Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:18, курсовая работа
Цель курсовой работы – повышение эффективности продаж посредством прямого маркетинга компании «Фаберлик».
Задачи:
- изучить теоретические основы организации мероприятий прямого маркетинга;
- проанализировать развитие прямого маркетинга в России;
- рассмотреть рекомендации по повышению эффективности продаж компании «Фаберлик».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ
ПРЯМОГО МАРКЕТИНГА…………………………………………………....4
Типология прямого маркетинга…………………………………………..4
Эволюция и тенденции развития прямого маркетинга в России………13
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЯМОГО МАРКЕТИНГА В РОССИИ (на примере парфюмерно-косметической продукции)…………………………………....17
2.1 Маркетинговое исследование основной категории потребителей
косметических средств в России…………………………………………….17
2.2 Оценка результатов исследования……………………………………….19
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОДАЖ
КОМПАНИИ «ФАБЕРЛИК» ………………………………………………...21
3.1 Способы повышения эффективности продаж по средствам прямого
маркетинга………………………………………………………………….….21
3.2 Как обеспечить эффективную работу каталога «Фаберлик»…………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………......25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................................................27
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………...……..28
Database Service – услуги по формированию и обработке баз данных для
осуществления прямого маркетинга.
Преимущества прямого маркетинга.
Прямой маркетинг многим привлекателен для покупателей. Покупки на дому удобны и не требуют беготни. Они сберегают время и представляют покупателю выбор из большего количества торговых компаний. Покупатель может сравнить товары, просматривая почтовые каталоги или- изучая предложения различных компаний в Internet, а затем заказать необходимые ему товары в любое время суток, не теряя время на ожидание и встречи с торговыми агентами.
Прямой маркетинг часто обеспечивает более широкий выбор товаров, и облегчает доступ к ним. Не имеющие физических границ, кибернетические магазины предлагают практически неограниченный выбор товаров. Попробуйте сравнить ассортимент товаров, предлагаемый Web-магазинами, например Amazon.com, CDNow, Virtual Vineyards, с гораздо более скудным
ассортиментом их коллег, работающих в реальном мире.
Помимо широкого выбора товаров и посредников, Internet позволяет покупателям получить о них более полную информацию. Тщательно разработанный Web-сайт содержит много полезной информации, представленной в удобной форме, объем которой не соизмерим с теми, сведениями, которые можно получить при общении с представителем компании. Например, на сайте компании eToys родители могут получить советы по воспитанию детей от специалистов, обсудить между собой интересующие их вопросы. CDNow предлагает рейтинги записей и предоставляет возможность прослушать понравившиеся мелодии.
Наконец, благодаря прямому маркетингу покупатель получил возможность создавать индивидуальные товары и услуги и контролировать процесс ценообразования. "Сегодня 16% покупателей автомобилей сначала "покупают" свой автомобиль в Internet. Только затем они идут в дилерский центр. Теперь они точно знают, что им нужно и сколько это стоит.
Прямой маркетинг приносит выгоду и самим производителям. Его роль в развитии маркетинга отношений просто неоценима. Маркетологи могут приобрести перечень адресов практически любой группы потребителей (начиная от миллионеров и молодых родителей и заканчивая левшами и выпускниками вузов). Благодаря этому они могут персонализировать свои предложения и оформить их в соответствии с требованиями своих клиентов. Пользуясь современными технологиями, специалист по прямому маркетингу может выбрать небольшую группу или даже отдельного покупателя, подготовить маркетинговое предложение, учитывая именно их потребности и желания, и отправить это предложение по индивидуальным средствам связи.
К примеру, программа прямой рассылки Enfamil Family Beginning Мида Джонсона направлена на установление связей с беременными женщинами и молодыми мамами. Письмо начинается с поздравления будущих мам и дает обширную информацию о кормлении и особенностях развития грудных детей. Время для рассылки пробников Enfamil выбирается как можно ближе к сроку рождения малыша. Как говорит руководитель службы по связям с потребителями: "Теперь мы стали лидером [по продажам]. Наша программа сыграла немалую роль в этом". На Web-сайте компании P&G создана специальная страничка для родителей Pampers Parenting Institute (www.pampers.com). Здесь родители могут получить информацию не только о продуктах компании, но и найти полезные сведения об особенностях развития детей различного возраста, о сохранении и укреплении здоровья малыша, узнать о последних достижениях в педиатрии, найти любую книгу или статью по интересующей их проблеме в электронной библиотеке компании или же лично пообщаться со специалистами в диалоговом режиме, получив индивидуальную консультацию.
Прямой маркетинг также помогает тогда, когда нужно вручить
проспекты именно в конкретный момент. Эти проспекты достигают
заинтересованного покупателя в нужное время, поэтому специалисты по прямому маркетингу получают более внимательных читателей и больше откликов. Прямой маркетинг также предоставляет возможность изучения альтернативных средств распространения рекламы и содержания рекламных сообщений.
Именно за счет индивидуального подхода к каждому потребителю
и возможности общения компании и потребителя тет-а-тет, Internet стала действительно многообещающим инструментом прямого маркетинга. Компании могут во время общения с потребителями более глубоко изучить их конкретные потребности и пожелания, создать соответствующие базы данных. В свою очередь, "электронные покупатели" могут задавать вопросы и немедленно получать на них ответы. На основе такого непрерывного взаимодействия компании получают возможность более чутко реагировать на потребности своих клиентов (более того - на индивидуальные потребности каждого отдельного клиента!), повышая качество и улучшая конкретные потребительские свойства изделий и предоставляемых услуг.
Прямой маркетинг позволяет также
Интерактивный маркетинг также обеспечивает более высокую гибкость, позволяя продавцу постоянно вносить коррективы в свою деятельность. Например, после того как вы напечатали и разослали своим клиентам бумажный каталог, уже нельзя вносить какие-либо изменения в перечень товаров, цен и другие атрибуты каталога, пока вы не отпечатаете и не разошлете следующий вариант каталога. В то же время электронный каталог можно изменять практически непрерывно, внося необходимые коррективы в ассортимент товаров, цены и скидки в соответствии с быстро меняющимися условиями рынка.
Важно и то, что прямой маркетинг обеспечивает конфиденциальность предложения, благодаря чему стратегия специалистов по прямому маркетингу
остается вне поля зрения конкурентов.
Наконец, Internet является поистине
глобальной средой, позволяющей покупателям и
1.2 Эволюция и тенденции развития прямого маркетинга в России.
Прямой маркетинг в его зачаточных
формах, по оценкам видного специалиста по истории отечественного
предпринимательства А. Д. Кузьмичева,
возник в России в конце XIX века. При этом
его основными формами были персональные
продажи (например, продажи швейных машин
фирмы «Зингер», продажи тканей) и торговля
по каталогам (продажа книг по каталогам
книготорговцев, в первую очередь – издательства
Сытина). Весьма распространено было так
называемое коммивояжерство в XIX веке
в Западной Сибири, на Дальнем Востоке
и Камчатке, где им занимались американцы,
которые вели меновую торговлю с местным
населением (ружья в обмен на меха и т.п.).
Однако, это уже трудно трактовать как
прямой маркетинг – скорее, это возврат
к примитивным формам торговли, характерным
для средневековья и основанным на натуральном
обмене, так что, как и следовало ожидать,
широкого распространения развитые формы
прямого маркетинга и продвижения продаж
в России не получили.
Не сохранила
история отечественного предпринимательства и
Таким образом, практику
Попытки применить многоуровневый маркетинг к российскому рынку такими международными компаниями, как «Мэри Кей», «Орифлэйм», «Цептер» и, в первую очередь, «Гербалайф», в 1990-95 годы, дали весьма любопытные отрицательные результаты.
Прежде всего, продажи на дому, как и следовало ожидать оказались невозможны: в силу страха перед возможным ограблением торговых агентов в России просто не пускают в квартиры. Видимо, этой же причиной, отчасти, можно объяснить неразвитость методов прямого маркетинга в Италии – страны, особенно в южных областях и Сицилии, отличающейся весьма заметной степенью криминализации общества.
Попытки поставить систему личных продаж в России по месту работы оказались столь же неэффективны – коммерческие структуры под надежной охраной, да и в прочие организации не просто попасть (к примеру, на дверях ВЦИОМа весит большой плакат «Торговым агентам вход воспрещен»). Торговых агентов изгнали из московского метро, а торговать целый день на улицах (в России, как известно, большую часть года холодно) трудно.
Система многоуровневого маркетинга как формы вербовки торговых агентов также не приживается в России. После одного-двух лет ее интенсивной «раскрутки», каждое третье объявление о поиске работы в газетах бесплатных объявлений сопровождается характерной припиской «интим и продажу «гербалайфа» не предлагать».
Гораздо больше перспектив в России у системы продаж по каталогам. Каталог экономит время, поскольку позволяет выбрать нужный товар дома и оплатить доставку покупки домой (а это, согласитесь, важный фактор для деловых людей). Каталог позволяет использовать гибкие комбинированные системы скидок – накопительная скидка (дисконтная карта), клубные карты и т.д., что также прямо ориентировано на высокодоходные слои населения. Наконец сам процесс заказа и покупки по каталогу носит определенный элемент «престижности».
Другая крайне перспективная форма прямого маркетинга в России – телефонный маркетинг. Опыт показывает, что телефонный маркетинг идеален при продаже оптовых партий товаров массового спроса. Бесспорно, что с развитием маркетинга в России, такая примитивная форма, как телефонный маркетинг, постепенно отмирает.
Иное дело – телемаркетинг, т.е. прямой маркетинг с использованием в качестве коммуникативного средства телевидения явно не способны окупится объемами их продаж.
Последнее время на российском рынке утверждает свои позиции прямая продажа, или direct marketing. Уже в 1996 г. доля затрат на прямой маркетинг в России составила 7% в рекламных бюджетах рекламодателей, и, по оценкам специалистов, если темпы сохранятся, то доля затрат на директ-маркетинг в рекламных бюджетах превысит 50%.
На лицо специализация российских фирм, занимающихся прямой продажей. Так, «Книга-сервис» и «Директ-Сегодня» специализируются на почтовой рассылке, «Качалов и коллеги» - на телемаркетинге, «Новый центр» занимается рекламой в электронных сетях.
Не смотря на дороговизну услуг по прямой продаже (диапазон цен на рассылку одного послания колеблется в пределах 0,5 – 20 долл.), российские потребители директ-маркетинга успели оценить его преимущества: избирательность, конфиденциальность и многообразие форм обращения, возможность контроля за обратной реакцией.
Сегодня, кроме обычной разовой почтовой рассылки рекламных материалов, агентства, профессионально работающие в директ-маркетинге(в частности, московские «Книга-сервис», «POSTER паблисити» ), проводят комплекс мероприятий по прямому общению с потенциальным клиентом. Сюда входит отправка широкому кругу возможных потребителей небольшой рекламной листовки с купоном-заказом либо размещение объявления с купоном в прессе, подписчики которой входят в целевую группу.
Творчески работающие агентства устанавливают постоянную индивидуальную связь с каждым конкретным лицом. Для решения этой задачи активно используются поздравления с каким-либо торжественным событием, лотереи, конкурсы и пр. Поводом для обращения (письмо, телефонный звонок, визит и т.д.) служит, как правило, появление какой-либо новинки, открытие новой секции в магазине, изменение графика работы, сообщения о распродажах, введение новых скидок и других льгот для клиента.
Наиболее перспективными формами директ–маркетинга в России специалисты считают:
- систему продаж по каталогам (мебель, садовый инвентарь, оборудование для гаражей и мастерских, недвижимость и т.д.);
- телефонный маркетинг (для
За рубежом директ-маркетинг разви
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЯМОГО МАРКЕТИНГА В РОССИИ (на примере парфюмерно-косметической продукции).