Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:28, курсовая работа
Маркетинг финансовых услуг, в частности, услуг на рынке ценных бумаг, в силу его специфики представляет особую отрасль маркетинга. Маркетинг услуг профессиональных участников на рынке ценных бумаг еще более специфичен и без понимания этой специфики, без понимания маркетинговой среды отечественного фондового рынка нельзя создать эффективную маркетинговую стратегию, обеспечивающую укрепление позиции профессионального участника на современном рынке ценных бумаг.
Целью данной курсовой работы является раскрытие специфики маркетинга услуг профессиональных участников на рынке ценных бумаг.
Введение
В 1990-е годы в России создана
современная инфраструктура рынка
ценных бумаг, способная решать задачи
по перераспределению
Такие масштабные рыночные потрясения, имевшие место в России, как чековая приватизация, создание финансовых пирамид типа МММ и, безусловно финансовый кризис 1997-98гг. не могли не подорвать доверие населения, основного инвестора в развитых рыночных экономиках к фондовому рынку.
Однако положительное воздействие организованного, умело регулируемого и строго контролируемого фондового рынка на успешное развитие экономики бесспорно. На развитие такого рынка направлено усилие государства. На этом рынке сегодня продолжают работать сотни российских профессиональных участников.
В целом, российские профессиональные
участники рынка ценных бумаг
работают в условиях жесткого конкурентного
прессинга, обусловленного общим состоянием
отечественного фондового рынка, отношением
к нему основного потребителя
услуг – населения, ограниченным
инвестиционным потенциалом российских
граждан. Помимо этого, отраслевая конкуренция
усилена сложившейся в России
смешанной моделью организации
рынка ценных бумаг, которая делает
доступным рынок и для
Выжить и добиться успеха в такой обстановке становиться возможным только благодаря активному развитию маркетинга профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Современный маркетинг рассматривается
специалистами как система
Маркетинг финансовых услуг, в частности, услуг на рынке ценных бумаг, в силу его специфики представляет особую отрасль маркетинга. Маркетинг услуг профессиональных участников на рынке ценных бумаг еще более специфичен и без понимания этой специфики, без понимания маркетинговой среды отечественного фондового рынка нельзя создать эффективную маркетинговую стратегию, обеспечивающую укрепление позиции профессионального участника на современном рынке ценных бумаг.
Целью данной курсовой работы является раскрытие специфики маркетинга услуг профессиональных участников на рынке ценных бумаг.
В соответствии с целью определены следующие основные задачи:
- определить специфику маркетинга финансовых услуг;
- изучить структуру финансового рынка;
- рассмотреть реализацию
комплекса маркетинга на
Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов, публикации в периодической печати и материалы сети Internet.
1. Специфика маркетинга финансовых услуг
Существует множество
научных определений
Кроме того маркетинг рассматривают как науку со специфическим предметом исследований, научную дисциплину, специфическую функцию фирмы, область хозяйственной деятельности и т.д.
Слово «маркетинг» впервые
стало использоваться в начале ХХ
века в США, во время становления
«общества массового
Как отмечалось выше, в настоящее время существует два основных подхода к пониманию предмета маркетинга: маркетинг как «образ мышления» и маркетинг как «образ действий».
В данной курсовой работе при
определении маркетинга услуг профессиональных
участников на рынке ценных бумаг (далее
РЦБ) мы будем придерживаться второго
подхода, т.е. рассматривать маркетинг
как рыночную стратегию, направленную
на создание, продвижение и сбыт
финансовых услуг с целью удовлетворения
потребностей клиентов доходным для
профессионального участника
В рамках данного подхода, маркетинговая деятельность основывается на следующих принципах [9, c.204]:
- систематический всесторонний учет состояния и динамики спроса и особенностей рынка в целях принятия обоснованных управленческих решений;
- создание условий для
приспособления производства, ассортимента
и качества продукции к
- учет и рациональное
расходование имеющихся
- активное воздействие на рынок и потребителей.
Эти принципы предопределяют содержание функций маркетинга:
- комплексное изучение рынка;
- планирование ассортимента исходя из требований рынка и возможностей фирмы;
- ценообразование;
- организация товародвижения;
- формирование спроса и стимулирование сбыта;
- планирование, управление
и контроль маркетинговой
Данные функции можно свести к двум основным: аналитической (информационной) и управленческой. Аналитическая - предполагает проведение маркетинговых исследований. Управленческая - включает в себя планирование и практическое осуществление маркетинговой деятельности, ведущую роль в которых играет используемы комплекс маркетинга.
Комплекс маркетинга – это набор поддающихся контролю функция маркетинга, совокупность которых компания использует для достижения желаемых изменений параметров целевого рынка [17, c.37].
Профессиональные участники РЦБ работают на специфическом рынке – рынке услуг, который имеет существенные отличия от рынка товаров, благодаря особенностям услуг.
С позиций маркетинга услуга – это объекты продажи в виде действий, выгод и удовлетворений [5, c.74].
Услуга – любое мероприятие или выгода, которые, одна сторона может предложить другой и которые в основном не осязаемы и не приводят к завладению чем-либо [2, c.119].
Услуги рассматривают как конкретный результат экономически полезной деятельности, проявляющейся либо в виде товара, либо в виде деятельности. Экономическая полезность делает услугу предметом торговли.
Виды услуг весьма разнообразны.
Однако имеют 4 характеристики, которые
отличают их от товара и которые
необходимо учитывать при разработке
маркетинговых стратегий и
Неосязаемость
Изменчивость качества производства и потребления
Неразрывность производства и потребления
Услуга
Неспособность
к хранению
Рис. 1.2 Характеристика услуг
Неосязаемость услуг – нематериальный характер услуги. Эта особенность означает, что услугу невозможно продемонстрировать, увидеть, транспортировать, хранить, упаковывать или изучать до получения услуг.
Неотделимость, неразрывность производства и потребления услуги. Услуга неотделима от своего источника и ее нельзя произвести впрок.
Изменчивость, непостоянство
качества. Качество услуги зависит
от того, кто ее обеспечивает, а также
где и когда она
Несохраняемость – неспособность услуг к хранению. Услуги не могут быть сохранены для дальнейшей продажи.
Характеристики услуг определяют специфику маркетинга услуг. Маркетинг услуг – действия, благодаря которым услуги компаний доходят до клиентов. Маркетинг услуг сильно осложняется тем, что компания продает клиенту нечто, не имеющее ценность для клиента. Самый сложный аспект маркетинга – создание благоприятных условий для оказания услуг.
Финансовый продут, является
важнейшим элементом комплекса
маркетинга профессиональных участников
на РЦБ, поскольку все отношения
между профессиональными
На РЦБ наблюдается
тенденция к выделению
Общий подход классификации – на кого (на что) направлены услуги, и являются они осязаемыми или нет (табл. 1.3.1).
Таблица 1.3.1
Классификация услуг
Основные классы услуг |
Сферы услуг |
1. Осязаемы действия, направленные на тело человека |
Здравоохранение, пассажирский транспорт, салоны красоты и парикмахерские, спортивные заведения, рестораны и кафе |
2. Осязаемы действия, направленные на физические объекты |
Грузовой транспорт, ремонт и содержание оборудования, охрана, поддержание чистоты и порядка, прачечные и химчистки |
3. Неосязаемые действия,
направленные на сознание |
Образование, радио, телевизионное вещание, информационные услуги, театры, музеи |
4. Неосязаемые действия с неосязаемыми активами |
Банки, юридические и консультационные услуги, страхование, операции с ценными бумагами |
Из данной таблицы видно, что
операции с ценными бумагами
относятся к наиболее сложному
классу услуг – неосязаемые
действия с неосязаемыми
Специфическими
- абстрактность – неосязаемость,
- неотделимость услуги от источника;
- непостоянство качества услуг;
- несохраняемость финансовых услуг;
- договорный характер
обслуживания клиентов
- связь обслуживания
на РЦБ с деньгами – оказание
основных финансовых услуг на
РЦБ связано с использованием
денег в различных формах и
качествах. Это ставит
- протяженность финансового
обслуживания на РЦБ во
- вторичность удовлетворяемых
финансовыми услугами