Малый бизнес и его роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к рыночной. Малый бизнес - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого предпринимательства отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 88.54 Кб (Скачать файл)

- Недостаточный уровень поддержки бизнеса со стороны государства.

- Нехватка денег (инвестиций и кредитов).

- Недостаточная правовая база.

Согласно исследованию Исследовательского центра ИПМ, проведенному в апреле 2011 года на тему «Малый и средний бизнес в РБ». Опрошенные директора 407 компаний разных форм собственности отвечали на разнообразные вопросы, касающиеся всех сторон существования и развития предприятий Республики Беларусь.

 В  среднем на исследованных предприятиях  работает от 10 до 50 человек, доля  многолюдных компаний невысока (11.8% компаний со штатом более 100 человек).

 Как  «стабильное» оценивают 48,2% владельцев, открывших свое дело в Беларуси, нынешнее экономическое положение  своего бизнеса. Тревожно высокое  количество компаний находится  в положении «плохо или ниже  среднего» – 35,9%. Похоже, не так  уж он нынче привлекателен, этот  прибыльный бизнес в Беларуси.

 Однако  белорусский бизнес все-таки развивается, 61,7% респондентов отметили, что за  последний год конкуренция в  Республике Беларусь заметно  выросла.

 Впрочем, конкуренция – отличный стимул  для развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Полученные  данные опроса показывают нам  структуру малого бизнеса в  РБ:

 

 

 

Респондентам было предложено оценить степень важности внутренних трудностей, решение которых зависит от них самих. И вот как распределяются трудности по уровню влияния на бизнес:

 

 

Как можно заключить, современного предпринимателя мало волнует внутренняя иерархия, распределение обязанностей между руководителями разного уровня и умение делегировать полномочия, что бы это ни означало для них. Есть подозрение, что и тренера по деловому общению и этикету среднестатистический малый бизнес Республики Беларусь наймет нескоро. Несмотря на то, что 47,4% респондентов обозначили как цель своей деятельности экспансию на новые рынки и активное развитие бизнеса, все-таки признаки цивилизованного стабильного предпринимательства, такие как прозрачные бизнес процессы, стройная иерархия, отлаженные внутренние связи, будут украшать малый бизнес в Республике Беларусь нескоро.

 Тем  не менее, на первом месте по  значимости для руководителей  стоит профессиональная крепкая  команда, отлично знающая реалии  рынка и способная производить конкурентоспособную продукцию. Весьма реальный подход к бизнесу демонстрируют нам капитаны малого и среднего предпринимательства Республики Беларусь.

 Что  интересно, оценки внешних проблем  выглядят совершенно иначе. Большая  часть ответов сосредоточилась  в районе «не имеет значения», а вот оценки «очень мешает»  распределились следующим образом:

Так видим, и здесь опрос отражает реальное положение дел. И основные препятствия малый бизнес имеет, увы, со стороны государства. Невозможность приобрести валюту для расчетов по импорту, постоянные проверки и штрафные санкции, непрозрачное законодательство, касающееся функционирования малого и среднего бизнеса в Беларуси, коррумпированность государственных чиновников, беззащитность субъектов МСП перед государственными структурами. Список проблем заставляет удивиться, как этот бизнес может существовать, развиваться и сопротивляться постоянному натиску.

 При  этом деловые новости то и  дело докладывают нам об успехах  Государственной программы поддержки  малого и среднего предпринимательства. Несомненно, выделенные средства  расходуются, и помощь предприятиям  оказывается. Однако, похоже, все еще  недостаточно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Проведенные исследования позволили изучить сущность и роль малого бизнеса в рыночной экономике, проанализировать зарубежный опыт его поддержки и выявить проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1  Малое  предпринимательство является неотъемлемым  элементом рыночной экономики, без  которого государство не может  гармонично развиваться. Важнейшая  роль малого бизнеса заключается  в обеспечении значительным количеством  новых рабочих мест, насыщении  рынка новыми товарами и услугами, удовлетворении многочисленных  нужд крупных предприятий, выпуске  специальных товаров.

2 Малые  предприятия сегодня стали неотъемлемой  частью экономик большинства  промышленно развитых государств. В странах ЕС на их долю  приходится 63 - 67 % ВВП и свыше 70 % работающего  населения, в США - 50-52 и 54 %, в Японии - 52-55 и 78 % соответственно.

Таких успехов малый бизнес зарубежных стран достиг благодаря системной поддержке со стороны государства в самых разных областях.

Очевидно, что активная поддержка малого бизнеса западными государствами объясняется не их благотворительными намерениями, а тем, что именно малые хозяйственные структуры, обеспечивающие формирование конкурентной среды и способствующие сокращению безработицы, рассматриваются сейчас как локомотив экономического развития в мире.

3 Малый  бизнес Республики Беларусь представляет  сегодня перспективный развивающийся  сектор, постепенно увеличивающий  свою роль и значение в обеспеченности  общего экономического роста  страны.

Малые предприятия могут внести значительный вклад в решение проблем экономического роста и занятости. В условиях рыночной экономики они считаются гибкими и эффективными с точки зрения затрат, они быстро приспосабливаются к пожеланиям клиентов, причем не только в сферах, близких к потребителям, таких, как розничная торговля или определенные виды услуг. Но малые предприятия эффективны лишь при определенных условиях. То есть, необходима грамотная экономическая политика, которая позволила бы и в Беларуси полностью реализовать потенциал малых предприятий.

4 Для  активизации малого предпринимательства  в Беларуси необходимо устранить  факторы, препятствующие его развитию, выйти на более высокий уровень  его государственной поддержки. Приоритетными направлениями развития  малого бизнеса должны стать  производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее  переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности, научная и инновационная деятельность.

 

 

Список использованных источников

 

 

 

1.Алейников, А.Н. Предпринимательская деятельность: Учеб.-практ. пособие. - М.: Новое знание, 2003. — 304 с.

2.Андреева И. О критериях выделения малого и среднего бизнеса / И. Андреева, К. Павлов // Общество и экономика. - 2007. - №7. - С. 62-79.

3..Бринк И.Ю. Бизнес-план предприятия. Теория и практика / И.Ю. Бринк, Н.А. Савельева. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.

4.Грачев И.Д., Белова И.В. Развитие малого предпринимательства. //Деньги и кредит. - 2004. - №8. - С.17-18

5.Ичитовкин Б. Н. Малые формы хозяйствования.- М.: Экономика, 2005. - 124 с.

7.Сабо А. Н. Малые и средние предприятия в странах с переходной экономикой. // Деньги и кредит. - № 8, 2000.

9.Мазоль С. И. Совместные предприятия в экономической системе общества. – Мн.: Элайда, 2002. – 176 с.

10.Мазоль С. И. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие. – Мн.: Книжный дом, 2004. – 272 с.

11.Экономика малого бизнеса: Учеб. пособие / М. И. Балашевич, Т. П. Быкова. – Мн.: БГЭУ, 2005 . – 231 с.

12.Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 годы. - Мн.: Юнипак, 2004. - 202 с.

15.О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998г. № 3: декрет Президента № 8 от 26 июня 2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002.

16.О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: декрет Президента № 1 от 16 января 2009 г.) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002.

17.О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства, с послед. изм. и доп.: Закон Республики Беларусь 21 мая 2009 г. N 255 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002.

18.О переводе жилых помещений в нежилые и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 152: Указ президента № 479 от 25 сентября 2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002

19.Основные направления социально-экономического развития РБ на 2006-2015 годы// Экономический бюллетень НИЭИ. – 2007, №1, с.4-21.

20.Малое предпринимательство в Республике Беларусь 2010. Статистический сборник. – Мн.: Министерство статистики и анализа РБ, 2010. – 310 с.

21.Положение о лицензировании − Положение о лицензировании отдельных видов деятельности: декретом Президента Республики Беларусь , 14 июля 2003 г. № 17, с послед. изм. и доп. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002

22.Предпринимательство. // Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.economy.gov.by

23.Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2020 годы. - Мн.: 2005.

24.Тэмпан, Л.Н. Малый бизнес: опыт зарубежных стран. Учебн.пособие /Под ред. В.А. Швандара. – М.: Юнита-Дана, 2001. – 287 с.

25.Поддержка малого бизнеса как фактор активизации предпринимательской деятельности в регионах. Современные финансовые и иные механизмы». Справочно-аналитический материал / Бадей Г.П., Быкова Т.П., Наумович Н.К., Невиак Свен-Олаф, Тарасевич Ж.К., Шерснева С.П.. – Минск, 2010. – 180 с.

26.О деятельности Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей (электронный ресурс

http://belbusinessportal.by/business/dokument/46-2009-03-28-07-35-56.html

27.Нормативно правовые акты, направленные на создание благоприятных условий для повышения деловой активности и  развития бизнеса в Республике Беларусь электронный  ресурс)

http://businessacts.government.by/ru/rus_businessacts_30_20.html

28. Поддержка малого бизнеса в Республике Беларусь

(электронный  ресурс) http://delo.by/news/~shownews/podderzhka-malogo-biznesa-v-belarusi

30.Виды бизнеса. Малый бизнес. (электронный ресурс)   http://econbook.kemsu.ru/UMK_Aparina/2.html

31. Национальный статистический комитет Республики Беларусь (электронный ресурс) http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/small_annual1.php.

 

 


Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике