Маркетинг персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 12:50, реферат

Описание работы

Маркетинг персонала является относительно новым понятием. В мировой практике управления человеческими ресурсами он нашел свое применение лишь в начале 90-х гг. прошлого столетия, а в российской практике управления персоналом эта разновидность маркетинга до настоящего момента не получила должного распространения. Лишь немногие отечественные предприятия включают маркетинг персонала в состав задач, решаемых службами по работе с кадрами.

Файлы: 1 файл

маркетинг персонала.docx

— 375.26 Кб (Скачать файл)

Исследование внутреннего рынка труда направлено на покрытие потребности в персонале за счет внутриорганизационных источников.

Исследование рынка труда формирует систему современных и перспективных взаимоотношений организации с различными источниками (как внешними, так и внутренними) покрытия потребности в персонале. Анализ по различным направлениям, характеризующим внешний и внутренний рынок труда закладывает основу для разработки мероприятий по коммуникационным связям организации на рынке труда.

Коммуникационная функция маркетинга персонала: цель всех коммуникационных мероприятий в рамках маркетинга персонала - установление и реализация путей покрытия потребности в персонале, а также представление преимуществ организации как работодателя.

Объектами коммуникационной функции являются:

сотрудники организации, которые выступают в качестве участников внутреннего рынка труда, а также служат носителями имиджа организации;

внешний рынок труда как комплексный источник потенциальных претендентов;

открытость системы управления (в частности, ее информационной составляющей) как основного фактора влияния на формирование суждений об организации.

 

Сегментирование рынка труда

 

Предпосылкой эффективного выполнения коммуникационной функции является сегментирование рынка труда. Сегментирование представляет собой процесс разделение спроса на персонал и его предложения на отдельные элементы, отличающиеся сходной реакцией на определенный мотив занятости. Эти элементы представляют собой целевые группы, на которые ориентируется работодатель в своих взаимоотношениях с рынком труда. Образуемые целевые группы должны быть по возможности однородны по своему внутреннему содержанию, но разнородны по внешнему составу.

Основными методами сегментирования рынка труда являются факторный и кластерный анализы. Факторный анализ выделяет критерии формирования целевых групп. Принятыми в мировой практике маркетинга персонала видами критериев сегментирования являются географический, демографический, экономический, психографический, поведенческий. Кластерный анализ выделяет носителей определенных признаков, отличающихся однородностью.

Комбинирование нескольких целевых групп по одному или нескольким критериям сегментирования может обеспечить повышение внутренней однородности целевых групп. Эффективное сегментирование позволяет более четко определить основной предмет взаимоотношений работодателя с рынком труда - установление и практическое использование источников и путей покрытия потребности в персонале.

 

Источники и пути покрытия потребности в персонале

 

Источники покрытия потребности в персонале могут быть внешними и внутренними по отношению к организации-работодателю

Внешние источники - это объекты профессиональной инфраструктуры, обеспечивающие покрытие потребности в персонале организации. Внутренние источники - это возможности организации в самообеспечении потребности в персонале.

Пути покрытия потребности в персонале представляют собой способы приобретения персонала у определенного источника покрытия кадровой потребности.

При определении путей покрытия дополнительной потребности в персонале по степени участия организации в процессе приобретения сотрудников обычно выделяют две разновидности: активные и пассивные.

Активные пути покрытия потребности в персонале:

. организация набирает  персонал непосредственно в учебных  заведениях посредством заключения  двусторонних соглашений, как с данным учебным заведением, так и с участником обучения;

. организация представляет  заявки по вакансиям в местные  или межрегиональные службы занятости (биржи труда);

. организация использует  услуги консультантов по персоналу, и могут также выполнять посреднические функции по подбору кандидатов) и услуги специализированных посреднических фирм по найму персонала;

. организация вербует  новый персонал через своих  сотрудников. Это происходит главным  образом в трех направлениях: вербовка кандидатов из семейного круга сотрудников; вербовка кандидатов в других организациях; вербовка в учебных заведениях;

. организация заключает  лизинговые соглашения с другими  работодателями на определенных  условиях предоставления кадровых  ресурсов.

Пассивные пути покрытия потребности в персонале:

. организация сообщает  о своих вакантных местах через  рекламные объявления в средствах  массовой информации и специальных  изданиях;

. организация ожидает  претендентов после проведения  рекламной компании местного  характера.

Перечисленные варианты путей привлечения персонала связаны с внешними источниками покрытия потребности в кадрах. Собственная организация может рассматриваться в качестве внутреннего источника. Путями покрытия потребности в персонале в данном случае являются: перемещение сотрудников в рамках одного или нескольких подразделений, причем оно может происходить либо с соответствующим переобучением, либо без него; перемещение сотрудников на более высокий иерархический уровень организации (как правило, с получением дополнительного обучения); формирование новой функциональной роли сотрудника в рамках прежнего рабочего места при соответствующем дополнительном обучении.

Сущность маркетинговой работы по выбору путей покрытия потребности в персонале сводится к следующим основным этапам:

. установление источников  покрытия потребности;

. определение путей привлечения  персонала;

. анализ источников и  путей с точки зрения их  соответствия требованиям качественных  и количественных параметров  потенциальных сотрудников, а также  затрат, связанных с использованием того или иного источника и пути привлечения персонала;

. выбор альтернативных  или комбинированных вариантов  источников и путей.

 

Внутриорганизационные связи в маркетинге персонала

 

Одним из проявлений коммуникационной функции маркетинга персонала является осуществление внутриорганизационных связей. Главной задачей этих связей становится выделение на первый план неформальных элементов отношений в организации, которые формируются в рамках формальной структуры. Тем самым у сотрудников организации складывается позитивный имидж их работодателя. Этот имидж может воздействовать на закрепление человеческих ресурсов внутри организации, а также может работать на улучшение имиджа работодателя вне организации, так как собственные сотрудники рассматриваются как носитель имиджа. В маркетинге персонала выделяются два главных направления связей: коммуникация в рамках производственного процесса; социальной потребности, независимые от производственного процесса.

Возможные мероприятия по поддержке коммуникаций в рамках выполнения производственных задач:

формирование стиля управления, который обеспечивал бы сопричастность сотрудников с процессами принятия решений; ? полнота и объективность оценки персонала;

регулярные собрания и беседы с сотрудниками, в процессе которых обсуждаются мероприятия по управлению организацией;

действенная внутриорганизационная система приема и рассмотрения предложений сотрудников и т.п.

Удовлетворение социальных потребностей вне производственного процесса может обеспечиваться, например, через следующие мероприятия: ? консультирование сотрудников по персональным проблемам;

формирование групп свободного времени;

организация спортивных мероприятий;

издание внутрифирменного журнала;

организация внутрифирменных праздников и т.п.

.Исходные данные.

 

Таблица 1. Численность персонала по категориям, чел.

Категория персонала

2006

2007

2008

2009

2010

 

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

ОПР

301

300

305

303

307

305

323

316

329

320

Вспомогател. рабочие

46

46

47

46

47

47

46

46

47

46

Специалисты

25

25

25

26

26

26

26

26

28

28

Служащие

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Руководители

51

50

50

50

50

48

48

48

48

48

Всего

425

422

428

426

431

428

446

438

453

443


 

Таблица 2. Численность персонала по возрастным группам, чел.

Возрастная группа, чел

2006

2007

2008

2009

2010

до 20 лет

8

8

10

7

7

20-30 лет

76

77

77

78

78

30-40 лет

111

112

112

119

117

40-50 лет

163

164

164

165

166

50-60 лет

63

63

63

65

67

свыше 60 лет

2

2

2

4

9

Итого

422

426

428

438

443


 

 

Таблица 3. Показатели движения персонала, чел.

Показатели

2006

2007

2008

2009

2010

Количество принятого на работу персонала

55

62

64

77

85

Количество уволившихся работников

54

57

58

67

79

Количество уволившихся по собственному желанию или за нарушение трудовой дисциплины

45

47

54

58

66

Количество работников, проработавших весь год

319

310

306

294

279


 

Таблица 4. Динамика объемов производства

Объемы производства

2006

2007

2008

2009

2010

В нормо-часах

515302

517135

519043

528739

534567

В тыс. руб

12736

17442

26753

37199

45720


 

Таблица 5. Показатели трудового потенциала.

Показатели

1999

2000

2001

2002

2003

Доля специалистов с высшим и средним образованием в общей численности работающих, в %

14,7

14,7

14,7

14,6

14,4

Средний разряд рабочих

3,73

3,7

3,64

3,62

3,6

Число заболевших на 100 чел, чел

48

52

56

67

72

Кол-во изобретений на 1 работающего

0,0016

0,0016

0,0016

0,0016

0,0015


 

Расчет и анализ структуры персонала. Расчет и анализ структуры персонала по категориям

 

Произвести расчет структуры персонала по категориям, построить круговую диаграмму за 2010 год. Сделать вывод об удельном весе каждой категории.

 

Таблица 6. Структура персонала по категориям.

 

2006

2007

2008

2009

2010

категории

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

ОПР

300

71,1

303

71,0

305

71,2

316

72,1

320

72,2

Вспомогат

46

10,9

46

10,9

47

11,1

46

10,5

46

10,4

Специалисты

25

6,0

26

6,2

26

6,2

26

6,0

28

6,2

Служащие

1

0,3

1

0,3

1

0,3

1

0,3

1

0,2

Руководители

50

11,7

50

11,7

48

11,3

48

11,1

48

10,9

ИТОГО ППП:

422

100

426

100

428

100

438

100

443

100


 

По данным табл. 6 за 2010год строим круговую диаграмму.

 

Рис. 1 Структура персонала по категориям.

 

Вывод: из диаграммы видно, что самая многочисленная категория это ОПР (72,2 %), а самая немногочисленная - служащие, которые составляют всего 0,2%.

И так можно сделать вывод, что структура персонала оптимальна, т.к. как на любом предприятии большую часть рабочих составляют ОПР, которые выполняют основную работу предприятия.

Затем необходимо проанализировать изменение структуры персонала по категориям и сделать вывод о динамике каждой категории за весь период. Полученные данные сводим в таблицу.

 

Таблица 7. Анализ структуры персонала по категориям.

Информация о работе Маркетинг персонала