Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 08:11, курсовая работа
Цель исследования состоит в обосновании целесообразности использования маркетингового подхода к регулированию рынка труда, как фактора повышения эффективности занятости, достижения сбалансированности между спросом и предложением. В соответствии с поставленной целью намечено решение следующих задач: - изучить теоритическую основу рынка труда, определить понятие «рынка труда», специфику его работы, а также изучить товар, который реализуется с помощью рынка труда; - обосновать возможность использования маркетинговых инструментов применительно к рынку труда, опираясь на теоретические исследования и опыт практической деятельности посредников рынка труда;
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоритические основы рынка труда………………………..…6
1.1. Понятие рынка труда………………………………………………..6
1.2. Специфика рынка труда…………………………………………..…8
1.3. Товар, реализуемый на рынке труда……………………………..…11
Глава 2. Маркетинг рынка труда – как борьба с безработицей……....16
2.1. Государственное регулирование маркетинга рынка труда…….…16
2.2. Основные направления и методы маркетинговых исследований...18
2.3. Анализ результатов маркетингового исследования …………….…21
Заключение…………………………………………………………….…30
Список использованной литературы……………………………….…..33
Общественные связи служб занятости - это деятельность по формированию общественного мнения и совокупность технологий по поддержанию систематических контактов и достижению взаимопонимания с общественностью и другими контактными аудиториями. Цель РК - обеспечение их благоприятного отношения к службам занятости, их деятельности и решаемым задачам.15 Для приобретения известности и популярности у клиентов и различных общественных групп паблик рилейшнз служб занятости должны выполнять следующие функции:
- распространение и отслеживание информации об их деятельности в прессе, на радио и телевидении, в специальной периодике;
- разъяснение их целей и социальной роли посредством систематической и целенаправленной работы со СМИ и организации различных общественно значимых мероприятий (конференций, симпозиумов, встреч);
- лоббирование в органах законодательной и исполнительной власти решений и мер, затрагивающих сферу интересов и компетенции органов занятости;
- формирование их позитивного образа (имиджа) в общественном сознании (в том числе - посредством разработки фирменного знака и стиля).
В целях определения
состояния рынка труда в
Исследованию подлежали организации (без субъектов малого предпринимательства), основным видом экономической деятельности которых является: добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; транспорт и связь; оптовая и розничная торговля; финансовая деятельность (банки и инвестиционные компании). Статистическим наблюдением было охвачено 16,4 млн.человек, или 46% от численности работников организаций (без субъектов малого предпринимательства).
В октябре 2012, по сведениям исследованных организаций, было принято на работу 3,0% списочной численности работников, выбыло по различным причинам 3,1% списочной численности работников. Данные указаны с учетом привлечения работников организаций к выполнению работ временного характера или общественных работ на условиях внутреннего совместительства, в связи с мерами, принятыми по снижению напряженности на рынке труда.
Рисунок 2 - Динамика наличия вакантных рабочих мест в России на конец октября месяца 2012, тыс. человек
На диаграммах прослеживается динамика как уменьшение из месяца в месяц количества увольнений, так и в целом сокращения вакантных мест.
В общей численности
принятых работников доля приема на дополнительно
введенные рабочие места
В общем числе вакантных рабочих мест 13,3 тыс. или 4,8% составили дополнительно введенные (созданные) вакантные рабочие места. По видам экономической деятельности этот показатель колеблется от 2,3% - в организациях авто - транспорта и связи до 8,4% - в организациях обрабатывающих производств. Рост численности принятых работников в организациях, занятых производством и распределением электроэнергии, газа и воды, связан с приемом работников в предприятиях жилищно-коммунального хозяйства на время отопительного сезона. В общей численности выбывших работников 62,8% составляют уволившиеся по собственному желанию (что на 1,2 процентного пункта меньше, чем в сентябре 2012), 7,9% - по соглашению сторон (на 0,3 процентного пункта меньше), 5,4% - в связи с сокращением численности (на 0,3 процентного пункта меньше), в том числе в связи с массовым увольнением - 1,0% (на 0,1 процентного пункта больше). Наиболее высокий удельный вес уволенных по собственному желанию среди выбывших работников отмечается в организациях оптовой и розничной торговли (84,7%). Самая высокая доля уволенных по взаимному согласию работодателей и работников - в организациях финансовой деятельности (10,3%), по добыче полезных ископаемых (12,6%). Доля работников, выбывших в связи с высвобождением персонала, колеблется от 1,6% в организациях оптовой и розничной торговли до 8,2% - в организациях финансовой деятельности (в среднем по обследованным видам деятельности - 5,4%). Из числа работников, выбывших в связи с массовым увольнением, 45,5% приходится на организации обрабатывающих производств, 38,0% - на организации по строительству недвижимости. В октябре 2012 в организациях наблюдаемых видов экономической деятельности численность работников, выполнявших временные и сезонные работы, работы временного характера и общественные работы составила 156,7 тыс. человек (1,0% списочной численности работников), что на 5,8% меньше чем в сентябре. Из числа работников, выполнявших временные и сезонные работы, работы временного характера и общественные работы 85,6% приходится на организации обрабатывающих производств.
Рисунок 3 - Размеры неполной занятости работников в октябре 2012 по сравнению с сентябрем 2012
В октябре 2012 2,7% списочной численности работников исследуемых организаций работали в режиме неполной рабочей недели (дня) по инициативе работодателя, 2,7% - по соглашению между работником и работодателем (в сентябре 2012 - 2,9% и 2,9% соответственно). Доля работников, находившихся в отпусках с частичным сохранением заработной платы по инициативе работодателя, которые оплачиваются как простои в соответствии со статьей 157 Трудового кодекса Российской Федерации, в октябре 2012 составила 0,9% списочной численности работников (в сентябре 2012 - 1,1%).
В октябре 2012 доля работников, находившихся в отпусках без сохранения заработной платы по письменному заявлению работника в соответствии со статьей 128 Трудового кодекса Российской Федерации, составила 4,4% списочной численности работников (в сентябре 2012 - 5,1%).
Рисунок 4 – Динамика качества людей работающих неполное рабочее время (декабрь 2011 – октябрь 2012), тыс.человек
Наибольшие размеры неполной занятости отмечаются в организациях обрабатывающих производств, в которых 5,8% работников списочной численности работали неполное рабочее время по инициативе работодателя (в сентябре 2012 - 6,2%), 4,1% работников работали неполное рабочее время по соглашению между работником и работодателем (в сентябре 2012 - 4,2%) и 2,1% работников находились в отпусках с частичным сохранением заработной платы по инициативе работодателя (в сентябре 2012 - 2,5%).
Работали неполное рабочее время в октябре 2012 по инициативе работодателя и по соглашению между работником с работодателем, 438 и 434 тыс. человек, соответственно. Самый большой процент людей, работающих неполное время, был сосредоточен в сегменте обрабатывающего производства, - из общего количества таких, которые работали неполное время, на этот сегмент пришлось 72%.
Практика предоставления отпусков без сохранения заработной платы по письменному заявлению работника наиболее широко распространена в организациях строительства и обрабатывающих производств (по 6,3% списочной численности работников).
Так же в октябре 2012 года по исследованию рынка труда по проблемам занятости Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю октября. Начиная с сентября 2012, опросы населения проводятся ежемесячно. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые и безработные) в октябре 2012 составила 75,8 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 70,0 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,8 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ, то есть не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в исследуемую неделю.
Уровень безработицы, рассчитанный
как отношение численности
Рисунок 4 – Динамика численности занятого и безработного населения в России в 2012 году, тыс. человек из числа трудоспособного населения
В октябре 2012 году общая численность безработных по сопоставимому кругу лиц, то есть в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях, отнесенных к безработным превышала численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в 2,6 раза. Безработица по полу и месту проживания. Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в октябре 2012 г. составила 45,7%, доля городских жителей среди безработных составила 65,3%. Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В октябре 2012 г. это превышение составляло 1,6 раза.
Динамика уровня безработицы в России по полу и месту проживания в 2012 году, % - Диаграмма:
Рисунок 5 – Динамика безработицы в России по полу и месту проживания в 2012 году, %
Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в октябре 2012 г. составил 35,1 года, в том числе безработных мужчин - 35,4 года, безработных женщин - 34,9 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,5%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,6%, 20-24 года - 21,9%. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (28,6%) и 20-24 года (15,8%).
В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 года уровень безработицы в октябре 2012 г. составил 17,4% (в сентябре 2012 - 17,6%), в том числе среди городского населения - 15,3%, среди сельского населения - 22,6%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 года по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,8 раза, в том числе среди городского населения - 2,9 раза, сельского населения - 2,5 раза. Продолжительность поиска работы. Среди безработных 30,4% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 31,8% безработных (застойная безработица). Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских, и в октябре 2012 г. составила соответственно, 38,0% и 28,5%.
Наличие опыта работы. В численности безработных 24,3% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В октябре 2012 их численность составила 1,4 млн.человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (19% - за счет молодежи до 20 лет, 53% - от 20 до 24 лет, 14% - 25-29 лет). В октябре 2012 среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, составила 27,0%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 21,4%.
Безработица по округам Российской Федерации. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, по данным исследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Южном федеральном округе.
Заключение
Необходимость поиска новых подходов к регулированию рынка труда обусловлена развитием рыночных отношений в экономике России, процессом децентрализации форм управления, возрастающей самостоятельностью экономических субъектов. Применение маркетинга является закономерным следствием современных тенденций в сфере занятости, таких как гуманизация труда и децентрализация управления рынком труда. Из анализа, сделанного в работе следует, что социальный фактор играет возрастающую роль в концепциях регулирования занятости. Это определяет сложность в выборе мер, сочетающих как социальные, так и экономические приоритеты в области занятости, обеспечивающих оптимальное социально-экономическое развитие общества. Автором показано, что концепция маркетингового подхода к регулированию рынка труда позволяет смягчить конфликт между этими направлениями.
Нами раскрыта роль основных элементов регулирования рынка труда: информационной системы рынка, деятельности Федеральной Государственной Службы занятости, сегментации рынка труда, системы профессиональной ориентации и образования в системе маркетинга труда.16
Установлено, что создание эффективного информационного пространства на рынке труда, считается важнейшим средством государственного регулирования, обеспечивающим оперативность управления в условиях децентрализации управления. Причем система маркетинговой информации позволяет не только отслеживать процессы, происходящие на рынке, но и оценивать эффективность мониторинга, адаптируя систему информации под требования субъектов рынка. Роль государственной службы занятости на микроуровне, заключающаяся, по мнению ученых, в информационном обеспечении функционирования субъектов, разработке и реализации программ содействия занятости населения, развитии инфраструктуры труда, представленной частными и государственными учреждениями, взаимодействующими между собой, является обеспечением конкурентных условий на рынке с позиции маркетинга. Сегментация рынка труда, предшествующая предоставлению услуг и социальной помощи, обеспечивающей адресность политики занятости, в модели маркетинга труда является первым шагом в разработке товара, на который опирается программа его продвижения. Программы профподготовки с позиции маркетинга являются