Маркетинг рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 08:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в обосновании целесообразности использования маркетингового подхода к регулированию рынка труда, как фактора повышения эффективности занятости, достижения сбалансированности между спросом и предложением. В соответствии с поставленной целью намечено решение следующих задач: - изучить теоритическую основу рынка труда, определить понятие «рынка труда», специфику его работы, а также изучить товар, который реализуется с помощью рынка труда; - обосновать возможность использования маркетинговых инструментов применительно к рынку труда, опираясь на теоретические исследования и опыт практической деятельности посредников рынка труда;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоритические основы рынка труда………………………..…6
1.1. Понятие рынка труда………………………………………………..6
1.2. Специфика рынка труда…………………………………………..…8
1.3. Товар, реализуемый на рынке труда……………………………..…11
Глава 2. Маркетинг рынка труда – как борьба с безработицей……....16
2.1. Государственное регулирование маркетинга рынка труда…….…16
2.2. Основные направления и методы маркетинговых исследований...18
2.3. Анализ результатов маркетингового исследования …………….…21
Заключение…………………………………………………………….…30
Список использованной литературы……………………………….…..33

Файлы: 1 файл

Маркетинг рынка труда 2.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

Общественные связи  служб занятости - это деятельность по формированию общественного мнения и совокупность технологий по поддержанию систематических контактов и достижению взаимопонимания с общественностью и другими контактными аудиториями. Цель РК - обеспечение их благоприятного отношения к службам занятости, их деятельности и решаемым задачам.15 Для приобретения известности и популярности у клиентов и различных общественных групп паблик рилейшнз служб занятости должны выполнять следующие функции:

- распространение и  отслеживание информации об их  деятельности в прессе, на радио  и телевидении, в специальной  периодике;

- разъяснение их целей и социальной роли посредством систематической и целенаправленной работы со СМИ и организации различных общественно значимых мероприятий (конференций, симпозиумов, встреч);

- лоббирование в органах законодательной и исполнительной власти решений и мер, затрагивающих сферу интересов и компетенции органов занятости;

- формирование их позитивного образа (имиджа) в общественном сознании (в том числе - посредством разработки фирменного знака и стиля).

2.3 Анализ результатов маркетингового исследования

 

В целях определения  состояния рынка труда в России, было проведено общероссийское наблюдение о неполной занятости и движении работников за октябрь 20 года и на основе этих статистических данных были подведены итоги.

 Исследованию подлежали организации (без субъектов малого предпринимательства), основным видом экономической деятельности которых является: добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; транспорт и связь; оптовая и розничная торговля; финансовая деятельность (банки и инвестиционные компании). Статистическим наблюдением было охвачено 16,4 млн.человек, или 46% от численности работников организаций (без субъектов малого предпринимательства).

В октябре 2012, по сведениям исследованных организаций, было принято на работу 3,0% списочной численности работников, выбыло по различным причинам 3,1% списочной численности работников. Данные указаны с учетом привлечения работников организаций к выполнению работ временного характера или общественных работ на условиях внутреннего совместительства, в связи с мерами, принятыми по снижению напряженности на рынке труда.

Рисунок 1 - Динамика численности работников, намеченных в России к высвобождению в следующем месяце, тыс. человек

 

Рисунок 2 - Динамика наличия вакантных рабочих мест в России на конец октября месяца 2012, тыс. человек

На диаграммах прослеживается динамика как уменьшение из месяца в месяц количества увольнений, так  и в целом сокращения вакантных  мест.

В общей численности  принятых работников доля приема на дополнительно  введенные рабочие места составила 15,5%, в том числе в организациях обрабатывающих производств - 27,3%, строительства - 11,7%. Существенно ниже этот показатель в организациях оптовой и розничной торговли - 7,3%. В конце октября 2012 в организациях наблюдаемых видов экономической деятельности вакантные рабочие места составили 1,7% от списочной численности работников. По видам экономической деятельности этот показатель колеблется от 0,9% - в организациях по добыче полезных ископаемых (золото, серебро, драгоценные камни, добываемые из недр земной поверхности) до 2,8% - в организациях финансовой деятельности.

В общем числе вакантных  рабочих мест 13,3 тыс. или 4,8% составили  дополнительно введенные (созданные) вакантные рабочие места. По видам  экономической деятельности этот показатель колеблется от 2,3% - в организациях авто - транспорта и связи до 8,4% - в организациях обрабатывающих производств. Рост численности принятых работников в организациях, занятых производством и распределением электроэнергии, газа и воды, связан с приемом работников в предприятиях жилищно-коммунального хозяйства на время отопительного сезона. В общей численности выбывших работников 62,8% составляют уволившиеся по собственному желанию (что на 1,2 процентного пункта меньше, чем в сентябре 2012), 7,9% - по соглашению сторон (на 0,3 процентного пункта меньше), 5,4% - в связи с сокращением численности (на 0,3 процентного пункта меньше), в том числе в связи с массовым увольнением - 1,0% (на 0,1 процентного пункта больше). Наиболее высокий удельный вес уволенных по собственному желанию среди выбывших работников отмечается в организациях оптовой и розничной торговли (84,7%). Самая высокая доля уволенных по взаимному согласию работодателей и работников - в организациях финансовой деятельности (10,3%), по добыче полезных ископаемых (12,6%). Доля работников, выбывших в связи с высвобождением персонала, колеблется от 1,6% в организациях оптовой и розничной торговли до 8,2% - в организациях финансовой деятельности (в среднем по обследованным видам деятельности - 5,4%). Из числа работников, выбывших в связи с массовым увольнением, 45,5% приходится на организации обрабатывающих производств, 38,0% - на организации по строительству недвижимости. В октябре 2012 в организациях наблюдаемых видов экономической деятельности численность работников, выполнявших временные и сезонные работы, работы временного характера и общественные работы составила 156,7 тыс. человек (1,0% списочной численности работников), что на 5,8% меньше чем в сентябре. Из числа работников, выполнявших временные и сезонные работы, работы временного характера и общественные работы 85,6% приходится на организации обрабатывающих производств.

 

Рисунок 3 - Размеры неполной занятости работников в октябре 2012 по сравнению с сентябрем 2012

 

В октябре 2012 2,7% списочной численности работников исследуемых организаций работали в режиме неполной рабочей недели (дня) по инициативе работодателя, 2,7% - по соглашению между работником и работодателем (в сентябре 2012 - 2,9% и 2,9% соответственно). Доля работников, находившихся в отпусках с частичным сохранением заработной платы по инициативе работодателя, которые оплачиваются как простои в соответствии со статьей 157 Трудового кодекса Российской Федерации, в октябре 2012 составила 0,9% списочной численности работников (в сентябре 2012 - 1,1%).

В октябре 2012 доля работников, находившихся в отпусках без сохранения заработной платы по письменному заявлению работника в соответствии со статьей 128 Трудового кодекса Российской Федерации, составила 4,4% списочной численности работников (в сентябре 2012 - 5,1%).

Динамика  численности работников, трудившихся  неполное рабочее время (тыс. человек) – Диаграмма:

 

Рисунок 4 – Динамика качества людей работающих неполное рабочее время (декабрь 2011 – октябрь 2012), тыс.человек

 

Наибольшие размеры  неполной занятости отмечаются в  организациях обрабатывающих производств, в которых 5,8% работников списочной  численности работали неполное рабочее  время по инициативе работодателя (в сентябре 2012 - 6,2%), 4,1% работников работали неполное рабочее время по соглашению между работником и работодателем (в сентябре 2012 - 4,2%) и 2,1% работников находились в отпусках с частичным сохранением заработной платы по инициативе работодателя (в сентябре 2012 - 2,5%).

Работали неполное рабочее время в октябре 2012 по инициативе работодателя и по соглашению между работником с работодателем, 438 и 434 тыс. человек, соответственно. Самый большой процент людей, работающих неполное время, был сосредоточен в сегменте обрабатывающего производства, - из общего количества таких, которые работали неполное время, на этот сегмент пришлось 72%.

Практика предоставления отпусков без сохранения заработной платы по письменному заявлению  работника наиболее широко распространена в организациях строительства и обрабатывающих производств (по 6,3% списочной численности работников).

Так же в октябре 2012 года по исследованию рынка труда по проблемам занятости Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю октября. Начиная с сентября 2012, опросы населения проводятся ежемесячно. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые и безработные) в октябре 2012 составила 75,8 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 70,0 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,8 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ, то есть не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в исследуемую неделю.

Уровень безработицы, рассчитанный как отношение численности безработных  к численности экономически активного населения, в октябре 2012 г. составил 7,7%. Впервые за период с начала 2012 года в октябре опять начало увеличиваться количества безработных по сравнению с сентябрем. Так в октябре количество безработных выросло на 1,3% к уровню предыдущего месяца и составило 5764 и 5839 тыс. человек из числа трудоспособного населения, соответственно. По сравнению с сентябрем численность снизилась на 0,4 млн. человек. Уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в октябре 2012 составил 62,8%. Динамика численности занятого и безработного населения в России в 2012 году, тыс. человек из числа трудоспособного населения – Диаграмма:

 

 

Рисунок 4 – Динамика численности занятого и безработного населения в России в 2012 году, тыс. человек из числа трудоспособного населения

 

В октябре 2012 году общая численность безработных по сопоставимому кругу лиц, то есть в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях, отнесенных к безработным превышала численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в 2,6 раза. Безработица по полу и месту проживания. Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в октябре 2012 г. составила 45,7%, доля городских жителей среди безработных составила 65,3%. Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В октябре 2012 г. это превышение составляло 1,6 раза.

Динамика уровня безработицы в России по полу и месту проживания в 2012 году, % - Диаграмма:

 

Рисунок 5 – Динамика безработицы в России по полу и месту проживания в 2012 году, %

 

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в октябре 2012 г. составил 35,1 года, в том числе безработных мужчин - 35,4 года, безработных женщин - 34,9 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,5%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,6%, 20-24 года - 21,9%. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (28,6%) и 20-24 года (15,8%).

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 года уровень безработицы в октябре 2012 г. составил 17,4% (в сентябре 2012 - 17,6%), в том числе среди городского населения - 15,3%, среди сельского населения - 22,6%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 года по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,8 раза, в том числе среди городского населения - 2,9 раза, сельского населения - 2,5 раза. Продолжительность поиска работы. Среди безработных 30,4% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 31,8% безработных (застойная безработица). Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских, и в октябре 2012 г. составила соответственно, 38,0% и 28,5%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 24,3% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В октябре 2012 их численность составила 1,4 млн.человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (19% - за счет молодежи до 20 лет, 53% - от 20 до 24 лет, 14% - 25-29 лет). В октябре 2012 среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, составила 27,0%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 21,4%.

Безработица по округам  Российской Федерации. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей  критериям МОТ, по данным исследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном  округе, самый высокий - в Южном федеральном округе.

 

Заключение

 

Необходимость поиска новых  подходов к регулированию рынка  труда обусловлена  развитием  рыночных отношений в экономике  России, процессом децентрализации  форм  управления,  возрастающей  самостоятельностью  экономических  субъектов.  Применение  маркетинга    является   закономерным      следствием    современных     тенденций    в сфере занятости, таких как гуманизация труда и децентрализация управления рынком труда. Из  анализа, сделанного в работе следует, что социальный фактор играет возрастающую роль  в   концепциях   регулирования   занятости.   Это   определяет   сложность   в   выборе   мер,  сочетающих  как  социальные,  так  и  экономические  приоритеты  в  области  занятости,  обеспечивающих  оптимальное  социально-экономическое  развитие  общества.  Автором  показано,   что   концепция    маркетингового    подхода    к  регулированию     рынка   труда  позволяет смягчить конфликт между этими направлениями. 

      Нами    раскрыта     роль    основных     элементов    регулирования     рынка     труда: информационной  системы  рынка,  деятельности  Федеральной  Государственной  Службы  занятости,   сегментации     рынка    труда,  системы    профессиональной      ориентации     и  образования   в   системе   маркетинга   труда.16 

Установлено,   что   создание   эффективного  информационного      пространства    на  рынке    труда,  считается   важнейшим      средством  государственного регулирования, обеспечивающим оперативность управления в условиях  децентрализации управления. Причем система маркетинговой информации позволяет не  только  отслеживать  процессы,  происходящие  на  рынке,  но  и  оценивать  эффективность  мониторинга,  адаптируя  систему  информации  под  требования  субъектов  рынка.  Роль  государственной   службы   занятости       на   микроуровне,   заключающаяся,   по   мнению  ученых,  в  информационном  обеспечении  функционирования  субъектов,  разработке  и  реализации  программ  содействия  занятости  населения,  развитии  инфраструктуры  труда,  представленной   частными   и   государственными   учреждениями,   взаимодействующими  между    собой,  является   обеспечением    конкурентных     условий   на  рынке    с позиции маркетинга.      Сегментация   рынка   труда,   предшествующая   предоставлению   услуг   и социальной    помощи,     обеспечивающей      адресность   политики    занятости,   в   модели  маркетинга  труда является  первым  шагом в разработке  товара,  на  который опирается программа его продвижения. Программы профподготовки с позиции маркетинга являются 

Информация о работе Маркетинг рынка труда