Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:11, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение маркетинга в банковской сфере, рассмотреть специфику банковского маркетинга, банковский продукт, сбыт, а так же изучить и рассмотреть ценовую политику банка.
Основной задачей исследования к курсовой работе являются: выявление теоретической сущности маркетинга в банковской сфере.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1.СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА
1.1 Организация маркетинговой деятельности в банке………………………..5
1.2 Банковский продукт…………………………………………………………..6
1.3 Сбыт……………………………………………………………………………9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСЛЕДОВАНИЯ РЫНКА
2.1 Организация и составляющие процесса исследования рынка……………11
2.1.1 конкуренты………………………………………………………………...12
2.1.2 потребители………………………………………………………………..13
2.1.3 факторы внешней среды………………………………………………......15
2.1.4 источники информации…………………………………………………...16
2.2 конкурентные преимущества и позиции банка на рынке………………...16
ГЛАВА3.ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА БАНКА……………...……………………20
ГЛАВА4. КОМУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА БАНКА……………..……24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….31
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1.СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА
1.1 Организация маркетинговой деятельности в банке………………………..5
1.2 Банковский продукт………………………………………………………….
1.3 Сбыт……………………………………………………………………
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСЛЕДОВАНИЯ РЫНКА
2.1 Организация и составляющие процесса исследования рынка……………11
2.1.1 конкуренты……………………………………………………
2.1.2 потребители…………………………………………………
2.1.3 факторы внешней среды………………………………………………......
2.1.4 источники информации…………………………
2.2 конкурентные преимущества и позиции банка на рынке………………...16
ГЛАВА3.ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА БАНКА……………...……………………20
ГЛАВА4. КОМУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА БАНКА……………..……24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В сфере услуг банки вторыми после авиакомпаний обратились к маркетингу и стали активно использовать вначале отдельные элементы маркетинга, а затем и концепцию маркетинга и стратегического планирования. Вызвано это было обострением конкурентной борьбы за клиентов по мере развития финансового рынка и изменений во внешней среде, а также множеством других факторов. Отметим важнейшие из них:
- Интернационализация
- Появление и развитие практически во всех странах огромного числа небанковских учреждений, составивших конкуренцию банкам.
- Диверсификация самой
банковской индустрии.
- Развитие информационных
технологий и средств
- Развитие конкуренции
внутри банковской системы, а
также между банками и
Этим обусловлена актуальность рассматриваемой темы курсовой работы, конкуренция на рынке банковских услуг возникла позже, чем конкуренция в промышленности, однако отличается развитостью форм и высокой интенсивностью, в частности, из-за отсутствия входных барьеров, характерных для многих других отраслей.
- Ограничение ценовой
конкуренции на рынке
В западных странах
маркетинг в банковской сфере
формировался на основе
Усиление конкуренции и увеличение требований клиентов к банковским услугам приводят к тому, что все большее число банков обращаются к маркетингу, разрабатывают стратегические маркетинговые планы, чтобы адаптироваться к изменениям внешней среды и обеспечить успех в конкурентной борьбе. Успех будет за теми банками, которые сумеют найти свои конкурентные преимущества: индивидуальность и клиентуру, сумеют приспособиться к запросам клиентов и создать новые потребности в банковских услугах. Необходимый помощник в этом деле – банковский маркетинг.
Таким образом, целью данной
курсовой работы является изучение маркетинга
в банковской сфере, рассмотреть
специфику банковского
Основной задачей исследования к курсовой работе являются: выявление теоретической сущности маркетинга в банковской сфере;
Цели и задачи
исследования определили
1. СОДЕРЖАНИЕ И СПИЦИФИКА БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА
1.1 организация маркетинговой деятельности в банке.
Маркетинг в банке можно определить как стратегию выявления и использования потребностей общества в услугах банка в коммерческий целях. Глубина проработки отдельных вопросов маркетинга может быть различной в зависимости от масштаба деятельности банка, общей стратегией его развития и квалификации специалистов, занимающихся вопросами маркетинга. В общем случае наиболее полно вопросы маркетинга должны быть разработаны при принятии особенно важных для деятельности банка решений, таких, как планируемое увеличение уставного капитала, расширение географии деятельности банка, в том числе открытии филиалов и представительств, а также других решений, учитывающих значимые изменения в условиях внешней среды и внутренней организации банка.
Общая схема организации маркетинговой деятельности в банке может быть представлена следующим образом.
1.Анализ рыночных возможностей (маркетинговые исследования)
рынок физических лиц
рынок юридических лиц
2. Отбор целевых рынков
сегментирование рынка
услуги позиционирование на рынке
3. Разработка системы маркетинга
разработка и продвижение новых видов услуг
ценовая политика
4. Вспомогательные службы системы маркетинга
маркетинговая система
информация планирования и контроля
Успешно функционирующая система маркетинга в банке включает следующие основные элементы: продукты(услуги);сбыт; рынок; цены; продвижение.
Рассмотрим последовательно каждый из основных элементов системы маркетинга.
1.2 банковский продукт.
Специфика маркетинга в банковской сфере определятся тем, что банк работает в сфере услуг. По сути, банковский продукт – это комплекс услуг банка по активным и пассивным операциям. Банковским услугам, как и всем другим видам услуг, присущи специфические характеристики, которые должны быть учтены при разработке стратегии маркетинга:
- неосязаемость услуг, их абстрактный характер;
- непостоянство качества услуг;
- несохраняемость услуг.
Неосязаемость услуг
означает, что их невозможно ощутить
материально, увидеть и
Основные пути повышения осязаемости банковских услуг:
- акцентирование внимания
на потенциальных выгодах
- привлечение к рекламе солидных организаций.
Приведем пример повышения осязаемости услуг в рекламе. Преимущества обслуживания в Хабаровском сбербанке №8038/040:
Четко – расчеты ведет автоматизированный электронный комплекс
Быстро – платежи в режиме реального времени
Удобно – банк расположен рядом с железнодорожным вокзалом
Современно – по желанию клиента банк устанавливает АРМ «Электронный клиент»
Непостоянство качества
и неотделимость услуг от
Несохраняемость услуг означает, что должен быть особый механизм выравнивания спроса и предложения. Услуги нельзя хранить, как товары. Поэтому в периоды пикового спроса важно заранее планировать, что будет предпринимать банк для того, чтобы не было очередей: привлекать дополнительных работников из других отделов; стимулировать обращение в банк в другое время и т.д.
Наряду с перечисленными
характеристиками, присущими всем
видам услуг, банковский
В-третьих, большинство банковских услуг имеет протяженность во времени: сделка, как правило, не ограничивается однократным актом, устанавливаются более или менее продолжительные связи клиента с банком. Эти специфические свойства банковского продукта требуют от потребителей довольно высокой экономической культуры, вызывают необходимость разъяснения содержания услуги клиенту, усиливают значение такого фактора, как доверие клиентов.
По аналогии с товарами
в банковском продукте
- основной продукт (услуга);
- реальный продукт;
- расширенный продукт.
Первый уровень – основной продукт, или базовый ассортимент: кредитование, услуги по вложению капитала, услуги по расчетам, операции с валютой и пр.
Второй уровень – реальный продукт, или текущий ассортимент услуг. Он постоянно меняется и развивается, не затрагивая базовой направленности банка. Изменения текущего ассортимента направлены на то, чтобы превратить случайного клиента в постоянного, побудить клиента к приобретению как можно большего числа услуг. Это могут быть подготовка документов, платежные услуги, контроль, бухгалтерское обслуживание, консультации по вопросам налогообложения и инвестирование.
Третий уровень – расширенный банковский продукт. Услуги этого уровня направлены на формирование дружеский, неформальных отношений с клиентом, оказание ему всесторонней помощи. То может быть обслуживание внешнеэкономический связей, помощь в области финансов, менеджмента, личные советы банкира.
Деление услуг второго
и третьего уровня
Текущий ассортимент
услуг формируется по мере
развития банка за счет
Банки развитых стран
оказывают своим клиентам
1.3 сбыт.
Проблемы сбыта банковских услуг очень специфичны, они не занимают столь большого места в банковском маркетинге, как в промышленности. Для коммерческих банков не существует проблемы недоступности каналов сбыта, так как производство и сбыт банковских услуг совпадают во времени и могут быть локализованы в помещении банка или его отделениях. Поэтому в сбытовой политике банка выделяют два аспекта: пространственный (выбор местоположения и каналов сбыта) и временной (часы работы банка и срочность обслуживания).