Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 22:06, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Маркетинг"
1. Предпосылки возникновения маркетинга.
2. Понятие и сущность маркетинга.
3. Понятие спроса и предложения на рынке.
4. Потребности и процесс их развития.
5. Основные цели и принципы маркетинга.
6. Субъекты маркетинга.
7. Маркетинговая среда.
q – среднее число покупок за год;
р – цена средней единицы покупки.
Для оценки будущего спроса компании изучают:
Обязательный инструмент современного прогнозирования – математические модели, статистические методы и компьютезированные процедуры сбора данных.
В зависимости от уровня маркетинговых усилий различают:
а) первичный спрос, или нестимулированный, спрос - суммарный спрос на все марки данного продукта, реализуемые без использования маркетинга.
б) рыночный потенциал – предел, к которому стремится спрос по мере безграничного наращивания маркетинговых расходов в данной рыночной среде.
в) текущий рыночный спрос – это объём продаж за определённый период времени в определенных условиях внешней среды или определённом уровне использования инструментов маркетинга предприятиями отрасли.
Платёжеспособный спрос – потребность в товаре, обеспеченная денежными средствами покупателя.
В соответствии с законом спроса, сформулированном А. Курно в 1838 году «Чем ниже цена товара, тем больше его количество (при прочих равных условиях) может быть куплено, и наоборот».
Эластичность спроса – зависимость количества продаж от изменения цены.
, где
DQ/Q – относительное изменение спроса;
DР/Р – относительное изменение цены.
Ценовая эластичность спроса характеризует реакцию величины покупательного спроса на изменение цены товара.
, где R – доход потребителя.
взаимозаменяемые товары
ep >1 – эластичный спрос (при снижении цены резко возрастает объем продаж и общая выручка увеличивается).
взаимодополняемые товары
ep = 1 – единичная эластичность (снижение цены компенсируется ростом продаж, общая выручка остаётся неизменной).
независимые друг от друга
ep < 1 – неэластичный спрос (снижение цены незначительно меняет объем продаж и общая выручка снижается).
При исследовании ёмкости рынка товаров потребительского назначения анализируется:
При исследовании ёмкости рынка товаров производственного назначения анализируется тенденции развития соответствующих отраслей и инвестиционная политика предпринимателей в данной отрасли.
Зная
ёмкость рынка, тенденции её изменения,
фирма может оценить
В любом обществе производство служит, в конечном итоге, удовлетворению потребностей.
Содержанием экономического процесса развития общества является производство в интересах повышающегося благосостояния и свободного всестороннего развития социума и каждого его члена. Таким образом, важнейшим, и вместе с тем элементарным, условием развития общества и человека является повышение благосостояния, а значит, жизненного уровня.
Но само благосостояние – это синтетическое, многостороннее понятие, включающее материальную, духовную и социальную стороны, а следовательно существуют:
А) материальные
Б) духовные и
В) социальные потребности.
Согласно (принятой многими учёными в России) классификации:
Несколько иную классификацию потребностей, связанную с мотивацией человеческой деятельности, предлагают западные учёные. Так, например, в США существует классификация, разделяющая присущие человеку мотивы на первичные и вторичные.
В перечень первичных обычно включают те, которые являются или представляются врождёнными, биогенными.
Вторичными
называют те, которые считаются
Один из исследователей этих проблем Аллен (США) включил в список первичных следующие десять мотивов:
10) игру.
В список вторичных мотивов вошли:
Кроме того, общеизвестна содержательная теория мотивации «иерархия потребностей Абрахама Маслоу», представленная классическим треугольником (см. рис.2)
Согласно данной теории, все виды потребностей можно расположить в виде строгой иерархической структуры, представленной на рис.2.
Треугольник выбран с целью показа того факта, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивацию начнут сказываться потребности более высших уровней. Безусловно, подобные структуры имеют определённый субъективный аспект, но в чём-то и помогают предпринимателям.
Так, считается, что реклама опирается на первичные потребности, и оказывается более эффективной при продвижении товара. Как правило, в первую очередь удовлетворяются более элементарные потребности (например, основные продукты питания неэластичны, т.е. потребляются более-менее независимо от уровня роста доходов).
На практике реальная иерархия потребностей корректируется различной степенью их удовлетворения: менее важные потребности, удовлетворение которых дальше от так называемой точки «насыщения спроса», могут стать при определённых обстоятельствах более настоятельными.
Порой потребности более высокого уровня приобретают приоритет перед более элементарными потребностями.
У различных социальных групп складываются
разнообразные структуры
Экономические потребности людей,
с одной стороны, являются стимулом
их участия в общественном производстве,
а с другой – производство порождает
новые потребности и способству
Различают:
а) фактически удовлетворяемые потребности,
соответствующие покрытому платежеспособному
спросу;
б) подлежащие удовлетворению, характеризующиеся суммой покрытого и непокрытого платёжеспособного спроса;
в) потребности, оценка которых в данный момент выходит за его рамки, но должна учитываться в экономических расчётах развития производства на будущее.
г) потребности вредные, удовлетворение которых нецелесообразно (никотин, алкоголь, наркотики и другие асоциальные потребности).
Уровень возможного насыщения потребностей учитывается при выработке рационального нормального потребления, в частности, рациональных норм питания, рациональных норм обеспечения населения одеждой и обувью, физиологически и социально необходимыми минимальными предложениями и т.д.
Потребности, преломлённые в сфере общественных отношений, выступают как интересы.
Стимул – это внешняя, относительно поверхностная форма проявления экономического интереса, которая может носить как положительных (в случае поощрения), так и отрицательный характер (в случае применения штрафных санкций и прочих видов экономического воздействия).
Деятельность людей по созданию
и использованию системы
5. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ МАРКЕТИНГА
Принципами маркетинговой деятельности являются:
Если несколько обобщить предложенную схему, то:
I. Основным принципом маркетинга является ориентация конечных результатов производства на реальные требования и пожелания потребителей.
Из этого основополагающего принципа вытекают следующие 13 целей:
«научные разработки => производство => реализация => сервис »;