Малый бизнес и его роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к рыночной. Малый бизнес - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого предпринимательства отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 88.54 Кб (Скачать файл)

В настоящее время SBA курирует реализацию свыше 20 специализированных программ (краткосрочных – для приобретения оборотных средств, обеспечения экспортных операций, оказания экстренной помощи и др., долгосрочных – для приобретения недвижимости, оборудования, модернизации и расширения деятельности, проведения НИОКР и др.

Характерно, что помощь малому бизнесу имеет социальную направленность. Так во всем объеме средств кредитования малого бизнеса, контролируемом АМБ, выделены специальные статьи на помощь «проблемным» сегментам малого бизнеса, которые нуждаются в ней в большей степени. К ним относятся:

· предприятия, в которых женщины составляют не менее 51 % руководства или всего состава работающих данного предприятия (таких в МСП в США около 40 %);

· предприятия, управляемые ветеранами и/или инвалидами;

· малый бизнес в среде коренного населения;

· предприятия «зон с исторически недостаточно развитым бизнесом».

Финансируется SBA из федерального бюджета: 72% средств направляется на кредитование традиционных программ развития малого бизнеса; 19,6% - на их дальнейшее развитие и модернизацию; 7,2% - на финансирование предприятий, создаваемых совместно двумя и более компаниями; 0,5% приходится на микрокредиты, которые, как правило, заведомо невозвратны. Тем не менее, из общего числа клиентов, обслуживаемых Администрацией, 85% разоряются через год. Считается, однако, что деятельность выживших с лихвой возмещает эти потери.

SBА разработала  стандарты и методику определения  оптимальных размеров малых предприятий. Стандарты касаются среднегодовою  дохода на определенное время (в зависимости от отрасли на 12 календарных месяцев, 3 финансовых  года и т.д.), в отдельных отраслях - средней занятости, среднего числа  клиентов и др.

Не менее значительна в развитии малого бизнеса роль муниципальных структур. К примеру, муниципалитет Сиэтла, который благодаря продуманной политике в отношении малого бизнеса превратил этот провинциальный городок в один из развитых центров. За последние два года цены на недвижимость в городе увеличились в 1,5-2 раза благодаря росту желающих жить здесь.

Опыт США показывает, что в условиях ресурсной необеспеченности мелкого инновационного бизнеса важнейшим фактором его существования является организация своеобразной сети его поддержки. Основные элементы этой сети таковы:

-  финансовый (наличие многочисленных доступных источников рискового капитала);

-    материально-технический (сдача в аренду и возможность покупки, в том числе, на льготных условиях, средств производства - зданий и сооружений, техники, научного оборудования, транспортных средств, копировальной техники и т.д.);

- информационный (обеспечение возможностей пользования информационными сетями и техническими библиотеками, доступа к базам данных и т.д.);

- консультативный (развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчётности, оформления патентов).

Таким образом, опыт развития предпринимательства в ряде зарубежных стран свидетельствует, что обеспеченность финансовыми средствами, а также доступ к кредитным ресурсам является весьма сложной проблемой (в особенности, относительно сегмента микропредпринимательства и вновь образующихся малых предприятий).

Это обусловлено особенностями данного сектора экономики (масштаб бизнеса, недостаток опыта в условиях конкурентной среды, недостаточная обеспеченность ресурсами и др.) и, как следствие, рисками, которых лишены крупные предприятия.

В мировой практике для решения проблемы ограниченности доступа малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам применяются различные варианты его финансовой поддержки, основными среди которых являются:

· прямое финансирование;

· гарантирование кредитов;

· субсидирование процентных ставок по кредитам;

· стимулирование развития отдельных сегментов финансового рынка (лизинг, венчурное финансирование);

· стимулирование развития микрофинансирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Международные организации, занимающиеся  поддержкой малого бизнеса

 

 

 Поддержку  развития малого бизнеса осуществляют  и международные организации, среди  них можно отметить следующие:

1. Международная  финансовая корпорация, являющаяся  структурным подразделением Мирового  банка, она занимается финансированием  частного сектора на возмездной - льготное кредитование и безвозмездной  основе - выдача грантов, совместное  финансирование различных проектов  по развитию инфраструктуры, консалтингу, повышению образовательного уровня  предпринимателей;

2. Европейский  банк реконструкции и развития (проект технического содействия  ЕС ТАСИС): в рамках программ  содействии трансформационным процессам  в странах с переходной экономикой  осуществляется льготное кредитование  МП, в том числе с использованием  микрозаймов, создание фондов и  центров поддержки предпринимательства;

  3. Экономические организации и программы ООН: например, совместная программа развития ПРООН и правительства РБ "Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства" реализуется по трем направлениям: "Создание национальной сети инкубаторов малою предпринимательства" (финансовая и консультативная помощь оказана пяти инкубаторам РБ), "Содействие созданию кредитных союзов в РБ" (разработка механизма кредитных союзов), "Формирование и развитие микрокредитования в РБ" (выдано 19 микрокредитов);

4. Организации  и соглашения, действующие в рамках  СНГ: в январе 1997 г. подписано Соглашение  о поддержке и развитию малых  предприятий в государствах-участниках  СНГ. В качестве основных направлений  сотрудничества в соглашении  определено содействие межгосударственных  и национальных структур поддержки  малого предпринимательства, стимулирование  внешнеэкономической и инновационной  деятельности субъектов малого  бизнеса, финансово-кредитная помощь;

5. Агентство  международного развития США: участвует  в программах содействия организации  МП и формирования стабильной  среды для развития мелкого  предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Становление малого бизнеса и проблемы, связанные с его развитием в РБ.

 

3.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь

 

История развития малого бизнеса в Республике Беларусь насчитывает почти 20 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе малых предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, а также в государственной политике в области стимулирования и развития малого бизнеса. Восстановив свою независимость в 1991 г., Беларусь одновременно стала наследником части советского прошлого. Оно включало в себя искаженную структуру цен, чрезмерную индустриализацию, неразвитость сферы услуг, обширный военно-промышленный комплекс, отсутствие частной собственности в особенности в сельском хозяйстве. Начало трансформации экономики неизбежно привело к адаптационному спаду, который продлился до 1996 г. Устойчивый экономический рост непосредственно зависит от эффективности использования основных факторов производства, а также одного из ключевых факторов экономики - предпринимательства. В соответствии с решениями Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) в Республике Беларусь в 1997 г. была разработана Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) Республики Беларусь до 2010 года. Был определен базисный период: 1996-2000 г.г., а также дополнительно - начало текущего пятилетия. Выделены два этапа. Первый (до 2005 г.) - это период развернутого построения рыночных отношений и создания институциональной среды, благоприятной для повышения конкурентоспособности и структурных преобразований. Второй (после 2005 г.) - этап активной структурной перестройки экономики на основе системы преимущественно косвенного государственного регулирования, включающей широкомасштабные меры, направленные на радикальные преобразования воспроизводственной, отраслевой, технологической и территориальной структур экономики в соответствии с потребностями внутреннего и внешних рынков.

В Программе отмечается, что при определении направлений структурных преобразований экономики необходимо исходить из принципа развития предпринимательства; рационального сочетания крупного, среднего и малого предпринимательства, дальнейшего формирования наиболее благоприятных условий для развития данного сектора экономики.

Практически все принципы устойчивого развития, которые были включены в НСУР-97, сохраняют свое значение для разработки НСУР-2020 г.

Как отмечается в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. для экономики переходного периода принципиальное значение имеет выбор институциональной направленности преобразований, касающихся, в частности, такого коренного элемента экономической системы, как институт предпринимательства. В вышеназванной НСУР признано, что к основным направлениям осуществления государственной политики в сфере малого предпринимательства относится, в частности, повышение эффективности функционирования и дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства. Государственная политика в области развития и поддержки предпринимательства является неотъемлемой частью экономической политики страны. Система государственной поддержки малого предпринимательства начала формироваться после принятия в 1996 г. Закона Республики Беларусь ”О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь“. С 1997 г. разрабатываются и реализуются годовые программы государственной поддержки малого предпринимательства. К настоящему времени уже сложилась и функционирует единая система поддержки предпринимательства, имеющая своей целью совершенствование регулирования предпринимательской деятельности для создания благоприятных условий динамичного и устойчивого развития данного сектора экономики.

Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. N 255 "О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства" регламентировано понятие субъектов малого предпринимательства.

Малое предпринимательство существует в следующих формах:

-индивидуальные  предприниматели, зарегистрированные  в Республике Беларусь;

-микроорганизации - зарегистрированные в Республике  Беларусь коммерческие организации  со средней численностью работников  за календарный год до 15 человек  включительно;

-малые  организации - зарегистрированные в  Республике Беларусь коммерческие  организации со средней численностью  работников за календарный год  от 16 до 100 человек включительно.

Субъекты малого предпринимательства образуют разветвлённую сеть, действуют на многочисленных местных рынках и удовлетворяют разнообразные потребности различных слоев населения в товарах и услугах. Небольшие размеры малых предприятий, технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют им оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Они динамично осваивают новые виды продукции и заполняют ниши, не привлекательные для крупного бизнеса.

 

 

 

 

 

 

      1. Система и формы государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь.

 

 Во  всем мире усилия по развитию  малого частного предпринимательства  отражаются в комплексе мер, направленных  на упрощение административных  процедур, развитие технологий, поддержку  внешнеэкономической деятельности. Не остаются без внимания налоговая  политика, организация подготовки  кадров, совершенствование законодательства  и прочие меры по созданию  благоприятной среды для малого  и среднего предпринимательства.

 Как  и везде, развитие малого бизнеса  в Республике Беларусь является  одним из направлений деятельности  государственного аппарата управления. На сегодняшний день эту поддержку  регламентирует Постановление Совмина  Республики Беларусь №1721 от 28.12.2009, которое утверждает Государственную  программу поддержки малого и  среднего предпринимательства в  стране на 2010–2012 годы. В соответствии  с этой программой, за 2010 год на  поддержку малого бизнеса в  Беларуси было направлено почти 25 миллиардов белорусских рублей. Наибольшая часть этих денег  была получена из местных бюджетов (22,3 миллиарда), внесли свою лепту  республиканский бюджет (меньше  миллиарда) и Белорусский фонд  финансовой поддержки предпринимателей (2 миллиарда).

  Государственная программа (далее просто Программа) состоит на сегодняшний день из 7 разделов, в которые входят 47 мероприятий. Целью является увеличение доли малого и среднего предпринимательства (МСП) в общем объеме ВВП, увеличение общего числа занятых в микро-организациях, малых и средних субъектах хозяйствования. Программа определяет следующие направления:

  1.Совершенствование законодательства, регулирующего деятельность МСП

2.Финансовое обеспечение, включающее предоставление кредитов на льготных условиях, предоставление имущества на кредитной основе (лизинг)

  3.Совершенствование инфраструктуры МСП

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике