Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 18:32, курсовая работа
Цель данной работы – изучение маркетинговой деятельности в малом бизнесе.
Заданная цель конкретизируется в решении следующих задач:
- охарактеризовать критерии малого бизнеса (малого предприятия);
- изучить сущность маркетинга и принципы маркетинговой деятельности в малом бизнесе;
- на примере магазина «Европейские продукты» ознакомиться с маркетинговой деятельностью на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МАРКЕТИНГА В МАЛОМ БИЗНЕСЕ….7
1.1 Критерии малого бизнеса (предпринимательства)………………………7
1.2 Сущность и принципы маркетинга на малых предприятиях…………....9
2 ИЗУЧЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАГАЗИНЕ «ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРОДУКТЫ»……………………………………………….13
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина «Европейские продукты» ОАО «Центрпродсервис»………………………….13
2.2 Анализ внешней и внутренней среды магазина «Европейские продукты»………………………………………………………………………..15
2.3 Организация маркетинговой деятельности в магазине «Европейские продукты»……………..………………………………………………………….21
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГА В МАЛОМ БИЗНЕСЕ НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА «ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРОДУКТЫ»…………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Комплекс маркетинга – набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.
В комплекс маркетинга входит все, что фирма может предпринять для оказания воздействия на спрос своего товара. Многочисленные возможности можно объединить в четыре основные, группы: товар, цена, методы распространения и стимулирования[10, с.97].
Товар – это набор изделий и услуг, которые фирма предлагает целевому рынку. Так, новый молочный продукт – ацидофилин будет в удобных пакетах разной расфасовки, с длительным сроком хранения, гарантией возврата денег в случае неудовлетворенности покупателя.
Цена – денежная сумма, которую потребители должны уплатить для получения товара. Предприятие предлагает розничные и оптовые цены, льготные цены и скидки. Назначенная фирмой цена должна соответствовать воспринимаемой ценности предложения, иначе покупатели будут приобретать товары конкурентов.
Методы распространения – всевозможная деятельность, благодаря которой товар становится доступным для целевых потребителей. Так, предприятие подбирает оптовых и розничных торговцев, убеждает их обращать на товар больше внимания и заботиться о его хорошей выкладке, следит за поддержанием его запасов и обеспечивает эффективную транспортировку и складирование.
Методы стимулирования – всевозможная деятельность фирмы по распространению сведений о достоинствах своего товара и убеждению целевых потребителей покупать его. Так, предприятие оплачивает рекламу, нанимает продавцов, продвигает товар с помощью разного рода специальных мероприятий, организует его пропаганду. Все решения относительно составляющих комплекса маркетинга во многом зависят от принятого фирмой конкретного позиционирования товара [10, с.98].
Предположим, что предприятие решило выпустить молочный продукт в расчете на потребителей, предпочитающих высокое качество продукта, но с различными фруктовыми добавками. Подобное позиционирование предполагает, что этот молочный продукт должен быть как минимум столь же высококачественным, как и, например, кефир или ряженка. Компания должна использовать для него высококачественную упаковку, а сам продукт должен быть предложен рынку в нескольких разных расфасовках. Цена его должна быть выше, чем у ряженки или кефира. Продаваться он должен в солидных розничных магазинах. Ассигнования на рекламу должны быть большими. В объявлениях должны фигурировать состоятельные потребители, которым нужен лучший из имеющихся на рынке молочный продукт.
В отношении этой марки следует избегать снижения цен и мероприятий по стимулированию сбыта, которые могли бы умалить ее образ. Из всего этого становится ясно, что решение о позиционировании товара на рынке является основой для разработки целенаправленного комплекса маркетинга [9, с.12-14].
Для решения сложного комплекса задач создания товара и его движения к потребителю маркетинг на предприятии должен выполнять следующие функции: исследовательские, разработка стратегии, исполнительские (рисунок 1).
Рисунок 1 – Функциональные задачи маркетинга на предприятии
Для успешной деятельности предприятия нужно не только разработать философию маркетинга, но и необходимо, что все работники предприятия прониклись этой философией.
2 ИЗУЧЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАГАЗИНЕ «ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРОДУКТЫ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина «Европейские продукты» ОАО «Центрпродсервис»
Магазин «Европейские продукты» является подразделением ОАО «Центрпродсервис» (ОАО «ЦПС»), в нём осуществляется полный технологический процесс, включающий следующие операции: заключение договоров и покупка товаров у поставщиков; приёмку поступивших товаров по количеству и качеству; хранение товаров; подготовку товаров к продаже; размещение и выкладку товаров в торговом зале; продажу товаров и обслуживание покупателей.
Основным видом его деятельности является осуществление розничной торговли продовольственными и сопутствующими товарами.
Магазин «Европейские продукты» расположен по адресу: ул. Спартака, 18. Магазин относится к предприятиям жилой зоны, размещается на первом этаже жилого дома, имеет встроенный проект.
По ассортиментному профилю магазин является универсальным, т.к. имеет широкий ассортимент продовольственных товаров, основные из которых хлеб, кондитерские товары, гастрономия винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки. Также в магазине ведется реализация непродовольственных товаров – культтоваров, галантерейных товаров и парфюмерно-косметических товаров, игрушек, изделия народных художественных промыслов и др.
Администрацией ОАО «ЦПС» утвержден режим работы магазина. Покупатель всегда может узнать о режиме работы из вывески, находящейся у входа в магазин, время работы магазина с 9.00 до 24.00 без выходных.
Цели магазина следующие: удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству потребительских товаров; организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с целью предоставления разнообразных товаров и услуг.
По масштабу деятельности магазин относится к малым предприятиям, численность работающих - 25 человек.
По методу обслуживания покупателей магазин относится к предприятиям, осуществляющих продажу товаров методом самообслуживания и через прилавок (реализация кулинарной продукции и полуфабрикатов).
Особенностью продажи товаров методом самообслуживания является то, что покупатели имеют свободный доступ ко всем товарам, открыто выложенным в торговом зале на оборудовании.
Они имеют полную возможность самостоятельно ознакомиться с товаром, выбрать понравившийся товар без помощи продавца, а при необходимости воспользоваться услугами продавца-консультанта.
Оплата за товар производится в узле расчета, расположенном при выходе из торгового зала.
Организационная структура представлена магазина «Европейские продукты» на рисунке 2.
Рисунок 2 – Организационная структура магазина «Европейские продукты»
Данная структура управления представляет собой совокупность и соподчиненность взаимосвязанных организационных звеньев, выполняющих определенные функции. Вся деятельность управленческого аппарата направлена на бесперебойное обеспечение ритма работы магазина.
В правилах работы магазина определено: основные положения, связанные с приёмкой, хранением и подготовкой продукции к продаже; порядок продажи продукции; требования, предъявляемые к продавцам; контроль за работой магазина.
На все реализуемые товары имеются сертификаты установленной формы, выданные уполномоченными на то органами (с 2010 г. Правительство РФ своим Постановлением отменило обязательную сертификацию, оставив только добровольную). Они удостоверяют качество продукции, её безопасность для жизни и здоровья людей.
Таким образом, организация труда в магазине направлена на осуществление комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-технических мероприятий, позволяющих рационализировать торгово-технологический процесс, создать благоприятные условия труда и на этой основе обеспечить высокое качество торгового облуживания населения.
2.2 Анализ внешней и внутренней среды магазина «Европейские продукты»
Для характеристики среды функционирования магазина необходимо изучить факторы его внешней и внутренней среды.
Внешняя среда. Факторы внешней среды включают в себя факторы прямого и косвенного воздействия.
Среда косвенного воздействия не оказывает существенного влияния на коммерческую деятельность магазина «Европейские продукты», поэтому в работе уделено особое внимание факторам прямого воздействия, к которым относятся потребители, конкуренты, поставщики и государство, вернее государственное регулирование сферы торговли.
Потребители. Основными потенциальными потребителями являются жители близлежащих домов, которые посещают магазин в основном в обеденное время – с 11.00 до 14.00 часов и в вечернее время - с 18 до 24 часов.
Следовательно, режим работы магазина – с 9.00 до 24.00 является наиболее оптимальным для потребителей.
Цены, установленные на товары, рассчитаны на людей со средним и выше среднего достатком, что позволяет администрации магазина обеспечить высокой товарооборот.
Магазин «Европейские продукты» ведет торговлю методом самообслуживания, что существенно экономит время покупателям и является для них существенным фактором при выборе магазина.
Поставщики. При выборе поставщиков в магазине «Европейские продукты» руководствуются следующими характеристиками: финансовые возможности и устойчивое положение на рынке; потенциал посредника; наличие складской сети; транспортных средств; охват рынка; наличие сервисной службы, известность, репутация.
Затем изучаются их размещение, ассортимент и объем предполагаемых поставок, цена, условия поставок и пр.
Проанализируем основных поставщиков (занимают большие доли в общих поставках), таблица 1.
Таблица 1 - Доли основных поставщиков в общем объёме закупок
Наименование товара |
Наименование поставщика |
Доля закупок в общем объёме % |
Рыбные товары |
ОАО «Пингвин» |
12 |
Бакалейные товары |
ООО «Кия» |
12 |
Колбасные изделия, мясные копчёности |
ОАО «Кузбасский пищевой комбинат» |
7 |
Молоко и кисломолочные продукты |
ИП Павленко А.А. |
8 |
Майонез, сыр, йогурт |
ООО «Солти» |
8 |
Продолжение таблицы 1
Наименование товара |
Наименование поставщика |
Доля закупок в общем объёме % |
Мясные полуфабрикаты |
ООО «СПК» |
8 |
Соки, нектары, овощные и фруктовые консервы |
ООО «Кузнецкий терем» |
10 |
Кондитерские товары |
ООО «Вест-продукты» |
5 |
Мясные полуфабрикаты |
ООО «КТМ» |
5 |
Вино-водочные изделия |
ОАО «НЛВЗ» |
8 |
Окорочка, мясо птицы, полуфабрикаты из мяса птицы |
ООО «Холодильник» |
6 |
Доля поставщиков-посредников составляет больше 80 %, а основным видом является договор поставки.
Составление договоров в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ. Анализ структуры содержания договоров, заключаемых в магазине, показал следующее:
- договора соответствуют гражданскому законодательству;
- договор состоит из 4-х обязательных частей (вводная часть; предмет договора; права и обязанности сторон; дополнительные условия договора; прочие условия договора);
- договора включают
Более 50% составляют договора поставки.
В магазине постоянно ведется учет выполнения договорных обязательств: контролируются сроки поставки, ассортимент, качество товаров, наличие сопроводительных документов, правильность их оформления.
Конкуренты. Ближайшими конкурентами магазина «Европейские продукты» являются магазин «Солнышко» (пр. Пионерский, 32) и магазин «Мария-Ра» (ул. Кирова, 33).
В таблице 2 приведён сравнительный анализ магазина «Европейские продукты» и его конкурентов по основным показателям, характеризующим конкурентоспособность торговых предприятий
Таблица 2 - Сравнительная характеристика магазина «Европейские продукты» и его конкурентов
Признак |
Магазин «Европейские продукты» |
Магазин «Мария-Ра» |
Магазин «Солнышко» |
Цена |
4 |
5 |
5 |
Ассортимент |
5 |
4 |
4 |
Качество обслуживания |
5 |
4 |
4 |
Площадь торгового зала |
5 |
3 |
3 |
Выкладка |
5 |
4 |
4 |
Место расположения |
5 |
4 |
5 |
Наличие парковки |
5 |
4 |
4 |
Средний балл |
4,85 |
4,0 |
4,1 |
При оценке признаков конкурентоспособности была использована 5-бальная система: