Маркетинг рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 18:16, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение маркетинга ценных бумаг. Маркетинг на рынке ценных бумаг имеет особенности, порождаемые специфическими чертами данного рынка.

Файлы: 1 файл

катя маркетинг.docx

— 57.58 Кб (Скачать файл)

1.3 Функционирование рынка ценных  бумаг. 

Для того, чтобы понять, как функционирует рынок ценных бумаг, необходимо рассмотреть его структуру. Основными группами участников рынка ценных бумаг являются эмитенты, инвесторы, профессиональные участники рынка ценных бумаг.     

Эмитенты – это юридические (а в некоторых случаях и  физические)

лица  и органы государственной власти и муниципальных образований, которые выпускают ценные бумаги от своего имени и несут обязательства по ним перед инвесторами. Эмитентами являются, например, акционерное общество, Министерство финансов РФ, коммерческие банки и т.д. Выписывать векселя могут и физические лица.     

Инвесторы – это юридические  и физические лица, которые покупают

ценные  бумаги от своего имени и за свой счет, на свой страх и риск.     

Профессиональные  участники рынка ценных бумаг  – это юридические и

физические  лица, выполняющие функцию финансовых посредников, непосредственно осуществляющие операции и предоставляющие услуги по перераспределению денежного капитала .

Обеспечивает  нормальное функционирование рынка  ценных бумаг инфраструктура рынка.     

Инфраструктура рынка ценных бумаг  – это совокупность участников рынка  ценных бумаг и применяемых ими  технологий, функций и процедур, обеспечивающих нормальное функционирование рынка ценных бумаг. Она состоит  из:

-Торговой  инфраструктуры;

-Депозитарной  и расчетно-клиринговой инфраструктуры;

-Регулятивной  инфраструктуры;

-Информационной  инфраструктуры.       

1.4 Классификация  рынка ценных бумаг              

Одним из важных вопросов при анализе рынка  ценных бумаг является вопрос о его

классификации по различным основаниям. Анализ структуры  рынка служит решению

острейшей практической задачи – сегментации  рынка, выбора своей ниши на рынке

для эффективной  деятельности в условиях острой и  возрастающей конкуренции.             

Рассмотрим некоторые классификации  рынка ценных бумаг.                  

По  географическому признаку можно  выделить

Национальный  рынок ценных бумаг

Региональный  рынок ценных бумаг

Международный рынок ценных бумаг

Мировой рынок ценных бумаг.      

Национальный рынок ценных бумаг  – это относительно замкнутый

оборот  ценных бумаг внутри национальной экономики. На национальном фондовом рынке происходит перераспределение внутренних денежных капиталов между субъектами экономической деятельности.     

Региональный рынок ценных бумаг  – это относительно замкнутый

оборот  ценных бумаг внутри данного региона. Региональные рынки ценных бумаг могут формироваться внутри национального государства (например, рынок ценных бумаг Уральского, Сибирского и т.д. региона), а также в рамках регионов, объединяющих несколько национальных рынков, например, рынок ценных бумаг стран Юго-восточной Азии, Латиноамериканских стран и т.д.     

Международный рынок ценных бумаг  – это оборот ценных бумаг между

национальными экономиками. Основным признаком “международности”  рынка является пересечение национальным капиталом национальные границы, перелив капитала из одной страны в другую. Например, когда Россия выпускает еврооблигации и их покупают инвесторы из разных стран, то капитал из этих стран привлекается в Россию (в данном случае в бюджет РФ). Когда акции “Вымпелкома” были размещены на Нью-йоркской фондовой бирже и их купили американские инвесторы, это означает, что американский капитал привлечен в российскую компанию.     

Мировой рынок ценных бумаг –  это совокупность национальных фондовых рынков в их взаимосвязи и взаимозависимости.      

По месту обращения ценных бумаг  рынок ценных бумаг делится на

Биржевой  рынок ценных бумаг

Внебиржевой рынок ценных бумаг.     

Биржевой рынок ценных бумаг  – это обращение ценных бумаг  на фондовой бирже. Биржевой рынок –  это организованный рынок, на котором  обращаются специально отобранные ценные бумаги, операции проводят лучшие, наиболее финансово устойчивые профессиональные посредники. Это – ядро рынка  ценных бумаг.      

Внебиржевой рынок ценных бумаг  – это обращение ценных бумаг  вне

фондовой  биржи. Внебиржевой рынок может  быть организованным и неорганизованным (стихийным). В последнее время наблюдается сближение биржевого и внебиржевого организованного рынка ценных бумаг. Так, Российская торговая система возникла как внебиржевой организованный рынок, но в конце 1999 г. получила статус фондовой биржи.     

По  отношению ценных бумаг к их  выпуску в обращение можно  выделить

Первичный рынок ценных бумаг

Вторичный рынок ценных бумаг.     

Первичный рынок ценных бумаг –  это продажа ценных бумаг их первым

владельцам. Именно на первичом рынке эмитент (например, акционерное общество), продавая свои ценные бумаги (акции или облигации) привлекает капитал инвесторов, поэтому важнейшей чертой первичного рынка ценных бумаг является раскрытие информации эмитентом о себе и о выпускаемых ценных бумагах. Имея всю необходимую информацию, инвестор может принять взвешенное решение о покупке предлагаемых ценных бумаг.     

Вторичный рынок ценных бумаг –  это перепродажа ценных бумаг, их

обращение после первичного размещения. Важнейшей  чертой вторичного рынка ценных бумаг является его ликвидность.  

Ликвидность рынка ценных бумаг -  это его способность поглощать в короткое время значительные объемы ценных бумаг при незначительных колебаниях курсовой стоимости и низких издержках на реализацию. Несмотря на то, что с вторичного рынка эмитент не может привлечь капитал, развитый вторичный рынок является очень важным фактором и для формирования первичного рынка. Ведь если покупатель знает, что его ценная бумага ликвидная, он с большей уверенностью купит такую бумагу и на вторичном, и на первичном рынке. Под ликвидностью ценной бумаги понимается способность ценной бумаги быстро и без существенных потерь продаваться на рынке при незначительных колебаниях курсовой стоимости и низких издержках на реализацию.      

По срокам обращения ценных бумаг  рынок ценных бумаг делится на:

·        Денежный рынок

·        Рынок капиталов.

На  денежном рынке происходит обращение ценных бумаг со сроком до

погашения до 1 года. Это могут быть краткосрочные  обязательства государства (например, ГКО), краткосрочные обликации компаний, векселя.

На  рынке капиталов происходит обращение ценных бумаг со сроком

до погашения  более 1 года. К ним относятся акции, долгосрочные облигации,

инвестиционные  паи, долгосрочные государственные  ценные бумаги.

Интересно, что вопрос о “срочности” рынка  в разных государствах и в

зависимости от экономической ситуации решается по-разному. Так, в

Великобритании  краткосрочными считаются ценные бумаги, до погашения которых осталось менее 2 лет. А в России в середине 90-х годов срок 1 год считался уже очень большим. Так, Министерство финансов финансов РФ, сделав один из выпусков ГКО со сроком обращения 1 год, не смогло целиком разместить эти обязательства на рынке. Инвесторы в тех условиях сочли “годовые” ценные бумаги “супердолгосрочными” и высокорискованными и готовы были приобретать их только по очень низкой цене (на первичном аукционе подавались ценовые заявки с глубоким дисконтом, например, 15-20 % от номинала).      

По видам ценных бумаг можно  выделить:

·        Рынок акций

·        Рынок облигаций

·        Рынок государственных обязательств

·        Вексельный рынок

·        Рынок производных финансовых инструментов (фьючерсов, опционов), и так далее.  

Каждый  из этих сегментов имеет свои  особенности, свой круг инвесторов, свои закономерности формирования и развития. Так, например, в России изначально формировался внебиржевой рынок акций, только в последние годы, после кризиса 1998 года оборот по акциям начал перемещаться на фондовые биржи. Российский рынок акций можно охарактеризовать как оптовый. На нем идет борьба за крупные пакеты акций с целью получить контроль над предприятием, которые в дальнейшем не “разбиваются”. Это говорит о том, что на рынке акций основными игроками являются крупные инвесторы, широкая публика, мелкий инвестор, физические лица не делают на этом сегменте рынка “погоду”.

Основными игроками на рынке государственных  ценных бумаг выступают коммерческие банки. Рынок частных облигаций находится в зачаточном состоянии, хотя у него есть все шансы для быстрого развития.     

По видам сделок с ценными  бумагами рынок ценных бумаг делится  на:

Кассовый  рынок

Срочный рынок.

На  кассовом рынке сделки исполняются немедленно или в ближайшие дни после их заключения. Примером кассового рынка может быть рынок ГКО, торговля ценными бумагами на российских фондовых биржах по системе “поставка против платежа”.   

На  срочном рынке исполнение сделок с ценными бумагами осуществляется не в момент заключения сделки, а в определенный момент в будущем. Примером таких рынков может быть рынок фьючерсов, опционов, заключение форвардных контрактов. Можно выделить и иные основания для классификации рынка ценных бумаг.         

2.1 Маркетинг  и ценные бумаги.  

Маркетинг  ценных бумаг (англ. stock marketing ) - товарно-дифференцированный целевой маркетинг, предметом которого являются ценные бумаги. Цель М.ц.б. - определение путей усиления позиций конкретного участника на рынке ценных бумаг. Задача: обеспечение наиболее полного и быстрого перелива сбережений в ценные бумаги по цене, устраивающей всех участников сделок с ценными бумагами. Осн. функции; выявление существующего и потенциального спроса среди покупателей ценных бумаг посредством комплексного исследования состояния рынка, его сегментов и перспектив развития. М.ц.б. тесно связан с маркетингом международным и маркетингом банковским. Он охватывает все этапы жизненного цикла ценных бумаг. Маркетинговые исследования ценных бумаг предполагают: комплексное изучение внутренней и внешней среды; анализ рынков и потребителей; изучение конкурентов, конкуренции и конкретных видов ценных бумаг; конструирование новых видов ценных бумаг; планирование систем обращения и сервиса на рынке ценных бумаг; организацию информационного обеспечения; контроль и оценку рисков, прибылей, эффективности. Особое внимание в М.ц.б. уделяется: биржевому и внебиржевому рынку ценных бумаг; рискам, связанным с эмиссией ценных бумаг; текущей курсовой стоимости и распределению пакетов акций; емкости рынка; среднему коэффициенту оборачиваемости; коэффициенту ликвидности.           

2.2 Финансовые риски, связанные  с ценными бумагами       

Вся экономическая  деятельность связана с риском. Почему? Для ответа на этот вопрос необходимо разобраться в том, а что же такое риск?                                       

Риск – это вероятность наступления  какого-либо события. Риск связан с  неопределенностью результатов  той или иной деятельности или  бездеятельности. Экономическая деятельность вся «пронизана» рисками. Ведь субъекты экономической деятельности – предприятия, банки, отдельные люди – это не Робинзоны на необитаемом острове. Все они находятся в определенных отношениях друг с другом, между  ними устанавливаются связи и  зависимости.    

Предприятие,  например, зависит от поставщиков  и от потребителей своей

продукции, от банка, через которые осуществляются расчеты, от государства,

которое устанавливает «правила игры», то есть для него всегда существует

элемент неопределенности в связи с деятельностью  контрагентов, а также и в

связи с воздействием других факторов: природных, социальных, политических и т.д.     

Финансовые риски, связанные с  операциями с ценными бумагами –  это

вероятность наступления потерь в связи с  высокой степенью неопределенности результатов таких операций, а также влияния на них множества экономических и неэкономических факторов, в том числе случайных.  

Потери  в результате реализации финансовых  рисков в операциях с ценными

бумагами  могут проявиться в разных формах, а именно:

-прямые  финансовые потери (например, ценная  бумага, купленная по высокой цене, не может быть реализована без убытков в случае падения ее курсовой стоимости);

-упущенная  выгода (например, инвестор вместо  того, чтобы купить акцию, которая  продемонстрировала в будущем высокий рост курсовой стоимости, оставил денежные средства на расчетном счете в банке)

-снижение  доходности (например, в случае приобретения  облигации с «плавающим» купонным доходом в ситуации, когда происходит понижение рыночных процентных ставок).      

Системный (рыночный) риск – это  вероятность наступления потерь в

результате  падения рынка ценных бумаг в  целом. Этот вид риска не связан с

какой-то конкретной ценной бумагой, он является общим для всех вложений в ценные бумаги. Инвестор не может каким-либо образом повлиять на значение этого риска, снизить его, поэтому системный риск является недиверсифицируемым и непонижаемым.  

Оценивая  системный риск, инвестор может принять  только два решения: работать на рынке  ценных бумаг или уйти в другую сферу для инвестирования (на рынок  недвижимости, на валютный рынок, на рынок драгоценных металлов и т.д.).     

Несистемный, или специфический  риск – это вероятность наступления

потерь  в связи с операциями с конкретной ценной бумагой (портфелем ценных бумаг), это обобщенное понятие, характеризующее все виды рисков, связанных с конкретными ценными бумагами. Этот риск не связан непосредственно с состоянием рынка, напротив, он связан с деятельностью, положением на рынке, качеством менеджмента компании, но наряду с системным риском, свойственным всему рынку в целом, является частью общего риска инвестиций в ценные бумаги.  

Несистемный  риск является диверсифицируемым и понижаемым. Это

означает, что инвестор, производя отбор  ценных бумаг, удовлетворяющих его  с точки зрения риска, диверсифицируя свои вложения (диверсификация вложений – это покупка ценных бумаг разных эмитентов, непосредственно не связанных между собой), может понизить значение данного риска. Несистемный риск включает в себя три группы рисков: макроэкономические риски, риски предприятия (эмитента) и риски управления портфелем и технические риски.     

Информация о работе Маркетинг рынка ценных бумаг