Маркетинг города на примере г. Иркутска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 17:50, контрольная работа

Описание работы

Крупные города играют немаловажную роль в жизни и развитии страны. Они отличаются множеством факторов, таких как: высокая концентрация населения, сосредоточение капитала, инфраструктура, значительный образовательный, научный, культурный потенциал и др.
Изменение внешнего восприятия города с целью поощрения развития туризма, увеличения въездной миграции, привлечение инвестиций, развития культурной составляющей является главным направлением городского маркетинга как стратегического продвижения города.

Содержание работы

Введение 3
1. Специфика городского маркетинга 4
2. Характеристика объекта исследования и анализ проблем территории 7
2.1. Характеристика г. Иркутска 7
2.2. Анализ стратегий маркетинга города на примере г. Иркутска 13
3. План проведения PR-программы 16
Заключение 19
Список использованных источников 20
Приложения 21

Файлы: 1 файл

Маркетинг территорий.doc

— 1.32 Мб (Скачать файл)

Экономика

Ведущие отрасли экономики – машиностроение и пищевая продукция. В Иркутске расположены штаб-квартира Восточно-Сибирской железной дороги, «Иркутскэнерго» - крупнейшая в России энергетическая компания, «Востсибуголь», главный офис Байкальского банка Сбербанка России. Ведущее промышленное предприятие – Иркутский авиационный завод. Производит компоненты для самолётов Airbus A320 и разворачивает производство российского аэробуса МС-21. Иркутский завод тяжёлого машиностроения изготавливает золотодобывающее, горно-обогатительное и металлургическое оборудование.Иркутский релейный завод — предприятие оборонно-промышленного комплекса, изготавливает коммутационную технику. В области производства строительных материалов действуют крупные компании Иркутский завод сборного железобетона и Иркутский керамический завод. «Иркутский завод дорожных машин» выпускает технику для ремонта дорожного покрытия, уборки снега

Пищевая промышленность представлена Иркутским масложиркомбинатом, мясокомбинатом «Иркутский», Иркутским молокозаводом, Иркутским хлебозаводом, кондитерской фабрикой «Ангара».

На долю торговли приходится 45% всей экономики города. Уровень потребительских цен в Иркутске на 3% выше, чем в целом по России и выше, чем в Красноярске и Новосибирске.

Туризм

Туризм носит транзитный характер по пути на Байкал. Иностранные туристы преимущественно из Китая, Германии и Японии. Пик нагрузки – на время проведения Байкальского экономического форума.

Транспортная доступность.

По городу проходит федеральная автодорога «Байкал» Новосибирск-Чита, 3 областные трассы. Транспортные переходы через Ангару проходят через 3 моста и плотину ГЭС. Речной транспорт представлен двумя речными вокзалами. Городской транспорт представлен 98 городскими автобусными, 10 троллейбусными и 5 трамвайными маршрутами

 

 

 

Научно-технический потенциал, учебные заведения

Общеобразовательные учреждения и ВУЗЫ.

Система общего образования в настоящее время включает 112 дошкольных образовательных учреждений, 77 общеобразовательных учреждений, 16 учреждений среднего специального образования, 23 вуза (ведется обучение по 260 специальностям)

В 1949 году образован Восточно-Сибирский филиал Академии наук СССР. Академическая наука Иркутска представляет собой 9 исследовательских институтов Иркутского научного центра СО РАН и 3 подразделения Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН, образующих единый Академгородок в Свердловском округе города.

Иркутский научный центр СО РАН является вторым по величине в Сибири, в нём работает свыше тысячи научных сотрудников, в том числе 229 доктора и 654 кандидата наук. Включает 9 институтов: географии, химии, геохимии, солнечно-земной физики, систем энергетики, земной коры, физиологии и биохимии растений, динамики систем и теории управления, лимнологический институт; а также филиал института лазерной физики СО РАН и байкальский музей в посёлке Листвянке.

СМИ

В городе имеются две радиостанции, медиахолдинг «АС Байкал ТВ», телекомпании «АИСТ», «ДТВ Иркутск 23 канал» и «АС Байкал ТВ». Множество печатных изданий, старейшая из них – «Восточно-Сибирская правда».

Здравоохранение

В Иркутске действуют 60 учреждений здравоохранения, в том числе 30 – муниципальных. Уровень заболеваемости населения в последние года стабилен.

 

 

Преступность

Преступность в городе остается стабильно высокой. По статистике за 2010 год уровень преступности в городе превышал российский показатель более чем на 70%.

Культура

В Иркутске действуют 107 учреждений культуры и искусства, 52 из них – муниципальные, 32 библиотеки, 15 музеев, 8 театров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ стратегий маркетинга города на примере г. Иркутска

У г. Иркутска имеется уже определенный сформированный имидж. Город неофициально называют Столицей Восточной Сибири, Столицей Прибайкалья, Серединой Земли, Культурной столицей Сибири, Меккой бенди. Благодаря развитой инфраструктуре город занимает далеко не последнее место в развитии российской экономики и культурному развитию. Город притягателен для туристов благодаря своему расположению в непосредственной близости от озера Байкал, богатому культурному и историческому наследию. Уровень образования и науки привлекает абитуриентов. Развитие торгово-рыночных отношений со странами Востока позволяет инвесторам вкладывать свой капитал в развитие города.

Преимущественные стороны:

- географическое местоположение

- богатое культурное и  историческое наследие

- развитые торговые международные  отношения

- неповторимая архитектура  города в стиле императорской  России

- демографическая ситуация и человеческий потенциал;

- инфраструктурная обеспеченность территории Иркутска (в том числе обеспеченность электроэнергетической инфраструктурой);

- конкурентоспособность экономики Иркутска;

- этнокультурная ситуация и межнациональные отношения в Иркутске.

Делая акцент на преимуществах города можно еще более повысить имидж города. Основным инструментом развития имиджа являются коммуникационные мероприятия, которые показывают открытость города для контактов. Изобилие проводимых мероприятий в городе способствует развитию территории, повышению уровня туризма, социально-экономического развития, повышению патриотизма. Все эти мероприятия нацелены не только на внутреннюю аудиторию города, но и на внешнюю.

SWOT-анализ города Иркутска представлен в таблице 1.

 

 

Таблица 1 – SWOT-анализ г. Иркутска

 

SWOT-анализ

Возможности:

 

Угрозы:

Сильные стороны:

- Низкая стоимость энергоресурсов

- Мощный промышленный  потенциал

- Наличие крупного высокотехнологичного  авиационного предприятия с высоким  инновационным потенциалом

- Богатые водные ресурсы

- Богатое культурное и  духовное наследие

- Наличие мощного рекреационного  потенциала с мировым брендом «Байкал»

- Статус города как  крупного административного центра

- Географическое положение (расположен вдоль действующей  транспортной магистрали вблизи  границ Монголии и Китая)

Интерес зарубежной общественности к объектам деревянного зодчества

- Коммерческий потенциал  бренда «Байкал»

- Интерес к Байкалу  со стороны мирового сообщества

- Развитая инфраструктура  въезда-выезда в том числе из-за  рубежа

- Наличие развитого ВУЗовского  образования и учреждений академической  науки

- Высокая доля студентов

- Высокая развитость побратимских  отношений города, возможность развития  экономических отношений с городами-побратимами

- Высокий уровень атмосферного  загрязнения

- Риск загрязнения окружающей  среды при выходе из строя  канализационно-очистных сооружений

- Риск потери исторической  идентичности вследствие точечной  застройки

- Потеря экономических  преимуществ от низкой цены  на электроэнергию

- Отсутствие альтернативных  источников теплоснабжения

- Вероятность энергодефицита

- Вероятность размывания  идентичности за счет усиления влияния культур внешних мигрантов

- Рост социальной напряженности

- Постепенная потеря значимости  города как федерального центра

- Опережающее развитие  городов-конкурентов, отток лучших  кадров из Иркутска

- Вероятность потери «столичного» статуса

Слабые стороны:

- Разорванность города (между  районами находятся промышленные  зоны и зоны со слабой плотностью  застройки)

- Слабый уровень сохранности  и благоустройства объектов культурного  наследия, фрагментарность их расположения

- Высокий уровень износа коммунальных сетей

- Неготовность города  к приему инвестиций (отсутствие  подготовленных площадок)

- Отсутствие спроса на  инновации и продукты научно-технической  деятельности со стороны крупных  корпораций и государства

- Ограниченность рынка и слабая конкурентоспособность малого и среднего бизнеса

- Низкий уровень общественной  безопасности

- Текучка высококвалифицированных  кадров

- Высокая миграция низкоквалифицированных  кадров

- Атмосфера общественного  пессимизма. Неверие в развитие  города и недоверие к власти

- Слабость собственных  брендов «Иркутск» в отрыве  от связки «Байкал»

- Низкая скорость принятия  решений. Непубличность власти при  принятии ключевых решений относительно  развития города.

- Слабая договороспособность  городских элит


 

 

 

3. План проведения PR-программы

Согласно плану основных мероприятий по проведению в 2014 году в РФ Года культуры осуществляется работа по разработке стратегии развития культуры в РФ на период до 2025 года, модернизация материально-технической базы учреждений культуры, строительство многофункциональных культурных центров, проведение конкурсов, исследование состояние удовлетворенности населения услугами культуры, создание национальной электронной библиотеки, проведение различных выставок, фестивалей, форумов. В связи с этим Министерство культуры и архивов Иркутской области разработало план по проведению мероприятий в рамках Года культуры. Ознакомиться с ним можно в Приложении №1.

В культурной деятельности города планируется проведение Международного фестиваля оперной музыки «Дыхание Байкала», международного фестиваля «Подиум ЭТНО. «Содружество», международных фестивалей академический музыки, международного кинофестиваля популярных и документальных фильмов «Человек и природа»

Реализуются выставки посвященные истории Иркутска и Иркутской области, литературные вечера «Этим летом в Иркутске». Проводятся мероприятия по изданию и презентации книг современных российских авторов.

В рамках Года культуры проводятся Дни русской духовности и культуры «Сияние России»

Реализуются гастроли Государственного академического Малого театра России под руководством Ю. Соломина, также совместная постановка спектаклей Иркутского областного театра и Мариинского театра в г. Санкт-Петербург. Дни открытых дверей в областных музеях и др.

Как можно заметить запланировано множество различных мероприятий по работе с гражданами.

Однако общая стратегия отсутствует. Эти мероприятия не связаны между собой, кроме как тем, что проводятся в рамках Года культуры. Нет информации о проведении комплекса коммуникационных мероприятий по повышению уровня информированности общества.

В данном случае это выглядит как совокупность разрозненных мероприятий. Такое положение дел приводит к низкой информированности общественности, отсутствии акцентуации внимания на важном для страны событии – Год культуры 2014. Следствием этого может стать низкая сопричастность населения к проводимым мероприятиям и низкой информированности потребителей данной продукции.

Нельзя умолчать и низкой информированности молодого слоя населения. Повышение общего уровня культуры города должно начинаться именно с молодежи, как носителя культурного и исторического наследия.

Данная ситуация провоцирует возникновение негативного отношения к органам власти у целевых групп, появлению равнодушия у молодежи к культурным событиям города и страны.

Очевидна необходимость разработки комплекса маркетинговых коммуникаций для поддержки данного проекта.

Реализация такого комплекса способствует информированию населения, повышению уровня лояльности целевых групп к органам власти, а также повысит вовлеченность молодежи к культурным событиям города.

Определение целевых общественных групп:

  1. Органы местного самоуправления
  2. Представители бизнеса
  3. СМИ
  4. Туристы
  5. Участники событий
  6. Инвесторы

Удачное проведение запланированных мероприятий и достаточная информированность позволит повысить имидж города, способствует привлечению туристов и инвесторов.

Целью PR-программы является продвижение города, его потенциала среди целевых групп для улучшения имеющегося имиджа, повышения лояльности к городу среди целевых групп, привлечения внимания к городу.

Задачи для целевых группы:

- сформировать положительное  мнение о деятельности органов  власти по подготовке и реализации  запланированных мероприятий

- максимально повысить  уровень сопричастности к реализации мероприятий среди всех целевых групп

- повысить уровень информированности  общественности, сделать акцентуацию  внимания на проведении мероприятий  культуры в том числе среди  молодежи.

Ожидаемые результаты:

- повышение лояльности  граждан к органам власти и местного самоуправления

- высокая степень сопричастности  к проведенным культурным мероприятиям

- повышение общего уровня  культуры среди населения города

- увеличение интереса  инвесторов и представителей  бизнеса к городу и его инфраструктуре.

- сформируется положительная  оценка информации о городе.

 

Полученные результаты будут оказывать положительное влияние на планирование и реализацию дальнейших проектов. Повысят лояльность граждан к органам власти, увеличат степень вовлеченности граждан к организации и участию в общественных мероприятиях. Благоприятно способствую на подготовке и реализации следующего большого проекта – «Иркутску 360 лет»

Информация о работе Маркетинг города на примере г. Иркутска