Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 18:16, реферат
Целью данной работы является рассмотрение маркетинга ценных бумаг. Маркетинг на рынке ценных бумаг имеет особенности, порождаемые специфическими чертами данного рынка.
Введение
Целью данной работы является рассмотрение маркетинга ценных бумаг. Маркетинг на рынке ценных бумаг имеет особенности, порождаемые специфическими чертами данного рынка.
Рынок ценных бумаг - это очень сложный, объемный, динамичный и высококонкурентный рынок, действия на котором жестко регулируются государством и должны отличаться высокой социальной ответственностью, чтобы не вызывать финансовых потрясений; многотоварный рынок с высокой степенью взаимозаменяемости товаров, основанный на развитой инфраструктуре, сложных информационных технологиях, дорогостоящей рабочей силе и затратоемких технических средствах; открытый рынок с растущими объемами трансграничных операций; рынок с массовым потребителем, максимальной дифференциацией финансовых нужд и финансового искусства клиентуры.
Что касается отечественной практики,
то наряду со сказанным это - неликвидный,
незначительный по объемам рынок, находящийся
на начальной стадии развития, не способный
обеспечить прибыльную работу большинства
действующих на нем организаций. Фондовому
делу в России присущи пока исключительно
высокие риски, инфляция (резко снижающийся
спрос на ценные бумаги), политическая
и макроэкономическая нестабильность,
отсутствие ресурсной базы и полноценной
инфраструктуры. Наконец, этот рынок не
имеет еще своих признанных лидеров и
не располагает поставщиками (эмитентами),
посредниками (инвестиционными институтами)
и товарами (ценными бумагами), пользующимися
общественным доверием. Таким образом,
особенностью и целью маркетинга на российском
рынке ценных бумаг является пока не только
и не столько поддержание или расширение
доли рынка, сколько просто выживание
самого рынка в целом и лиц, профессионально
на нем действующих. Однако масштабная
приватизация, массовое учредительство
новых акционерных обществ, секьюритизация
государственного долга вызвали с конца
1992 г. выброс на рынок новых ценных бумаг,
что способствовало выводу его из кризисного
состояния.
1.1. Ценная бумага. Виды ценных бумаг.
С юридической точки зрения ценная бумага – это денежный документ, который удостоверяет имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении данного документа.
Для того, чтобы стать ценной бумагой как таковой, финансовый инструмент должен быть признан в качестве ценной бумаги государством.
В соответствии с российским законодательством к ценным бумагам относятся:
Государственные и муниципальные ценные бумаги
Облигация
Вексель
Чек
Депозитный и сберегательный сертификаты
Банковская сберегательная книжка на предъявителя
Коносамент
Акция
Приватизационные ценные бумаги
Складское свидетельство
Инвестиционный пай
Закладная
Другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.
С экономической точки зрения ценная бумага – это совокупность имущественных прав на те или иные материальные объекты, которые обособились от своей материальной основы, получили собственную материальную форму и могут самостоятельно обращаться на рынке.
Ценные бумаги могут предоставлять и неимущественные права
(например, акция предоставляет право
Для того, чтобы какой-либо финансовый инструмент стал ценной бумагой, необходимо чтобы его в качестве ценной бумаги признало государство и сам рынок. В противном случае этот финансовый инструмент является суррогатом ценной бумаги.
Суррогат ценной бумаги – это финансовый инструмент, похожий на ценную
бумагу и выполняющий функции ценной бумаги, но не признанный государством и деловой традицией в качестве таковой.
Примером суррогатов ценных бумаг могут быть «билеты МММ»,
«свидетельства о депонировании акций» компаний АВВА, Дока-хлеб, Холдинг-центр, Олби-Дипломат, широко обращавшиеся на российском рынке ценных бумаг в середине 90-х годов 20 века. Вложение денег в суррогаты ценных бумаг повышает риск инвестора, поскольку выпуск и обращение суррогатов ценных бумаг не регулируется государством, права инвесторов, таким образом, не защищены.
Эмитенты суррогатов ценных бумаг
В середине 90-х годов 20 века значительная
часть населения России
Эмиссионная ценная бумага – это любая ценная бумага, в том числе
бездокументарная, которая характеризуется
-закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав;
-размещается выпусками
-имеет равные объем и сроки
В соответствие со статьей 16. Закона «О рынке ценных бумаг» любые
имущественные и неимущественные права, закрепленные в документарной или бездокументарной форме, независимо от их наименования, являются эмиссионными ценными бумагами, если условия их возникновения и обращения соответствуют совокупности признаков эмиссионной ценной бумаги. Таким образом, в настоящее время закрыт путь всевозможным «билетам МММ», выпускаемым без контроля государства. Дело в том, что все эмиссионные ценные бумаги должны пройти процедуру эмиссии и государственной регистрации. Поэтому «билет МММ», теоретически, выпустить в обращение можно, но для этого необходимо все сделать «по закону». Если же попытаться выпустить такие суррогаты так, как это делалось прежде, без государственной регистрации, то государство немедленно пресечет эту деятельность.
В международной практике термин «эмиссионная ценная бумага» не употребляется, а используется другой термин – инвестиционные, или фондовые ценные бумаги.
Само название «инвестиционные» свидетельствует о том, что это бумаги,
предназначенные именно для инвестирования средств, они – средство накопления
доходов. К этим бумагам относятся в первую очередь акции и облигации. В США они также обозначаются термином секьюрити (investment securities). Дело в том, что в США нет единой категории «ценные бумаги», а выделяются оборотные ценные бумаги (negotiable instruments), товарораспорядительные ценные бумаги (documents of title) и инвестиционные ценные бумаги (investment securities). Их выпуск и обращение имеют различные правовые режимы.
Российский термин «эмиссионные ценные
Акции
Облигации
Государственные и муниципальные ценные бумаги
Инвестиционные паи.
По характеру закрепления и передачи прав ценные бумаги делятся на
предъявительские, именные и ордерные ценные бумаги.
Ценная бумага на предъявителя (предъявительская ценная бумага) –
это ценная бумага, права по которой принадлежат лицу, предъявившему эту ценную бумагу. Для передачи прав по этой ценной бумаге другому лицу достаточно простого вручения бумаги этому лицу. Ценные бумаги на предъявителя выпускаются только в документарной (бумажной) форме, наименование (имя) владельца на ней не указывается. В России на предъявителя могут выпускаться облигации, государственные и муниципальные ценные бумаги, чеки, складские свидетельства, коносаменты, сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя. Де юре могут на предъявителя выпускаться и акции, но фактически пока этого не происходит.
Именная ценная бумага – это ценная бумага, права по которой принадлежат названному в этой бумаге лицу. По именным ценным бумагам
обязательно ведется реестр владельцев (например, реестр акционеров). Права по именной ценной бумаге могут быть переданы другому лицу в установленном законом порядке. При этом наименование (имя) нового владельца указывается на сертификате ценной бумаги и вносится в реестр владельцев ценных бумаг. В России именными могут выпускаться облигации, государственные и муниципальные ценные бумаги. Акции фактически в России выпускаются только именными. Только именными
могут быть инвестиционные паи.
Ордерные ценные бумаги – это ценные бумаги, права по которым
принадлежат названному в бумаге лицу, которое может само осуществить эти права или своим распоряжением (приказом, ордером),назначить другое управомоченное лицо. Права по ордерной ценной бумаге передаются путем совершения на ней передаточной надписи – индоссамента.
К ордерным ценным бумагам
свидетельства, коносаменты, закладные.
1.2 Рынок ценных бумаг.
Рыночная система хозяйствования
Финансовый рынок как
отношений, связанных с перераспределением денежных ресурсов между субъектами хозяйствования.
Финансовый рынок начал формироваться в
период формирования товарно-
Объективная основа возникновения
потребности в денежных ресурсах с наличием источника ее удовлетворения, это постоянное существование экономике двух полюсов: на одном полюсе – субъекты хозяйствования, которые имеют свободные денежные ресурсы, на другом полюсе – экономические субъекты, нуждающиеся в денежных ресурсах. Таким образом, мы видим, что необходим перераспределительный механизм. Этим перераспределительным механизмом и является финансовый рынок.
Структурно финансовый рынок
банковских кредитов и рынок ценных бумаг.
Рынок кредитов (ссудных капиталов)
– это сфера деятельности банков,
где объектом сделок являются срочные,
платные и возвратные ссуды, не связанные
с оформлением специальных
Рынок ценных бумаг – часть финансового рынка, где осуществляется
эмиссия и обращение ценных бумаг, то есть специальных документов, которые имеют собственную стоимость и могут самостоятельно обращаться на рынке. Кроме термина “рынок ценных бумаг” используется также термин “фондовый рынок”. Между этими терминами есть некоторое различие.
Фондовый рынок объединяет оборот
В отличие от финансового рынка, на котором обращаются финансовые активы, рассматривают и рынок реальных активов, на котором обращаются
реальные материальные ценности, например, нефть, металлы, продовольствие и т.д.
Рынок ценных бумаг выполняет ряд функций, важнейшими из которых являются следующие:
Финансовое посредничество, перераспределение денежных ресурсов,
свободный, хотя и регулируемый, перелив капитала в наиболее эффективные сферы хозяйствования, отрасли и предприятия
Централизация капитала (соединение двух или более индивидуальных
капиталов в один общий капитал). Эту функцию в первую очередь выполняет рынок акций. Развитие акционерных обществ вызвано развитием самих производительных сил общества. Создание крупных, технически хорошо оснащенных предприятий с большим удельным весом основного капитала и длительными сроками обращения требует огромных капитальных вложений. Индивидуальный капитал не может предоставить такие средства в силу своей ограниченности и стремлению снизить финансовые риски. Банковский кредит не может быть формой финансирования подобных предприятий в силу своей ограниченности и жестких условий предоставления. Это препятствие преодолевает форма акционерного общества.
Акционерное общество, централизуя огромные капиталы посредством выпуска и продажи акций, в то же время не обязано возвращать деньги акционерам через какой-то срок.
Повышение степени концентрации капитала и производства (увеличение капитала путем накопления, то есть капитализации чистой прибыли). Владельцы акций, как правило, не претендуют на получение сверхприбыли, они довольствуются дивидендом, величина которого близка величине рыночного процента. Если акционерное общество способно выплачивать акционерам такой дивиденд, то “излишки” чистой прибыли можно капитализировать.