Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 12:50, реферат
Маркетинг персонала является относительно новым понятием. В мировой практике управления человеческими ресурсами он нашел свое применение лишь в начале 90-х гг. прошлого столетия, а в российской практике управления персоналом эта разновидность маркетинга до настоящего момента не получила должного распространения. Лишь немногие отечественные предприятия включают маркетинг персонала в состав задач, решаемых службами по работе с кадрами.
Исследование внутреннего рынка труда направлено на покрытие потребности в персонале за счет внутриорганизационных источников.
Исследование рынка труда формирует систему современных и перспективных взаимоотношений организации с различными источниками (как внешними, так и внутренними) покрытия потребности в персонале. Анализ по различным направлениям, характеризующим внешний и внутренний рынок труда закладывает основу для разработки мероприятий по коммуникационным связям организации на рынке труда.
Коммуникационная функция маркетинга персонала: цель всех коммуникационных мероприятий в рамках маркетинга персонала - установление и реализация путей покрытия потребности в персонале, а также представление преимуществ организации как работодателя.
Объектами коммуникационной функции являются:
сотрудники организации, которые выступают в качестве участников внутреннего рынка труда, а также служат носителями имиджа организации;
внешний рынок труда как комплексный источник потенциальных претендентов;
открытость системы управления (в частности, ее информационной составляющей) как основного фактора влияния на формирование суждений об организации.
Сегментирование рынка труда
Предпосылкой эффективного выполнения коммуникационной функции является сегментирование рынка труда. Сегментирование представляет собой процесс разделение спроса на персонал и его предложения на отдельные элементы, отличающиеся сходной реакцией на определенный мотив занятости. Эти элементы представляют собой целевые группы, на которые ориентируется работодатель в своих взаимоотношениях с рынком труда. Образуемые целевые группы должны быть по возможности однородны по своему внутреннему содержанию, но разнородны по внешнему составу.
Основными методами сегментирования рынка труда являются факторный и кластерный анализы. Факторный анализ выделяет критерии формирования целевых групп. Принятыми в мировой практике маркетинга персонала видами критериев сегментирования являются географический, демографический, экономический, психографический, поведенческий. Кластерный анализ выделяет носителей определенных признаков, отличающихся однородностью.
Комбинирование нескольких целевых групп по одному или нескольким критериям сегментирования может обеспечить повышение внутренней однородности целевых групп. Эффективное сегментирование позволяет более четко определить основной предмет взаимоотношений работодателя с рынком труда - установление и практическое использование источников и путей покрытия потребности в персонале.
Источники и пути покрытия потребности в персонале
Источники покрытия потребности в персонале могут быть внешними и внутренними по отношению к организации-работодателю
Внешние источники - это объекты профессиональной инфраструктуры, обеспечивающие покрытие потребности в персонале организации. Внутренние источники - это возможности организации в самообеспечении потребности в персонале.
Пути покрытия потребности в персонале представляют собой способы приобретения персонала у определенного источника покрытия кадровой потребности.
При определении путей покрытия дополнительной потребности в персонале по степени участия организации в процессе приобретения сотрудников обычно выделяют две разновидности: активные и пассивные.
Активные пути покрытия потребности в персонале:
. организация набирает
персонал непосредственно в
. организация представляет
заявки по вакансиям в местные
или межрегиональные службы
. организация использует
услуги консультантов по
. организация вербует новый персонал через своих сотрудников. Это происходит главным образом в трех направлениях: вербовка кандидатов из семейного круга сотрудников; вербовка кандидатов в других организациях; вербовка в учебных заведениях;
. организация заключает
лизинговые соглашения с
Пассивные пути покрытия потребности в персонале:
. организация сообщает
о своих вакантных местах
. организация ожидает претендентов после проведения рекламной компании местного характера.
Перечисленные варианты путей привлечения персонала связаны с внешними источниками покрытия потребности в кадрах. Собственная организация может рассматриваться в качестве внутреннего источника. Путями покрытия потребности в персонале в данном случае являются: перемещение сотрудников в рамках одного или нескольких подразделений, причем оно может происходить либо с соответствующим переобучением, либо без него; перемещение сотрудников на более высокий иерархический уровень организации (как правило, с получением дополнительного обучения); формирование новой функциональной роли сотрудника в рамках прежнего рабочего места при соответствующем дополнительном обучении.
Сущность маркетинговой работы по выбору путей покрытия потребности в персонале сводится к следующим основным этапам:
. установление источников покрытия потребности;
. определение путей привлечения персонала;
. анализ источников и
путей с точки зрения их
соответствия требованиям
. выбор альтернативных или комбинированных вариантов источников и путей.
Внутриорганизационные связи в маркетинге персонала
Одним из проявлений коммуникационной функции маркетинга персонала является осуществление внутриорганизационных связей. Главной задачей этих связей становится выделение на первый план неформальных элементов отношений в организации, которые формируются в рамках формальной структуры. Тем самым у сотрудников организации складывается позитивный имидж их работодателя. Этот имидж может воздействовать на закрепление человеческих ресурсов внутри организации, а также может работать на улучшение имиджа работодателя вне организации, так как собственные сотрудники рассматриваются как носитель имиджа. В маркетинге персонала выделяются два главных направления связей: коммуникация в рамках производственного процесса; социальной потребности, независимые от производственного процесса.
Возможные мероприятия по поддержке коммуникаций в рамках выполнения производственных задач:
формирование стиля управления, который обеспечивал бы сопричастность сотрудников с процессами принятия решений; ? полнота и объективность оценки персонала;
регулярные собрания и беседы с сотрудниками, в процессе которых обсуждаются мероприятия по управлению организацией;
действенная внутриорганизационная система приема и рассмотрения предложений сотрудников и т.п.
Удовлетворение социальных потребностей вне производственного процесса может обеспечиваться, например, через следующие мероприятия: ? консультирование сотрудников по персональным проблемам;
формирование групп свободного времени;
организация спортивных мероприятий;
издание внутрифирменного журнала;
организация внутрифирменных праздников и т.п.
.Исходные данные.
Таблица 1. Численность персонала по категориям, чел.
Категория персонала |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |||||
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
Факт | |
ОПР |
301 |
300 |
305 |
303 |
307 |
305 |
323 |
316 |
329 |
320 |
Вспомогател. рабочие |
46 |
46 |
47 |
46 |
47 |
47 |
46 |
46 |
47 |
46 |
Специалисты |
25 |
25 |
25 |
26 |
26 |
26 |
26 |
26 |
28 |
28 |
Служащие |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Руководители |
51 |
50 |
50 |
50 |
50 |
48 |
48 |
48 |
48 |
48 |
Всего |
425 |
422 |
428 |
426 |
431 |
428 |
446 |
438 |
453 |
443 |
Таблица 2. Численность персонала по возрастным группам, чел.
Возрастная группа, чел |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
до 20 лет |
8 |
8 |
10 |
7 |
7 |
20-30 лет |
76 |
77 |
77 |
78 |
78 |
30-40 лет |
111 |
112 |
112 |
119 |
117 |
40-50 лет |
163 |
164 |
164 |
165 |
166 |
50-60 лет |
63 |
63 |
63 |
65 |
67 |
свыше 60 лет |
2 |
2 |
2 |
4 |
9 |
Итого |
422 |
426 |
428 |
438 |
443 |
Таблица 3. Показатели движения персонала, чел.
Показатели |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Количество принятого на работу персонала |
55 |
62 |
64 |
77 |
85 |
Количество уволившихся работников |
54 |
57 |
58 |
67 |
79 |
Количество уволившихся по собственному желанию или за нарушение трудовой дисциплины |
45 |
47 |
54 |
58 |
66 |
Количество работников, проработавших весь год |
319 |
310 |
306 |
294 |
279 |
Таблица 4. Динамика объемов производства
Объемы производства |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
В нормо-часах |
515302 |
517135 |
519043 |
528739 |
534567 |
В тыс. руб |
12736 |
17442 |
26753 |
37199 |
45720 |
Таблица 5. Показатели трудового потенциала.
Показатели |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Доля специалистов с высшим и средним образованием в общей численности работающих, в % |
14,7 |
14,7 |
14,7 |
14,6 |
14,4 |
Средний разряд рабочих |
3,73 |
3,7 |
3,64 |
3,62 |
3,6 |
Число заболевших на 100 чел, чел |
48 |
52 |
56 |
67 |
72 |
Кол-во изобретений на 1 работающего |
0,0016 |
0,0016 |
0,0016 |
0,0016 |
0,0015 |
Расчет и анализ структуры персонала. Расчет и анализ структуры персонала по категориям
Произвести расчет структуры персонала по категориям, построить круговую диаграмму за 2010 год. Сделать вывод об удельном весе каждой категории.
Таблица 6. Структура персонала по категориям.
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | ||||||
категории |
чел |
% |
чел |
% |
чел |
% |
чел |
% |
чел |
% |
ОПР |
300 |
71,1 |
303 |
71,0 |
305 |
71,2 |
316 |
72,1 |
320 |
72,2 |
Вспомогат |
46 |
10,9 |
46 |
10,9 |
47 |
11,1 |
46 |
10,5 |
46 |
10,4 |
Специалисты |
25 |
6,0 |
26 |
6,2 |
26 |
6,2 |
26 |
6,0 |
28 |
6,2 |
Служащие |
1 |
0,3 |
1 |
0,3 |
1 |
0,3 |
1 |
0,3 |
1 |
0,2 |
Руководители |
50 |
11,7 |
50 |
11,7 |
48 |
11,3 |
48 |
11,1 |
48 |
10,9 |
ИТОГО ППП: |
422 |
100 |
426 |
100 |
428 |
100 |
438 |
100 |
443 |
100 |
По данным табл. 6 за 2010год строим круговую диаграмму.
Рис. 1 Структура персонала по категориям.
Вывод: из диаграммы видно, что самая многочисленная категория это ОПР (72,2 %), а самая немногочисленная - служащие, которые составляют всего 0,2%.
И так можно сделать вывод, что структура персонала оптимальна, т.к. как на любом предприятии большую часть рабочих составляют ОПР, которые выполняют основную работу предприятия.
Затем необходимо проанализировать изменение структуры персонала по категориям и сделать вывод о динамике каждой категории за весь период. Полученные данные сводим в таблицу.
Таблица 7. Анализ структуры персонала по категориям.