Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 20:33, курсовая работа
Становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к рыночной. Малый бизнес - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого предпринимательства отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства.
4.Расширение и стимулирование кооперации между малыми и крупными предприятиями
5.Информационное обеспечение деятельности МСП, проведение конкурсов, семинаров, издание отчетов и информационных бюллетеней
6.Стимуляция международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности
7.Программа обучения кадров для МСП
Государственная поддержка малого бизнеса направлена на снижение рискованности малого бизнеса. Ресурсная необеспеченность заставляет государство поддерживать малый бизнес по следующим основным направлениям:
Финансовая поддержка (формирование государственных программ обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговых и амортизационных льгот и т.д.)
Материально-техническая поддержка (различные формы предоставления технологии и оборудования в аренду малого бизнеса, создание технопраков и т.д.)
Консультативная и информационная поддержка (обеспечение доступа к техническим библиотекам, базам данных, оказание консультативных и правовых услуг, особенно по проблемам создания, управления, налогообложения и т.д.)
Создание рыночной инфраструктуры (локальных ярмарок, рынков оборудования и технологий для малых фирм, рынков сбыта и т.д.)
Во многом благодаря государственной поддержке малого бизнеса в современных развитых рыночных странах активно развивается наиболее эффективный тип малого бизнеса - быстрорастущее предприятие. Многочисленные малые предприятия превращаются дополнением к традиционным научно-исследовательским комплексам промышленных корпораций, университетов, бесприбыльным исследовательским организация, государственным лабораториям и целевым структурам
Большую роль в реализации государственных программ играют формы самоподдержки малого бизнеса. Ощутимую помощь по совершенствованию менеджмента в малых организационных формах оказывают торгово-промышленные палаты. В интересах укрепления финансового положения предпринимателей правительства развитых рыночных стран поощряет объединение мелких и средних предприятий в кооперативы - производственные, кредитные, сбытовые.
Создание кооперативов преследует сразу несколько целей: предотвращение конкуренции, координацию стратегии в закупке товаров у оптовиков, взаимопомощь в периоды финансовых затруднений. К тому же, объединившись, мелкие и средние фирмы получают неплохую возможность выхода на внешние рынки, занимая там ниши, на которые не претендуют гиганты.
3.3. Деятельность Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей
Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей был образован Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 1992 г. № 36, в настоящее время Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 марта 1998 г. № 136, которым утверждено положение о нем.
Основными задачами Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей являются:
1.Задачи
и основные направления
- финансовое
обеспечение государственной
- аккумулирование
средств для дальнейшего
Фонд осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:
- содействие
проведению государственной
- участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации государственных, отраслевых и региональных программ, проектов и мероприятий, способствующих созданию рабочих мест путем развития малого предпринимательства и конкуренции, демонополизации экономики, насыщения рынков товарами;
- участие
в формировании рыночной
- поддержка
инновационной деятельности
- содействие
привлечению национальных и
- участие
в реализации международных
2. Формы и условия выделения кредитных ресурсов Фонда
Механизмами реализации финансовой поддержки малого предпринимательства в БФФПП являются:
- кредит/микрокредит,
предоставление которого
- лизинг,
предоставление которого
Размер кредита/микрокредита составляет в среднем около 10 млн. рублей, максимальный размер лизинга – 20 млн. рублей. Срок предоставления кредита/микрокредита, как правило, от 30 дней до 12 месяцев, лизинга – от 12 месяцев до 18 месяцев.
Фонд предоставляет кредиты на платной основе, с соблюдением принципов материальной обеспеченности, целевой направленности, срочности и возвратности.
Денежные средства выделяются в национальной валюте Республики Беларусь, предоставляются в безналичной форме в строгом соответствии с кредитным договором, минуя текущий (расчетный) банковский счет получателя непосредственно поставщику на цели, предусмотренные кредитным договором.
Кредитный договор может предусматривать выдачу кредита/микрокредита единовременно или открытие кредитной линии, когда фонд в течение срока, установленного в договоре, обязуется предоставлять кредит/микрокредит в согласованном размере частями.
Кредитополучателями могут выступать юридические лица Республики Беларусь, относящиеся в соответствии с Законом о государственной поддержке к субъектам малого предпринимательства, и индивидуальные предприниматели.
Все заявки на выделение кредитных средств с приложенным к ним пакетом документов проходят экспертизу для определения степени возвратности кредита. Экспертиза осуществляется специалистами из числа сотрудников фонда. После экспертизы пакет документов представляется на коллегию фонда, состоящую из числа руководителей структурных подразделений, являющихся специалистами в своей области, для принятия решения о выделении кредитных средств либо об отказе в их выделении.
При выделении кредитов/микрокредитов субъектам малого предпринимательства процентная ставка за пользование кредитными средствами не должна превышать ставку рефинансирования Национального банка Республики Беларусь.
При выделении кредитов/микрокредитов субъектам инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства допускается установление льготной процентной ставки, а в отдельных случаях – выдача беспроцентных ссуд и оказание финансовой помощи на безвозмездной основе в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Кредитные средства выделяются на конкурсной основе в соответствии с Порядком конкурсного отбора, утвержденным Правлением фонда. При конкурсном отборе учитываются такие основные характеристики проекта, как:
существующие приоритеты развития отрасли во взаимосвязи с проектом, включая участие в государственных и межгосударственных инвестиционных программах;
масштабность проекта, наличие мультипликативного эффекта;
внедрение новых технологий и оборудования, используемых в проекте;
потребность внутреннего рынка в намечаемой к выпуску продукции, прогнозируемые тенденции по его развитию;
степень конкурентоспособности продукции по ценовым и качественным характеристикам, возможность сбыта продукции в намечаемых объемах;
достоверность инвестиционных затрат по проекту, а для нового (переходящего) строительства - их соответствие утвержденной проектно-сметной документации и наличие установленных законодательством заключений экспертизы по строительному проекту, а также решений местных исполнительных и распорядительных органов о размещении строительства;
создание новых рабочих мест и иная социальная направленность;
изготовление новой продукции (услуг);
энергосбережение;
ресурсосбережение;
импортозамещение и т. п.
Перечень документов, необходимых для получения финансовой поддержки
- Заявление на получение кредита/микрокредита по установленной форме.
- Технико-экономическое обоснование возврата кредит/микрокредита.
- Копии договоров (контрактов) или других документов в подтверждение кредитуемой сделки.
- Копии учредительных документов, документ о регистрации.
- Годовой бухгалтерский баланс со всеми приложениями к нему с отметкой налоговой инспекции и бухгалтерский баланс на первое число месяца, следующего за отчетным, с приложением по форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
- Документы, подтверждающие полномочия руководителя на заключение договоров (контракт с руководителем, протокол собрания учредителей о предоставлении полномочий руководителю и т. п.)
- Письмо банка об открытии счета с указанием лиц, имеющих право первой и второй подписи финансовых документов; о дебетовых и кредитовых оборотах за последний месяц; о претензиях по неоплаченным счетам поставщиков; просроченной задолженности по ссудам.
- Кредитная история предприятия (указывается банк кредитор, сумма полученного кредита, форма его обеспечения, срок погашения).
- Документы по обеспечению кредитных обязательств.
- Паспорт лица, уполномоченного подписывать договоры.
- При выдаче долгосрочных кредитов, помимо указанных документов, представляются бизнес-план, включающий расчет экономической эффективности и окупаемости кредитуемого проекта, другие документы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
- Перечень предоставляемых документов для получения кредита индивидуальным предпринимателем определяется Коллегией исполнительной дирекции фонда.
- По усмотрению фонда могут быть получены и другие документы, не вошедшие в данный перечень.
3. Обеспечение кредитных обязательств
В качестве обеспечения кредитных обязательств кредитополучатели могут представлять:
банковскую гарантию;
поручительство юридических и физических лиц;
залог: основных средств, товаров в обороте, личного имущества предпринимателей и личного имущества поручителей.
Необходимо предоставить документы, подтверждающие право собственности на предмет залога (свидетельство о праве собственности на предмет залога, технический паспорт, договор, по которому приобретено имущество, и прочие правоустанавливающие документы).
Размер обеспечения кредитных обязательств должен соответствовать сумме запрашиваемого кредита и процентов за время пользования кредитными ресурсами.
При приобретении имущества в лизинг, обеспечение кредитных обязательств предоставляется на сумму лизинговой ставки за время действия договора лизинга.
Залог ценных бумаг собственной эмиссии кредитополучателей исключается.
Фонд обеспечивает контроль за целевым использованием предоставляемых кредитов и своевременным их погашением. Для этого производятся проверки наличия и условий хранения кредитором кредитуемых ценностей.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь в стране гарантируется:
· право граждан и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельности имущества;
· защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством страны и договорами;
· научно-техническая и правовая поддержка предпринимательской деятельности;
· страхование предпринимательского риска;
· запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта, кроме случаев, предусмотренных в контракте.
Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике