Маркетинг в малом бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение маркетинговой деятельности в малом бизнесе.
Заданная цель конкретизируется в решении следующих задач:
- охарактеризовать критерии малого бизнеса (малого предприятия);
- изучить сущность маркетинга и принципы маркетинговой деятельности в малом бизнесе;
- на примере магазина «Европейские продукты» ознакомиться с маркетинговой деятельностью на предприятии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МАРКЕТИНГА В МАЛОМ БИЗНЕСЕ….7
1.1 Критерии малого бизнеса (предпринимательства)………………………7
1.2 Сущность и принципы маркетинга на малых предприятиях…………....9
2 ИЗУЧЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАГАЗИНЕ «ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРОДУКТЫ»……………………………………………….13
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина «Европейские продукты» ОАО «Центрпродсервис»………………………….13
2.2 Анализ внешней и внутренней среды магазина «Европейские продукты»………………………………………………………………………..15
2.3 Организация маркетинговой деятельности в магазине «Европейские продукты»……………..………………………………………………………….21
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГА В МАЛОМ БИЗНЕСЕ НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА «ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРОДУКТЫ»…………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа, Бабкин.docx

— 104.55 Кб (Скачать файл)

Из данных таблицы видно, что магазин «Европейские продукты» лидирует среди своих конкурентов по ассортименту товаров, качеству обслуживания, площади торгового зала, выкладке, месту расположения, наличию парковки.

Одним из главных признаков конкурентоспособности является цена. В магазине «Европейские продукты» они выше, чем у конкурентов.

Следовательно, администрации магазина необходимо усовершенствовать ценовую политику торгового предприятия.

Внутренняя среда магазина «Европейские продукты». Организационная структура предприятия определяется штатным расписанием, согласно которому в магазине предусмотрены 50 работников (рисунок 2). Общее руководство магазином осуществляет директор, он же руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность.

Заведующий магазином оформляет заявки на товар, проверяет накладные, счет – фактуры и товарные отчеты. А также является связующим звеном между директором и остальными работниками; ему подчиняются администраторы, продавцы и кассиры.

Заведующие отделами организуют работу своих отделов, следят за поддержанием товарных запасов на определенном уровне, а также занимаются приемкой товаров, проверяют наличие сертификатов, удостоверений о качестве и санитарных свидетельств, предлагающихся к товаросопроводительным документам, составляют товарные отчеты. Им подчиняются продавцы, функции которых сводятся в основном к выкладке товаров в торговом зале и консультированию покупателей.

В обязанности продавцов также входит подготовка и уборка рабочего места (получение упаковочного материала, проверка работоспособности торгового оборудования и инвентаря, пополнение рабочих товарных запасов, уборка тары, поддержание надлежащего санитарного состояния), подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса и т.д.

Кассиры подготавливают своё рабочее место к выполнению расчетных операций (проверяют исправность контрольно-кассовой машины, записывают показания счетчиков, получают разменную монету и т.д.), выполняют расчетные операции с покупателями, осуществляет сдачу выручки и др.

Далее для характеристики внутренней среды деятельности предприятия необходимо проанализировать финансовые результаты магазина «Европейские продукты» за 2011 - 2012 годы, таблица 3.

Таблица 3 - Анализ финансовых результатов магазина «Европейские продукты» за 2011 - 2012 гг.

Показатели

2011 г.

2012 г.

Отклонение, ±

Темп

роста, %

Товарооборот, тыс. руб.

11106,0

12596,0

+ 1490,0

113,4

Валовой доход, тыс. руб. стр.1 – стр.4

3484,0

3961,0

+ 477,0

113,7

Уровень валового дохода к товарообороту, %

31,37

31,44

+0,07

100,2


Продолжение таблицы 3

Показатели

2011 г.

2012 г.

Отклонение, ±

Темп

роста, %

Себестоимость реализованных товаров, тыс. руб.

7622,0

8635,0

+ 1013,0

113,3

Издержки обращения, тыс. руб.

1699,0

1965,0

+266,0

115,6

Уровень издержек обращения к товарообороту, %

15,3

15,6

+0,3

102,3

Численность работников, чел.

22

25

+3

113,6

ФОТ, тыс. руб.

1188,0

1380,0

+ 192

116,2

Производительность труда, тыс. руб./чел.

179,1

174,9

-4,2

97,6

Рентабельность продаж, %

16,1

15,9

-0,2

98,8

Прибыль (убыток) до налогообложения

1785,0

1996,0

+211,0

111,8

Налог на прибыль, тыс. руб.

428,0

479,0

151,0

111,9

Чистая прибыль, тыс. руб.

1357,0

1517,0

+ 160,0

111,8


 

По данным таблицы 3 видно, что за 2011 – 2012 гг. наблюдается положительная динамика по всем показателям, кроме рентабельности продаж.

Товарооборот  в период с 2008 - 2009 гг. увеличился на 1490 тыс. руб., валовой доход – на 477 тыс. руб., прибыль от продаж – на 211 тыс. руб., чистая прибыль – на 160 тыс. руб.

В то же время отрицательным моментом является увеличение в 2012 году себестоимости товаров – на 1013 тыс. руб. и издержек обращения – на 266 тыс. руб. по сравнению с 2011 г.

Рисунок 3 – Основные финансовые результаты магазина «Европейские продукты» за 2011 – 2012 гг.

Изучив внешнюю и внутреннюю среду функционирования магазина «Европейские продукты», можно сделать вывод о том, что предприятие не в достаточной мере использует свои возможности, так как основные экономические показатели его деятельности имеют тенденцию к снижению. Все это говорит о том, что существует необходимость совершенствования его коммерческой деятельности.

 

2.3 Организация маркетинговой деятельности в магазине «Европейские продукты»

 

Организация маркетинговой деятельности торгового предприятия предполагает системный подход к реализации четко поставленных целей путем совокупности различных взаимосвязанных мероприятий, основанных на использовании определенного организационно-экономического механизма.

Роль маркетинга в структуре магазина «Европейские продукты» не велика. В розничном торговом предприятии маркетинг нацелен на решение следующих задач:

- формирование методов сбыта и распространения товаров;

- регулирование и направление всей деятельности магазина, включая текущее оперативное руководство продажей и рекламой, направленные на расширение и стимулирование сбыта продукции.

Основными функциями маркетинговой деятельности магазина «Европейские продукты» являются:

- изучение потребителей, их вкусов, запросов, платежеспособности;

- разработка и планирование ассортимента;

- планирование товаров, услуг, отвечающих по характеру и качеству спросу потребителя;

- планирование цен, отвечающих платежеспособности потенциальных потребителей;

- обеспечение социальной ответственности производителя;

- изучение конкурентоспособности торгового предприятия.

Следует отметить, что отдельные функции исполняются различными подразделениями и с различной степенью глубины разработки.

Разработкой стратегического плана и принятием тактических решений в вопросах маркетинга занимается высшее руководство торгового предприятия - директор магазина.

Стратегический план составляется после завершения серьезного научно-практического исследования, а именно:

- анализа маркетинговой среды, комплексного изучения рынка, требований;

- изучения отношения потребителей к товарам;

- анализа системы ценообразования, уровня и динамики цен фирм-конкурентов;

- изучения форм и методов сбыта, особенностей поведения покупателей и мотивов принятия решения при покупке, оценки производственных ресурсов и сбытовых возможностей предприятия и др.

Директор магазина также занимается отслеживанием предпринимательского климата в динамике его развития, т. е. контролирует финансовые, кадровые, исследовательские, конструкторские и технологические действия предприятия на соответствие сформулированным им рекомендациям и прогнозам; располагает полной информацией экономического характера, которой обладают и поставщики; следит за тем, чтобы происходила высокая оборачиваемость товара; оценивает конкурентоспособность торгового предприятия.

Служба маркетинга - это важнейшее звено в управлении предприятием, которое совместно с другими службами создает единый интегрированный процесс, направленный на удовлетворение запросов рынка и получение на этой основе прибыли.

Как таковая служба маркетинга в магазине отсутствует, но функциями маркетинга занимается заведующий магазином, который несет ответственность за организацию исследований, направленных на достижение намеченных целей, контроль за выполнением маркетинговых мероприятий, разрабатывает программы по сбыту и рекламе. Кроме того, заведующие отделами занимаются формированием товарного ассортимента и изучают круг потенциальных покупателей.

Коммерческий отдел ОАО «ЦПС» не занимается рекламой товаров, т.к. за него это делают производители товаров. Однако, коммерческий отдел уделяет существенное внимание рекламе самих магазинов, входящих в его структуру, т.к. называемая имиджевая реклама.

В магазине «Европейские продукты» рекламу своих товаров проводят производители – это достигается посредством выставок-продаж и акций. Товары, участвующие в акции, отмечаются заметным флажком желтого цвета, на котором крупными красными буквами написано «АКЦИЯ».

Таким образом, спрос на товары формируется только за счет рекламных мероприятий непосредственно в магазине.

Стимулирование сбыта - это важное мероприятие, способствующее расширению продаж товаров в магазине «Европейские продукты». Чаще всего это мероприятие направлено на покупателей и продавцов.

Стимулирование сбыта, ориентированное на покупателей, осуществляется с помощью различного рода скидок на приобретение товаров, выдачи товаров «на пробу» для последующего приобретения, сезонного изменения цен.

Ориентированное на продавцов стимулирование сбыта, включает такие мероприятия, как премирование ежемесячное, квартальное и годовое, награждение благодарственными письмами и похвальными грамотами.

Также как и на всех торговых предприятиях, в магазине «Европейские продукты» осуществляется маркетинговый контроль – периодическая, всесторонняя и объективная проверка маркетинговой деятельности на основе баланса прибыли и убытков, соотношения затрат и полученной прибыли (таблица 3) .

 

3 МЕРОПРИЯТИЯ  ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГА  В МАЛОМ БИЗНЕСЕ НА ПРИМЕРЕ  МАГАЗИНА «ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРОДУКТЫ»

 

Определение направлений по совершенствованию организации маркетинговой деятельности имеет особое значение, особенно на стадии принятия решения в проведении конкретного мероприятия.

При выборе тех или иных направлений ООО ПКФ «Сорма» магазин «Север» определяет их влияние на выполнение целевых программ, экономичность, оперативность и надежность системы маркетинга и повышение ее конкурентоспособности, устойчивое позиционирование предприятия и его товаров на рынке, положение торгового предприятия в конкретной среде.

В аналитической главе данной работы были рассмотрены организационно-экономическая характеристика, организация маркетинговой деятельности  магазин «Европейские продукты».

По проведенным исследованиям были выявлены следующие положительные моменты:

  1. Режим работы магазина (с 9.00 до 24.00) является наиболее удобным для потребителей, так как основной их поток приходится на обеденное (с 11.00 до 14.00 часов) и вечернее время (с 18.00 до 24.00 часов).
  2. Ассортимент товаров в магазине удовлетворяет потребностям и спросу покупателей.
  3. Магазин является конкурентоспособным, так как рассчитан на покупателей со средним и выше среднего достатком и выигрывает за счет удобного места расположения.

Однако, в ходе исследования были выявлены и негативные стороны в деятельности магазина:

1. Максимальное (80%) количество поставщиков-посредников, что негативно сказывается на себестоимости товаров.

2. Отсутствие службы маркетинга (маркетолога).

Рассмотрев положительные и отрицательные стороны работы предприятия можно четко сформулировать основные направления совершенствования организации маркетинговой деятельности магазина:

- необходимость сокращения звенности товаропотока (детальный анализ поставщиков, анализ местных поставщиков с аналогичной продукцией, сравнение оптовых цен, выбор местного поставщика с аналогичной продукцией и наименьшей оптовой ценой);

- включение в организационную  структуру маркетолога для создания целостной, гибкой и динамичной системы маркетинга, которая была адаптивной и восприимчивой к спросу потребителей, рыночным изменениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информация о работе Маркетинг в малом бизнесе