Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 17:50, контрольная работа
Крупные города играют немаловажную роль в жизни и развитии страны. Они отличаются множеством факторов, таких как: высокая концентрация населения, сосредоточение капитала, инфраструктура, значительный образовательный, научный, культурный потенциал и др.
Изменение внешнего восприятия города с целью поощрения развития туризма, увеличения въездной миграции, привлечение инвестиций, развития культурной составляющей является главным направлением городского маркетинга как стратегического продвижения города.
Введение 3
1. Специфика городского маркетинга 4
2. Характеристика объекта исследования и анализ проблем территории 7
2.1. Характеристика г. Иркутска 7
2.2. Анализ стратегий маркетинга города на примере г. Иркутска 13
3. План проведения PR-программы 16
Заключение 19
Список использованных источников 20
Приложения 21
Факультет: Государственного и муниципального управления
Кафедра: МЕНЕДЖМЕНТА
по дисциплине
«Маркетинг территорий»
Тема: Маркетинг города на примере г. Иркутска
Выполнил:
Буланый В.А.
Князева И. В.
профессор кафедры, д-р эконом. наук, профессор
2014
Содержание
Крупные города играют немаловажную роль в жизни и развитии страны. Они отличаются множеством факторов, таких как: высокая концентрация населения, сосредоточение капитала, инфраструктура, значительный образовательный, научный, культурный потенциал и др.
Изменение внешнего восприятия города с целью поощрения развития туризма, увеличения въездной миграции, привлечение инвестиций, развития культурной составляющей является главным направлением городского маркетинга как стратегического продвижения города.
Применительно к городу маркетинг осуществляется аналогично маркетингу региона, но с учетом особенностей городского образа жизни.
В данной работе будут рассматриваться вопросы маркетинга города, специфика и инструменты данного вида маркетинга на примере г. Иркутска – столицы Восточной Сибири, административного центра Иркутской области и Иркутского района.
Данный город выбран нескольким причинам. В их число не только его возраст, который составляет 353 года, его богатый культурный и экономический потенциал, но и изобилие информации о данном городе, которой я владею, как бывший иркутянин.
Целью работы: изучить специфику городского маркетинга и возможность применения комплекса маркетинговых коммуникаций для повышения имиджа города на примере г. Иркутска
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
- изучить специфику городского маркетинга;
- выявить и изучить основные показатели развития г. Иркутска.
- анализ ведущих маркетинговых стратегий г. Иркутска;
- разработать PR-программу поддержки проекта по проведению мероприятий в рамках проводимого в 2014 году в РФ Года культуры
Маркетинг города - это деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения мнений, намерений, поведения субъектов, преимущественно внешних по отношению к данному городу.
Маркетинг города призван обеспечивать:
Главные целевые группы маркетинга города - это его жители, представители бизнеса, туристы. Именно они выступают потребителями города.
Определяющими субъектами городского маркетинга являются:
Ведущими участниками маркетинговых отношений являются администрации городов, городские агентства по поддержке малого бизнеса, предпринимательства, бизнес-центры, выставочные центры, туристские и гостиничные сети и др.
Важнейшими инструментами маркетинга города можно считать:
Главные цели городского маркетинга:
В самом общем виде стратегии развития любого города направлены прежде всего на достижение конкурентоспособности:
а) города в целом как места для жизни и хозяйственной деятельности;
б) приоритетных отраслей городского хозяйства и в целом социальной сферы города.
Общий подход к формированию стратегии развития города может быть представлен следующим образом:
1) оценка условий, в которых
будет проходить развитие
2) согласование целей
развития города и его
3) координация программ городского развития с общей стратегической линией;
4) разработка механизма оценки результатов развития города2.
Маркетинг города должен быть постоянным объектом внимания городской администрации, т.к. это обеспечивает привлечение инвесторов, социально-экономическое развитие города, сотрудничество с населением города, повышение престижа решений идей, социальных институтов в рамках города и за его пределами.
В маркетинге города весомую роль играет городская символика: флаг, герб, гимн, эмблемы, изображения архитектурных и исторических памятников и т.д. Символика может свободно использоваться в дни государственных, городских, торжественных мероприятий, а также в рекламной деятельности юридических лиц.
Не менее важным инструментом является имидж города – психологически формируемый образ города и его составляющих. Он формируется на базе распространяемой о городе информации, рейтингов, показателей, аргументов развития города. Цель и задача имиджа – привлечение внимания, а также повышение репутации, которая складывается из реальных действий и фактов.
Имидж города определяют: качество жизни, кадровые ресурсы, инфраструктура, высокие технологии, капитал, контролирующие органы, власть и инфраструктура бизнеса.
Конкретным инструментом городского маркетинга является план продвижения. Он представляет собой систему действий, которые выявляют и поддерживают конкурентоспособность города, способную сохраняться длительное время.
Нельзя умолчать и о PR как об основном канале связи между городом и его средой. Сбор информации, обработка данных, постоянное обновление, подготовка решений и информирование в двухстороннем порядке – функции связей с общественностью, которые формируют имидж города, направляют его развитие и являются ключевым моментом в комплексе продвижения.
Территориальное устройство.
Город Иркутск расположен в Восточной Сибири, на берегах Ангары при впадении в нее Иркутска в 66 км к западу от о.Байкал. Является 6-м по величине городом Сибири. Административный центр Иркутской области и Иркутского района. Разделен на 4 административных округа. Граничит с Красноярским краем, Республикой Саха, Республикой Бурятия и Республикой Тыва.
Экологическое состояние
Экологические проблемы атмосферного воздуха города связаны с выбросами автотранспорта (60%) и источниками теплоэнергетики, не оснащенные фильтрами (38%), на предприятия промышленности приходится всего 2% выбросов.
Загрязнение почв обусловлено повышенным содержанием фтора, распространяемого алюминиевым заводом.
Радиационный фон в городе в пределах естественного
Отмечается рост городского мусора на 4,6% ежегодно.
Климатические
Климат в г. Иркутск резко-континентальный. Разница летних и зимних температур может превышать 70оС. Зима в регионе суровая, продолжительностью 5 месяцев. Весна сухая и короткая. Лето жаркое и сухое, на вторую половину приходятся затяжные дожди. Осень теплая и сухая. Для региона характерны резкие суточные перепады температур.
Гидрография
Р. Ангара делит город на две части. Длина реки в черте города составляет 29 км. Левый приток Ангары – р. Иркут является естественной границей Свердловского и Ленинского округов. На территории города имеются несколько малых рек. Плотина Иркутской ГЭС замыкает Иркутское водохранилище. Возведение плотины привело к повышению уровня грунтовых вод.
На территории города находится минеральный источник относящийся к крупнейшему на планете Ангаро-Ленскому артезианскому бассейну.
Вдоль правого берега Ангары тянутся благоустроенные набережные.
Сейсмоактивность
Иркутск расположен на краю Сибирской платформы вблизи сейсмически активного тектонического разлома – Байкальской рифтовой зоны и отнесен к району возможных землетрясений интенсивностью до 8 баллов.
В среднем за год регистрируется около 300 землетрясений до 4 баллов. Землетрясения интенсивностью 6 баллов происходят раз в 15 лет. Сильнейшие землетрясения были в 1862 – 8 баллов и 27 августа 2008г – 6 баллов
Символика
Герб Иркутска – серебряный геральдический щит, на котором изображен черный «бабр» с червлеными глазами, держащий в пасти червленого соболя. Утвержден в 1997 году.
Флаг Иркутска был учреждён 31 октября 1996 года. Он представляет собой прямоугольное белое полотнище с воспроизведением композиции городского герба — бабра на зелёной земле с соболем в зубах; дополненное в нижней части горизонтальной синей полосой, завершающейся откосом. Гимн Иркутска как официальный символ де-юре предусмотрен уставом города с 2009 года, впоследствии объявлялся конкурс на создание музыки и текста гимна, однако ни один из предложенных вариантов не был принят
Население
Численность населения Иркутска 612 973 человек на 2014 год. Иркутск занимает 23-е место среди городов России. С 2007 года отмечается естественный прирост и увеличение численности населения. На территории города проживает 91,8% русских, 2,3% бурят, 1,1% украинцев, 0,8% татар от общей численности населения. Наблюдается значительное увеличение числа приезжих среди китайцев, киргизов, узбеков и таджиков.
Власть
Устав города принят 20 мая 2004 года думой. К органам местного самоуправления относятся: глава города – мэр, администрация, дума и контрольно-счетная палата. Мэр избирается сроком на 5 лет. Представительный орган – городская дума, состоит из 35 депутатов, избираются сроком на 5 лет. В Иркутске дислоцируется Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского арбитражного округа.
Международные отношения
С 1967 года Иркутск развивает международные отношения. Город находился в побратимских отношениях с немецким городом Карл-Макс-Штадом, в нем одна из улиц до сих пор называется Иркутской – Irkutsker Strasse. В Иркутске открыто представительство МИД России, в котором располагаются генеральные консульства Монголии, Китая, Республики Корея, Польши, Литовской республики, действует японский информационный центр. С 2000 года ежегодно в Иркутске проходит Байкальский международный экономический форум. У Иркутска три города-побратима – Канадзава (Япония, с 1967 года. В Иркутске в эту честь названа улица Канадзавы), Шеньян (Китай, с 1992 года), Улан-Батор (столица Монголии, с 1998 года)