Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 18:16, реферат
Целью данной работы является рассмотрение маркетинга ценных бумаг. Маркетинг на рынке ценных бумаг имеет особенности, порождаемые специфическими чертами данного рынка.
Макроэкономические риски
действующих на уровне экономики в целом, однако разные ценные бумаги по-разному восприимчивы к действию этих факторов.
Страновой риск – это вероятность наступления потерь из-за вложений
в ценные бумаги конкретной страны. Инвестор (например, инвестиционный фонд, работающий на международном рынке ценных бумаг) при оценке данного риска отвечает на вопрос: а стоит ли вообще вкладывать средства в ценные бумаги данной страны? В середине 90-х годов ХХ века рынок России выглядел достаточно привлекательно для иностранных инвесторов, это касалось и государственных ценных бумаг, и акций, хотя в основном это были инвесторы, преследующие краткосрочные спекулятивные цели. После кризиса 1998 года. российский рынок стал непривлекательным из-за его высокой рискованности, и началось «бегство» иностранных инвесторов, которые спешно продавали все российские ценные бумаги.
Риски управления портфелем и
наступления потерь из-за неправильных действий управляющего инвестиционным портфелем, а из-за сбоев в системе поставки ценных бумаг, в системе расчетов по сделкам с ценными бумагами, а также сбоями в операционной системе, начиная от ошибок операционистки и кончая компьютерным мошенничеством. Потери от этих рисков могут быть очень велики, причем в настоящее время, когда использование компьютерной техники и Интернета позволяет очень быстро передавать информацию до огромного количества пользователей, значимость технических ошибок возрастает на много порядков. Приведем несколько примеров, связанных с реализацией этих рисков.
Риск законодательных
Инфляционный риск – это вероятность
возникновения потерь из-за обесценения
доходов от вложений в ценные бумаге
в результате инфляции. Так, в первую
половину 90-х годов ХХ века в России
сложились высокие процентные ставки
и ставки доходности, например, на рынке
ГКО, которые достигали нескольких
сот процентов годовых. Однако инфляция,
также характеризующаяся
Первый выпуск таких облигаций
был осуществлен в 1981 г. Фиксированная
реальная 2-процентная ставка означает,
что доход в 2 % будет выплачен
не от номинала облигации, а от номинала,
проиндексированного в
Валютный риск – это вероятность наступления потерь при вложении
средств в валютные ценные бумаги из-за неблагоприятного изменения курса
иностранной валюты по отношению к внутренней валюте. Покажем пример реализации валютного риска на примере доллара США, который в России считается чуть ли не безрисковым инструментом. В период с мая до середины лета 1995 года доллар в России абсолютно падал со значения примерно 5200 руб. до 4500 рублей за 1 доллар, и восстановил значение в 5200 рублей только примерно через год. В то же время процентные ставки по рублевым инвестициям были достаточно высоки и достигали величины более 100 % годовых. По некоторым оценкам, за 1996 год доллар США снизил свою покупательную способность на российском рынке на 40 %.
Отраслевой риск – это вероятность возникновения потерь из-за
вложения денежных средств в ценные бумаги конкретной отрасли. С каких позиций оцениваются отрасли при оценке финансовых рисков, связанных с ценными бумагами. Здесь принимаются во внимание 2 критерия: подверженность отрасли циклическим
колебаниям и стадия жизненного цикла отрасли.
С точки зрения подверженности отраслей циклическим колебаниям выделяют:
-Отрасли, сильно подверженные
-Отрасли, незначительно или вообще не
подверженные циклическим
Региональный риск – это вероятность наступления потерь из-за
вложения денежных средств в ценные бумаги конкретного региона. Выделяют регионы двух видов:
-Регионы внутри данного государства (
-Регионы за пределами национальных
Регионы могут иметь (даже в рамках одного государства) особенности в законодательстве, в степени экономического и политического развития, что и
определяет возможные потери инвестора в региональные ценные бумаги.
Риски предприятия (эмитента) – это вероятность наступления потерь
из-за покупки ценных бумаг конкретного эмитента (эмитентами могут быть не только предприятия, но и государство и муниципальные образования). В эту группу входят кредитный и процентный риски, риск ликвидности и риск мошенничества.
Кредитный риск – это вероятность наступления потерь из-за того,
что эмитент не сможет выполнить свои обязательства по выплате основной суммы долга, оформленного ценными бумагами, или процентов по нему. Кредитный риск относится только к тем ценным бумагам, по которым эмитент имеет фиксированные обязательства, например, это могут быть облигации, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты банков, а также привилегированные акции с фиксированным дивидендом. К обыкновенным акциям кредитный риск не относится, поскольку акционерное общество не обязано выплачивать дивиденды (например, если нет прибыли).
Процентный риск – это вероятность наступления потерь из-за изменения рыночных процентных ставок. Интересно, что этот вид риска относится не только к инвесторам, но и к эмитентам ценных бумаг.
Риск ликвидности – это
Риск мошенничества – это вероятность наступления потерь из-за нарушения законодательства, прямого мошенничества, нарушения прав акционеров. Неправильно было бы связывать этот риск только с откровенным мошенничеством, как, например, было в случае построения финансовой пирамиды АО «МММ», от которой пострадали миллионы вкладчиков. Существуют менее заметные, но тем не менее, ощутимые для инвестора нарушения на рынке ценных бумаг. Например, использование инсайдерской (служебной) информации, все виды нарушений прав акционеров, начиная от банального неуведомления об общем собрании акционеров и кончая физическим воздействием (например, российский рынок знает такие случаи, когда представитель или владелец крупного, порой даже контрольного пакета акций, не пропускается даже на проходную предприятия). Очень распространенной формой мошенничества в России является умышленное обесценение залога. В этом случае активы выводятся из фирмы-заемщика в другие фирмы, а когда приходит время расплачиваться по своим обязательствам, оказывается, что у заемщика ничего нет. Яркий пример таких действий – история с акциями «Медиа-Мост» в 2000 г. «Медиа-Мост» «вывел» свои активы, в результате чего акции самого «Медиа-Моста» здорово обесценились.
Риск мошенничества существует
учредитель) – это массовое лихорадочное учредительство новых предприятий, банков, сопровождаемое биржевыми спекуляциями, нездоровым ажиотажем. Само по себе учредительство – это не мошенничество, однако вероятность мошенничества в такие периоды велика. Россия пережила период грюндерства в первую половину 90-х годов ХХ века, к сожалению многим этот период запомнился прежде всего финансовыми потерями. Это и всевозможные пирамиды, типа «МММ», «Властелина», «Хопер-инвест», и т.д., это и банки-однодневки, которые порой создавались для проведения одно-единственной операции по выведению денег за рубеж, например, после чего они «испарялись», не успев сдать ни одного квартального отчета в налоговую инспекцию, это и чековые инвестиционные фонды, многие из которых просто собрали приватизационные чеки (ваучеры) у населения и тихо-мирно исчезли.
Мошенничество в форме создания ложных
Риски управления портфелем и
наступления потерь из-за неправильных действий управляющего инвестиционным портфелем, а из-за сбоев в системе поставки ценных бумаг, в системе расчетов по сделкам с ценными бумагами, а также сбоями в операционной системе, начиная от ошибок операционистки и кончая компьютерным мошенничеством. Потери от этих рисков могут быть очень велики, причем в настоящее время, когда использование компьютерной техники и Интернета позволяет очень быстро передавать информацию до огромного количества пользователей, значимость технических ошибок возрастает на много порядков. Приведем несколько примеров, связанных с реализацией этих рисков.
Эти примеры показывают, что состояние финансового рынка в целом и рынка ценных бумаг как его части зависит от разных, порой совершенно незначительных событий, которые, однако, приводят к катастрофическим последствиям. Проблемой снижения рисков озадачены и крупные, и мелкие инвесторы, и правительства государств, и банки, и международные финансовые институты. До 1917 года в России уставы акционерных обществ утверждались самим государем, при этом наиболее распространенными акциями были акции с номиналом в 250 рублей (эта сумма в начале 20 века была сопоставима с годовой зарплатой квалифицированного рабочего). Это затрудняло участие в рискованных операциях с акциями малообеспеченных слоев населения. В то же время номиналы государственных облигаций были невелики, а сами эти бумаги – доступны многим.
Можно сказать, что сам номинал
Экономическая наука и практика
давно решает проблему снижения рисков,
однако она и поныне остается настолько актуальной,
что, видимо, здесь – все средства хороши,
даже и такие, которые, казалось бы, столь далеки
от рациональных.
Краткие выводы
Ценные бумаги – это имущественные права на те или иные материальные объекты, обособившиеся от своих материальных носителей, имеющие собственную материальную форму, имеющие собственную стоимость и самостоятельно обращающиеся на рынке. Ценные бумаги в качестве таковых признаются государством.
Ценные бумаги обращаются на рынке
ценных бумаг, который
Наряду с функцией перераспределения капитала, рынок ценных бумаг выполняет также функцию стимулирования укрупнения капитала и производства путем централизации и концентрации капитала и производства
Рынок ценных бумаг можно классифицировать по ряду признаков. Классификация важна для участников рынка ценных бумаг с точки зрения правильного выбора своего сегмента и своей ниши на рынке для обеспечения конкурентоспособности.
Все операции с ценными бумагами
связаны с риском. Риск – это вероятность наступления
потерь. Риск подразделяется на рыночный
(системный) и специфический (несистемный).
Рыночный риск невозможно понизить. Этот
риск относится ко всем вложениям в ценные
бумаги. Специфический риск относится
к конкретным ценным бумагам, он определяется
условиями функционирования, эффективностью,
менеджментом и другими факторами, относящимися
к конкретным компаниям (эмитентам), поэтому
этот риск является диверсифицируемым
и понижаемым. Снижения этого риска можно
достичь путем рационального выбора ценных
бумаг для инвестирования.
Для того, чтобы понять что подразумевает под собой маркетинг на рынке ценных бумаг, нужно проанализировать самое общее определение маркетинга и его составляющих.
Маркетинг - управление созданием товаров и услуг и механизмами их реализации как единым комплексным процессом.
Комплекс маркетинга в его каноническом виде ("4P") включает 4 составляющих:
1. Продукт (Product) это набор "изделий и услуг", которые фирма предлагает целевому рынку.
2. Цена (Price) денежная сумма, которую потребители должны уплатить для получения товара.
3. Дистрибуция (Place) всевозможная деятельность, благодаря которой товар становится доступным для целевых потребителей.