть:
1
Измеримым – обязательно
2
Достижимым и реалистичным –
доступным для компании, наличие
у потенциальных покупателей
потребности в товарах и
3 Экономически оправданным – затраты на создание и продвижение товаров и услуг должны быть экономически оправданы имеющимся потенциалом потребителя
4
Стабильным – хар-ки
5 Защищенный от конкурентов – возможность компании выстоять в конкурентной борьбе на выбранном сегменте рынка.
6. Товарный знак и упаковка продукта. Понятие брэнда, процесс его сознания.
Товарная марка- это имя, знак, символ или сочетание их, используемая для отличия продукта одной фирмы от аналогичного продукта др фирмы.
Торговый знак- это товарная марка, защищенная юридически.
Стратегия работы с товарными марками.
1. расширение ассортиментной
группы –это распространение
марочного названия на существующую
товарную категорию. 2. расширение границ
марки- распространение марочного названия
на новые товарные категории.
Упаковка – это метод связи с потребителями, а так же средство обеспечения защиты товара, хранения и обращение, транспортировки и идентификации.
Процесс упаковки – это деятельность по разработке тары или оболочки товара.
Задачи упаковки:
1. хранение и защита – обеспечить безопасность и удобство при транспортировке. 2. способ связи с потребителем. 3. сегментация рынка. 4. взаимодействие с каналами сбыта.
Виды упаковок:
1. групповая; 2. индивидуальная;
упаковка повторного
Этикетка- это составная часть упаковки, кот является ярлыком к товару, на ней может быть указана торг марка и другая доп-ая инф-ия.
Брэнд –это образ товарной марки в сознании покупателя, выделяющий его в ряду конкурирующих.
Это набор положительных характеристик, кот создают определенный образ, имидж продукта, несущий добавленную ценность в глазах потребителя, это набор ассоциаций: звуковых, слуховых, световых, временных и т.д.
Сущность брэнда:
1. атрибуты- функциональные или эмоциональные ассоциации присвоенные брэнду покупателю и потенциальными клиентами, могут быть позитивными и негативными, могут иметь различную силу и важность для разных сегментов рынка.
2. индивидуальность
брэнда – ее создает и
3. имидж- уникальный
набор ассоциаций, кот в наст
момент находятся в умах
Существует 3 правила создания брэнда.
1. отличие от других 2. персонализация. 3. привлекательность.
Тестирование брэнда. Процесс предварительного тестирования позволяет избежать след ошибок.
1.идентичности с уже существующими марками. 2. название товара, кот может ввести в заблуждение потребителей. 3.избежать дорогостоующих задержек выхода продукта, изм марки или выхода продукта занова.4. реализация концепции продвижения товара потреб-лю.(реклама, формы собственной дилерской сети)
7. Окружающая маркетинговая среда. Влияние окружающей маркетинговой среды на деятельность предприятия.
ОМС – это факторы, влияющие
на маркетинг-ю деят-ть
Б) сфера распределения – транспорт, возможности, вопросы хранения товарных запасов, возможности доработки, расфасовки, упаковки товара и делается характеристика сбыта: по каналам, по сегментам рынка, по товарным группам и по стоимости. В) сфера менеджмента и упр персоналом: важна система управления и организационное устройство предприятия; количественный и профессиональный состав работников; ст-ть раб. Силы, текучесть кадров и производительность труда; организационная культура, уровень менеджмента. Г) сфера маркетинга – изучается есть ли исследования рынка, товаров и каналов распределения, коммуникационные связи и информация; элементы комплекса маркетинга (4Р), нововведение; маркетинговые планы и программирование марк бюджнта и его исполнение. Д)сфера финансов- финанс. устойчивость и платежеспособность, прибыльность и рентабельность, собственные и заемные ср-ва и их соотношения.
Факторы вш среды косв воздействия не подлежат контролю, факторы прямого возд вш среды – частичный контроль. Контролирующими факторами явл. Внутренняя среда: 1. То что контролируется высшим руководством предприятия: обл-ть деятельности, общая цель предприятия, роль маркетинга предприятия, др предпринимательские действия и их взаимодействие с маркетингом. 2. То что контролируется службой маркетинга – корпоративная культура персонала: рыночные сегменты, цели маркетинговой политики, организация маркетинга, структурная концепция маркетинга – то на чем расставлены акценты, параметры маркетинговой и производительной деятельности.
8. Концепции управления маркетингом.
1)Производственная
концепция. Потребители отдают
2) Товарная концепция. Потребители отдают предпочтение товарам наивысшего качества, обладающим лучшими эксплуатационными характеристиками, т.о. цель - совершенствование товара. Минус: приводит к маркетинговой беззаботности.
3) Концепция
стимулирования сбыта(Ориентаци
4) Маркетинговая
концепция. Мощное развитие в 50-е
годы. Её девиз: «пойми потребности
и отреагируй!» В основе –
сегментация рынка – процедура
разделения рынка на
9. Основные принципы маркетинга. Этические проблемы маркетинга. Маркетинг и общество
принципы: 1. принцип человекосбережения, кот означает, что в процессе маркетингового управления все действия должны быть направлены на человека. Человекосбережение понимается как процесс поддержания и развития физиологических, экономических, нравственных, социально- демографических, и других факторов, обеспечивающих удовлетворяемое современным требованиям качество жизни. Реализация этого принципа осуществляется через понимание рынка (изучение потребностей) и системное маркетинговое управление объектом (предприятием). 2. принцип стратегического мышления, кот означает, что объект маркетинговой деятельности должен быть конкурентоспособным и эффективным, нацелен на организацию будущего. 3. принцип обновления, кот означает, что в условиях динамичной среды продолжительность жизненных циклов товаров сокращается и объект маркетинговой деятельности, нацеленный на развитие, должен быть готов к этому. 4. принцип глубокого всестороннего научно-практического исследования рынка и экономической конъюнктуры, а также производственно-сбытовых возможностей предприятия. 5. принцип сегментации рынка. 6. принцип гибкого реагирования производства и сбыта на требования активного и потенциального спроса 7. принцип планирования. 8. принцип своевременного выхода на рынок. 9. принцип перспективного действий
10. Понятие маркетинговой
Мар-ая инф система – это совокупность персонала, оборудования, процедур, методов, предназначенных для сборов, обработки, анализа и распределения в установленное время, достоверной информации, необходимой для подготовки маркетинговых решений. Маркетинговая информация – систематизированный набор количественных и качественных характеристик в отношении определенного рыночного параметра или группы параметров, описываемых рыночную ситуацию.
Классификация маркетинговой информации – первичная и вторичная
-внутренняя (собирается на предприятии) и внешняя (собирается за пределами предприятия)
Внутренняя вторичная - инф, которая находится в фирме в различных отделах и не создаются для специальных отделов маркетинга. Внутренняя первичная – инф-ия, полученная специалистами по маркетингу внутри фирмы. Внешняя вторичная –инф-ия, полученная за пределами фирмы, но не подготовлена специально для отдела маркетинга. Внешняя первичная – инф-ия, полученная за пределами фирмы и специально получена для отдела маркетинга.
Источники мар-ой инф-ции.
Внешняя первичная Марк-ые исследования вш. среды предприятия |
Внутренняя Первичная 1.документы фиксирующая объем продаж и выручку 2.инвентаризационные ведомости 3.заявки клиентов 4. счета-фактуры 5.документы по возвр. Товара 6.претензии клиента |
Внешняя вторичная 1.период. печать 2.справочники фирмы 3.ежегодники и ежемесячники 4. годовые отчеты о деят-ти фирмы 5.сообщения торгово-промышленных палат и союзов предпринимателей 6.судебные решения 7.анализ рекламных объявлений 8.телекоммуникационные и сетевые источники | |
Внутренняя Вторичная 1.предыдущ. мар-ые исследования. 2.фин отчеты 3. отчеты торговых представит-й 4.результат аудиторской проверки 5. отчеты консультантов. |
12. Жизненный Цикл Товара.
Выпустив
товар на рынок, руководство не
молится, чтобы у нее была долгая
и счастливая жизнь. Хотя никто
не рассчитывает, что товар будет
продаваться вечно, фирма стремится
обеспечить получение
1. Этап выведения
на рынок-период медленного
2. Этап роста
- период быстрого восприятия
товара рынком и быстрого
3. Этап зрелости
- период замедления темпов