Малый бизнес и его роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к рыночной. Малый бизнес - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого предпринимательства отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 88.54 Кб (Скачать файл)

Коммерческий бизнес высокорентабелен. Если во всем мире производственная деятельность обеспечивает, как правило, не более 10-12% рентабельности предприятия, то коммерческая - 20-30%, а нередко и выше.

К рискам данного вида бизнеса можно отнести высокую зависимость от рыночной конъюнктуры. Эффективное коммерческое предпринимательство требует знания тонкостей по ведению переговоров об установке низких закупочных цен, умения завоевывать доверие партнеров и потребителей, навыков по прогнозированию изменений в потребностях общества. Поэтому в коммерческой торговле очень высоки риски связанные с подбором персонала. Предприниматели, занятые в этом виде бизнеса сильно зависят от уровня развития предпринимательской инфраструктуры. В этой сфере бизнеса во всем мире много мелких и средних фирм, и как следствие в этом бизнесе ниже государственное регулирование и большая доля "теневого" предпринимательства.

Сильные стороны коммерческого предпринимательства

Слабые стороны коммерческого предпринимательства

Высокая рентабельность

Очень зависит от уровня развития производства

Быстрота создания, незначительная величина первоначального капитала

Относительно невысокий риск

Относительная простота самих операций

Современные эффективные формы коммерческого предпринимательства сильно зависят от качества персонала

Незначительная государственная регламентация

Высокая рентабельность


 

Особым видом предпринимательской деятельности является финансовый бизнес. Сфера его деятельности денежное обращение и кредит. Финансовая деятельность выступает в таких формах как банковская деятельность, страховой и венчурный бизнес. Оно распространяется на такой круг операций как продажа и покупка иностранной валюты, обмен ценных бумаг на деньги, валюту или другие ценные бумаги. К этой сфере относятся услуги разнообразных финансовых посредников: брокеров, дилеров и т.д. Прибыль предпринимателя возникает в результате операций с финансовыми ресурсами и получением процентов.

Во всем мире финансовый бизнес также как и производственный бизнес является одним из самых рискованных видов бизнеса, поэтому подлежит наиболее сильному государственному регулированию. Финансовый бизнес, как правило, не предполагает такую высокую норму рентабельности как коммерческое предпринимательство. Ее величина может составить 5-10%. Большая часть фирм в мире занимающихся финансовым бизнесом - это крупные фирмы.

К конкурентным преимуществам фирм занятых финансовым бизнесом можно отнести высокую мобильность ресурсов, гибкость, способность быстро аккумулировать ресурсы, к рискам - значительную зависимость от состояния национальной экономики, политические риски, зависимость от международных финансовых рынков.

Сильные стороны финансового предпринимательства

Слабые стороны финансового предпринимательства

Гибкость и мобильность

Высокие риски.

Способность быстро аккумулировать ресурсы

Сильно зависит от политических рисков и международных финансовых рынков

Относительная простота самих финансовых операций

Значительное государственное регулирование

 

Современные эффективные формы финансового предпринимательства сильно зависят от качества персонала

 

Невысокий уровень рентабельности

 

Необходимость большого первоначального капитала для начала деятельности


 

В последние годы во всем мире все большее развитие получает бизнес в сфере услуг. Из четырех основных групп отраслей легче всего организовать предприятие в сфере услуг. Работой по предоставлению услуг можно управлять прямо из дома или конторы. Примерами такого бизнеса являются телефонные справочные службы, услуги няни, переводчика. Подобные предприятия требуют незначительных (или вообще никаких) капиталовложений. Некоторые услуги, например гостиницы или спортивный бизнес, требуют гораздо больше инвестиций. Подобно торговле услуги насчитывают сотни разных типов - от мастерских по ремонту обуви до агентств по прокату автомобилей, от брачных консультантов до стоматологов.

Услуги - это очень привлекательный бизнес для предпринимателей. В настоящее время именно в этой сфере идут активные инновационные процессы, которые сулят предпринимателям прибыли более высокие, чем в торговле. Особенно рентабельным и быстрорастущим является бизнес в сфере деловых услуг.

Часто предприниматель может в одиночку вести предприятие по предоставлению услуг; многие юристы, бухгалтеры, консультанты и программисты работают самостоятельно. Крупные предприятия представляют собой незначительную долю предприятий в этой сфере. Он преобладает в средствах массовой информации, таких как журналы, газеты, телевидение и радио.

Бизнес в сфере услуг особенно сильно зависит от конъюнктурных факторов, политических факторов. Многие виду услуг в современной рыночной экономике выживают благодаря государственной поддержке и работе в кооперации с крупным производственным бизнесом.

 

Сильные стороны предпринимательства в сфере услуг

Слабые стороны предпринимательства в сфере услуг

Гибкость и мобильность  

Сильно зависит от конъюнктурных и политических факторов, особенно сфера современных деловых услуг

Способность быстро аккумулировать ресурсы 

Значительное государственное регулирование

Относительная простота деловых операций Зависимость от качества персонала

Зависимость от качества персонала

Высокий уровень рентабельности, особенно в сфере современных деловых услуг 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Подходы к содержанию понятия «малый бизнес»

Экономика развитых стран представлена системой предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые. Собственников этих предприятий объединяет общий корпоративный интерес- сохранение, развитие и защита частной собственности, максимизация прибыли. Вместе с тем бизнес неоднороден, каждая из этих трех групп имеет свои интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и государства к ним, подходы к решению технических и экономических проблем. Различны место и роль этих секторов в экономике. Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более мелких партнеров, с одной стороны, и объединяясь в международные структуры, частично теряя свою самостоятельность, с другой. При этом крупный бизнес нередко становится орудием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке страны.

В определении термина "малое предпринимательство" у теоретиков и практиков нет пока единого мнения. Он прочно укоренился в научной литературе и даже законодательных актах, но тем не менее требует уточнения.

В общем плане, предпринимательство-это сфера экономической деятельности, в которой реализует себя предприниматель - инноватор, субъект, ищущий и реализующий новые возможности, сферы и объекты приложения факторов производства, способный выдвигать и осваивать новые товары, технологии, формы и способы обслуживания потребителей, порождать новые потребности и способы их удовлетворения.

Но это сфера определенным образом структурирована, организована. И первичным структурным звеном предпринимательства выступает предприятие, которое по определенным критериям может быть отнесено к малым, средним и большим. Поэтому, когда речь идет о малом предпринимательстве, то мы имеем в виду предпринимательство в рамках малых предприятий, обладающее рядом специфических черт и особенностей. Или, в иной терминологии, речь идет о предпринимательстве в сфере малого бизнеса.

В мировой практике не выработано единых критериев и показателей для определения размеров предприятия (фирмы).

Во-первых, они существенно разнятся по странам и отраслям экономики. Во-вторых, при всех различиях общим является использование не только количественных, но и качественных критериев определения малого бизнеса. К числу первых наиболее часто относят среднесписочную численность работающих, годовой оборот (объем продаж) и балансовую стоимость активов. Среди качественных показателей используются следующие: незначительная доля рынка компании в сфере ее деятельности; ее независимость; управление фирмой ее владельцами. В-третьих, следует признать невозможность и нецелесообразность единого определения малого бизнеса не только в силу существенных различий объективных условий развития экономики отдельных стран и отраслей, но и в силу того, что подходы к такому определению различаются в зависимости от целей.

Понятие малого бизнеса, несмотря на его широкую распространенность в социально-экономических исследованиях, до сих пор не имеет устойчивой дефиниции. Единственно, в чем согласны все исследователи, так это в неустойчивости, неполноте качественных и количественных характеристик мелких предприятий, особенно в развивающихся странах. На основе полевых обзоров Мировой банк еще в середине 70-х годов установил, что в цензовой промышленности 75 развивающихся стран использовалось до 50 определений мелкого предприятия. Сравнительно четко дефиниция МБ проработана в публикациях ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития).

Итак градациями малого бизнеса, предложенными ОЭСР и используемыми МОТ, для всех групп стран, например в докладе Международного бюро труда к 85-й сессии Международной конференции труда (1997 г.). К малым и средним предприятиям в несельскохозяйственном секторе отнесены те, на которых занято: до 19 человек - это, по характеристике МОТ, "очень малые"; до 99 человек - малые; от 100 до 499 человек - средние; свыше 500 - крупные. Предприятия не только количественно, но и качественно разнородны: современные в формальном секторе; семейные, где заняты 3-4 члена семьи; надомные промыслы, кустарные и микропредприятия (МОТ оговаривает, что этот термин получил широкое распространение в последние годы в отношении неформального сектора), самозанятые трудящиеся в неформальном секторе.

Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран критерия выделения малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных традиций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

Еще одной проблемой при отнесении предприятий к малым является многопрофильность предприятий. Часто на малых предприятиях устанавливается отдельный учет результатов по тем видам деятельности, по которым имеются особые льготы, и соответственно раздельный порядок налогообложения полученной от каждого вида деятельности прибыли.

Малые - это не вид, не организационно- правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие - всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и др. выделяется их часть по критериям численности работающих.

 

 

 

             1.3.  Малый бизнес и его функции

 

В самом общем виде под малым бизнесом понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия. См. заметку о типичном американском малом предприятии.

Функции малого бизнеса:

1.Экономические функции малого бизнеса:

- Придает рыночной системе необходимую гибкость (активизация структурных сдвигов, процессов разгосударствления и приватизации).

- Формирует конкурентную среду (региональные и местные рынки, огранивает монополии и толкает их на рационализацию своего производства путем создания дочерних предприятий).

  - Ускоряет НТР (организация мелкосерийного и опытного производства, поиск разработка и внедрение новых идей).По данным Института стратегического анализа и развития предпринимательства, малые фирмы США производят в четыре раза больше новинок в расчете на одного занятого, чем крупные предприятия, а затраты на одного занятого у них вдвое ниже. К примеру, концерн General Electric связан более чем с 200 исследовательскими компаниями, которые в основном работают на него. Ежегодный объем капиталовложений венчурных фондов США оценивается в 3-4 млрд. долл.

  - .Мобидизует сырьевые, людские и финансовые ресурсов.

- Обеспечивает рост налоговых поступлений.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике