Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:28, курсовая работа
Маркетинг финансовых услуг, в частности, услуг на рынке ценных бумаг, в силу его специфики представляет особую отрасль маркетинга. Маркетинг услуг профессиональных участников на рынке ценных бумаг еще более специфичен и без понимания этой специфики, без понимания маркетинговой среды отечественного фондового рынка нельзя создать эффективную маркетинговую стратегию, обеспечивающую укрепление позиции профессионального участника на современном рынке ценных бумаг.
Целью данной курсовой работы является раскрытие специфики маркетинга услуг профессиональных участников на рынке ценных бумаг.
Таким образом, специфика предлагаемых профессиональными участниками на РЦБ финансовых услуг вытекает из принадлежности к сфере услуг и из особенностей финансовой деятельности. А это, в свою очередь, определяет особенности маркетинга финансовых услуг профессиональных участников рынка ценных бумаг.
2. Структура финансового рынка
Деятельность профессиональных участников РЦБ связанна с оказанием клиентам услуг на рынке ценных бумаг, то есть услуг, которые, так или иначе связанны с ценными бумагами.
В соответствии с Гражданским
кодексом РФ под ценной бумагой понимается
документ, удостоверяющий с соблюдением
установленной формы и
Ценные бумаги – права на ресурсы, обособившиеся от своей основы и имеющие собственную материальную форму (в виде сертификата, записи по счетам). В качестве ценных бумаг признаются такие права на ресурсы, которые отвечают следующим фундаментальным требованиям:
- обращаемость;
- доступность для гражданского оборота;
- стандартность и серийность;
- документальность;
- регулируемость и признание государством;
- рыночность;
- ликвидность;
- риск.
Ценная бумага – форма фиксации рыночных отношений между участниками рынка, которая сама является объектом этих отношений. Заключение сделки или какого-либо соглашения между его участниками состоит в передаче или купле-продаже ценной бумаги в обмен на деньги или на товар.
В форме ценной бумаги могут
фиксироваться любые
Рынок деревативов
(денежная форма)
Межбанковский рынок (денежная форма капитала)
Учетный рынок (ценные бумаги)
Валютный рынок (денежная форма капитала)
Рынок ценных бумаг (фондовый)
Рынок средне и долгосрочных банковских кредитов
Денежный рынок
Рынок капиталов
Финансовый рынок
Рис. 2.1 Структура финансового рынка
В настоящее время финансовый
рынок становится основным структурообразующим
фактором финансового сектора экономики.
Банки постепенно уступают фондовому
рынку ведущую роль в перераспределении
финансовых средств. Ввиду того, что
ценные бумаги выступают как инструменты
финансового рынка, профессиональные
участники РЦБ вынуждены
Цель формирования рынка ценных бумаг состоит в том, чтобы обеспечивать наличие механизма привлечения инвестиций в экономику путем установления необходимых контактов между теми, кто нуждается в средствах, и теми, кто хотел бы инвестировать избыточный доход. При этом очень важно, чтобы рынок ценных бумаг обеспечивал наличие механизма, способствующего эффективной передаче инвестиций в соответствии с требованиями действующих правовых актов.
Схожесть фондового рынка
с другими составляющими
Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг – специализированная деятельность на фондовом рынке по перераспределению денежных ресурсов на основе ценных бумаг, а также по организационно-техническому и информационному обслуживанию выпуска и обращения ценных бумаг.
Профессиональная деятельность
на РЦБ должна признаваться в качестве
профессиональной государством и участниками
рынка, соответствовать
Профессиональная деятельность на РЦБ определяется моделью фондового рынка, реализованной в каждой отдельной стране, закрепленной действующим законодательством. Так в России Закон «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ устанавливает семь видов профессиональной деятельности на РЦБ:
- брокерская деятельность
– совершение гражданско-
- дилерская деятельность
– совершение сделок купли-
- деятельность по управлению
ценными бумагами –
- клиринговая деятельность
– деятельность по определению
взаимных обязательств (сбор, сверка,
корректировка информации по
сделкам с ценными бумагами
и подготовка бухгалтерских
- депозитарная деятельность
– оказание услуг по хранению
сертификатов ценных бумаг и/
- деятельность по внедрению
реестра владельцев ценных
- деятельность по организации
торговли на рынке ценных
Данная классификация по видам профессиональной деятельности на РЦБ определяет в общем случае перечень и содержание услуг профессиональных участников на РЦБ.
Законом предоставляется заниматься профессиональной деятельностью на РЦБ только лицензированным лицам. Им определенно три вида лицензий:
- профессионального участника
РЦБ (на осуществление
- на осуществление деятельности по ведению реестра;
- фондовой биржи.
Мировая практика регулирования
деятельности профессиональных участников
РЦБ в качестве одной из мер
защиты интересов клиентов и снижения
уровня рисков, связанных с деятельностью
на фондовом рынке, определила разграничение
на совмещение отдельных видов
3. Стратегия маркетинга на рынке ценных бумаг
Рынки услуг профессиональных
участников РЦБ существенно различаются
по условия конкурентной среды. Ближе
всего к условиям совершенной
конкуренции находятся услуги, оказываемые
брокерами и управляющими капиталом
компаниями. Именно на этом рынке представлено
подавляющее число
В этих условиях обычно используется
стимулирующий маркетинг, однако, особенности
финансовых услуг предопределяют специфику
их продвижения, которую следует
учитывать профессиональному
Для успешного продвижения любого продукта продавцу следует четко разобраться в решениях по двум основным вопросам:
- почему покупателю стоит
приобретать товар, который
- почему покупатель должен
купить товар, который
Применительно к рынку
брокерских услуг и услуг по управлению
капиталом сложность в
Еще большее внимание
следует уделять
При схожести финансовых
продуктов, в открытых
Профессиональные участники РЦБ могут использовать данные рейтинги в качестве конкурентного преимущества, при вхождении в число лучших по рассматриваемому в рейтинге показателю. На рынке финансовых услуг рейтинги и рэйкинги оказывают значительное влияние на клиентов профессиональных участников РЦБ, т.к. рынок ценных бумаг является рынком неосязаемых действий с неосязаемыми активами. Поэтому потребитель вынужден оценивать качество финансовых услуг по косвенным данным, в частности рейтингам и рэнкингам.
Продвижение финансовых услуг следует начинать с определения конкурентной позиции профессионального участника РЦБ – положения, которое он занимает на рынке продвигаемой услуги в соответствии с результатами своей деятельности, преимуществами и недостатками по сравнению с другими участниками РЦБ.
Продвижение финансовой услуги разделяют на две составляющие [14, c.83]:
- прямое продвижение – продвижение самой услуги;
- косвенное продвижение
– продвижение услуги путем
усиления позиций
Так, например, привлекательность
брокерских услуг фирмы можно
усилить посредством