Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:11, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение маркетинга в банковской сфере, рассмотреть специфику банковского маркетинга, банковский продукт, сбыт, а так же изучить и рассмотреть ценовую политику банка.
Основной задачей исследования к курсовой работе являются: выявление теоретической сущности маркетинга в банковской сфере.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1.СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА
1.1 Организация маркетинговой деятельности в банке………………………..5
1.2 Банковский продукт…………………………………………………………..6
1.3 Сбыт……………………………………………………………………………9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСЛЕДОВАНИЯ РЫНКА
2.1 Организация и составляющие процесса исследования рынка……………11
2.1.1 конкуренты………………………………………………………………...12
2.1.2 потребители………………………………………………………………..13
2.1.3 факторы внешней среды………………………………………………......15
2.1.4 источники информации…………………………………………………...16
2.2 конкурентные преимущества и позиции банка на рынке………………...16
ГЛАВА3.ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА БАНКА……………...……………………20
ГЛАВА4. КОМУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА БАНКА……………..……24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….31
В общем виде для
сбыта банковских услуг
1. Собственные каналы сбыта – основная форма сбыта:
- головное отделение банка;
- стационарные и передвижные отделения банка, филиалы;
- сбыт с использованием
автоматизированных стоек и
Ввиду специфики банковских услуг банки используют в основном прямой сбыт, при котором банк-продавец и покупатель банковских услуг вступают в непосредственный контакт друг с другом.
2. Несобственные каналы сбыта:
- сбыт посредством основания
дочерних фирм, участия в капитале
других банков, страховых компаний,
предприятий жилищного
Способ сбыта продуктов зависит от следующих условий: наличие или отсутствие посредников; количество используемых отделений банка и их распределение по районам; функции, которые выполняют филиалы банка; степень контроля за каждым каналом сбыта, условия реализации услуг; выбор поставщиков и посредников; отношения с конкурентами. Продвижение продукта предполагает выбор инструментов маркетинга: использование рекламы, стимулирование сбыта услуг и персональное обслуживание клиентов, разработка методики определения эффективности каждой операции, поддержание имиджа банка, повышение уровня обслуживания клиентов и т.д. При этом огромную роль играет определение эффективности рекламных кампаний как важного контролирующего элемента рекламной деятельности, планирование которой осуществляется с позиций, сформулированных в результате исследований рынков и изучения спроса.
2. ИСЛЕДОВАНИЕ РЫНКА
2.1 организация и составляющие процесса исследования рынка
Любая организация, в том числе и банк, действует в постоянно меняющихся условиях, которые характеризуют среду маркетинга. Анализ этой среды сводится к наблюдению за изменениями макросреды, которая неподконтрольна банку и исследованиям рынка, на котором работает банк.
Целью анализа рынка
является получение информации
о новых рыночных возможностях,
а также потенциальных
Обычно процесс исследования
рынка включает следующие
1. Общие характеристики рынка банковских услуг.
2. Состояние конкуренции на рынке банковских услуг.
3. Основные потребители.
4. Тенденции развития
внешней среды,
Общие характеристики
рынка банковских услуг. При
описании общей ситуации на
рынке банковских услуг
- перспективы и тенденции изменения данного рынка;
- условия работы иностранных банков на данном банке;
- соотношение банковской и небанковской сферы;
- потенциальную емкость рынка банковских услуг;
- географические (региональные)
границы рынка, на котором
- степень монополизации данного рынка;
- другие важные характеристики.
2.1.1 конкуренты
При анализе конкурентов необходимо выделить ключевых или наиболее опасных конкурентов, изучить их маркетинговую, операционную и финансовую стратегию, оценить стратегические возможности.
Обычно конкурентами
банка на рынке банковских
услуг являются три
1. Банки, расположенные на той же территории;
2. Крупные, а также специализированные банки из других регионов, формирующие филиальные сети;
3. Разнообразные не банковские финансовые учреждения.
Всю информацию о конкурентах можно разделить на две группы: формальная и качественная информация.
Формальная информация:
организационно-правовая форма,
Качественная информация
отражает субъективное мнение
сотрудников банка о
2.1.2 потребители
Важный этап разработки маркетинговой стратегии банка – определение характеристик потребителей, которых банк стремится обслуживать в различных сегментах рынка или которым предполагается предоставлять разнообразные виды услуг, т.е. сегментация потребителей.
Основные группы клиентов,
с которыми работает банк, - это
физические лица, предприятия, органы
власти, а также банки-корреспонденты.
Главное, что надо знать о
клиентах-потребителях
• Кто сейчас является клиентом банка, и кто может им стать в перспективе?
• Каковы потребности и пожелания клиентов?
• Какие мотивы обращения именно в ваш банк?
• Какие у клиентов существуют неудовлетворенные потребности (в каких видах услуг нуждаются), которые могут стать важным источником идей развития и совершенствования деятельности банка?
• Реакция клиентов на появление новых услуг банка.
Основным источником
информации о клиентах
Основой исследования потребителей банковских услуг может быть картотека клиентов – отдельно по физическим и юридическим лицам, поскольку физические лица образуют розничный рынок, а юридические лица – оптовый банковский рынок (сегментация рынка по юридическому статусу клиентов). Информация, заносимая в картотеку, периодичность ее ревизии, доступность этой информации, возможные формы представления аналитических данных и другие вопросы работы с картотекой определяются работниками банка. Формирование такого рода картотеки является началом сегментации рынка, которая дает возможность определить свободные рыночные ниши или, наоборот, перегруженность некоторых сегментов рынка. Скажем, можно провести сегментацию предприятий по отраслевой принадлежности, по размеру оборота, по экономическому положению, по местоположению предприятия и другим важным характеристикам. В западной практике предприятия часто делят на те, которые способны к эмиссии, и на малые и средние предприятия.
На рынке физических
лиц можно провести
На мотивацию индивидуальных
клиентов сильное влияние
Важно также исследовать
процесс принятия решения об
обслуживании в определенном
банке. Чем руководствуются
Работа с юридическими
лицами, образующими оптовый
Исследования российского
рынка услуг показали, что репутация
банка является главным
2.1.3 факторы внешней среды
Рынок банковских услуг находится под сильным воздействием факторов внешней среды, которые во многом определяют правила игры. Банковская деятельность довольно сильно регламентируется государством. Государство устанавливает как прямые ограничения на деятельность банковских учреждений (минимальная величина уставного капитала, резервного фонда, лицензирования банковской деятельности), так и оказывает косвенно регулирование, например, через политику налогообложения юридических и физических лиц.
Вместе с тем на
развитие банковской сферы
При разработке банковской
стратегии необходимо
2.1.4 источники информации
Собрать информацию о финансовой среде страны, о возможностях и положении на рынке других банков, структуре и социальном составе клиентов довольно сложно. У нас практически нет организаций, которые бы занимались сбором, обобщением и анализом информации о внешней среде в заданном отраслевом или территориальном разрезе. Пока каждая организация вынуждена сама собирать интересующие ее сведения, тратя на это значительные средства и время. Источниками интересующих банк сведений могут быть публикации в средствах массовой информации, отраслевая литература, рекламные проспекты, открытые годовые отчеты банков, прямые контакты с клиентами, личные знакомства.
Разовое исследование
рынка можно заказать
Одной из задач службы
маркетинга является
2.2 конкурентные преимущества и позиции банка на рынке
Исследование рынка и собственных возможностей банка позволяет определить конкурентные преимущества банка – те материальные и нематериальные активы банка, а также сферы деятельности, которые стратегически важны для банка и которые позволяют ему обойти конкурентов. Обладание конкурентными преимуществами позволяет занять прочную позицию на рынке.