Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 12:55, курсовая работа
Цель исследования – анализ особенностей маркетинга в розничной торговли на примере аптек.
Задачи исследования:
- рассмотреть особенности комплекса маркетинга в розничной торговле;
- проанализировать сущность и содержание фармацевтического маркетинга;
- охарактеризовать управление товарным ассортиментом и торговым запасом в фармацевтической розничной торговле;
- проанализировать практические аспекты аптечного маркетинга: товарную политику и мерчандайзинг.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ 4
1.1. Особенности комплекса маркетинга в розничной торговле 4
1.2. Сущность и содержание фармацевтического маркетинга 9
1.3. Управление товарным ассортиментом и торговым запасом в фармацевтической розничной торговле 14
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АПТЕЧНОГО МАРКЕТИНГА 19
2.1. Товарная политика в аптеке 19
2.2. Мерчандайзинг в аптеке 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Приложение 35
Анализ ассортимента аптечной организации. При разработке ассортиментной политики любого аптечного учреждения необходимы всесторонний анализ разрешенных к применению и существующих на рынке лекарств, рассмотрение применительно к своей деятельности конкретных номенклатурных позиций лекарств, их дозировок, фасовок, лекарственных форм, ценовых характеристик, качества, новизны.
При проведении аналитической работы по действующему в аптечном учреждении ассортименту можно оценить его по таким маркетинговым показателям: 1. широта ассортимента; 2. полнота ассортимента; 3. глубина ассортимента; 4. насыщенность ассортимента; 5. гармоничность ассортимента; 6. полнота использования; 7. устойчивость ассортимента; 8. степень обновления ассортимента. 15
Все эти понятия условны и могут рассматриваться как ко всей ассортиментной структуре, так и внутри отдельных фармакотерапевтических групп. В качестве информационной ассортиментной базы, к которой можно применить сравнительное исследование ассортимента аптеки, должны использоваться официальные источники: реестры, постановления Правительства РФ, приказы Минздрава России, справочники и т. д.
Широта ассортимента лекарственных препаратов может рассматриваться, прежде всего, по отношению к числу их фармакотерапевтических групп, обращающихся на рынке. Например, если в ассортименте аптеки представлены лекарства пяти фармакотерапевтических групп из 100, обращающихся на рынке, то можно говорить об узком ассортименте этого учреждения. В этом случае следует изучить статистику заболеваемости в данном регионе и определить, какие фармакотерапевтические группы можно развернуть дополнительно. Широкий ассортимент позволяет ориентироваться на различных потребителей и стимулировать совершение покупок в одном месте.
Коэффициент широты - отношение фактического числа ассортиментных групп (подгрупп, классов и т. п.) к базовой (максимально возможной широте).
Кш = Шфакт/Шбазовая
Полнота ассортимента лекарств рассматривается применительно к каждой номенклатурной позиции и характеризуется числом лекарственных форм этой номенклатурной позиции по отношению к зарегистрированным и разрешенным к применению. Если, например, анальгин выпускается в виде порошка ангро, таблеток, ампульных растворов и все эти формы есть в аптеке, то по данной позиции можно говорить о полном ассортименте.
Коэффициент полноты - отношение числа ассортиментных позиций (товарных единиц), имеющихся в наличии в фармацевтической организации (полнота фактическая), к числу ассортиментных позиций, внесенных в Госреестр или получивших разрешение на использование (полнота базовая):
Кп = Пфакт/Пбазовая
Глубина ассортимента характеризуется разновидностью дозировок, концентраций, фасовок одного наименования лекарственного средства. То есть, когда имеется в ассортименте не просто ампульный раствор анальгина, а в разной концентрации, разных фасовках и дозировках зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств, то глубина такого ассортимента удовлетворительная.
Примером недостаточной глубины аптечного ассортимента может служить наличие взрослых дозировок и отсутствие детских. Глубокий ассортимент позволяет удовлетворять потребности различных потребительских сегментов по одному лекарственному веществу, повышает конкурентоспособность учреждения, дает возможность предлагать диапазон цен и ряд других преимуществ. Однако он также увеличивает расходы на поддержание запасов, выполнение заказов. Кроме того, могут возникнуть определенные трудности в дифференциации между двумя схожими ассортиментными позициями.
Коэффициент глубины - отношение фактического числа ассортиментных позиций одного товарного наименования к возможному числу позиций:
Кг =Гфакт/Гбазовая
Насыщенность номенклатуры (ассортимента) - это общее количество всех производимых (продаваемых) на рынке лекарств.
Гармоничность ассортимента характеризуется степенью однородности номенклатуры (ассортимента) по отношению к предпочтениям врача, пациента. Так, имея широкую номенклатуру диуретиков, можно говорить о ее гармоничности, если она удовлетворяет все потребительские предпочтения, т. е. здесь имеются осмотические, петлевые, калийсберегающие диуретики, а также комбинированные препараты этой группы. В свою очередь, у оптовика ассортимент может быть гармонизирован по основным покупателям, видам предприятий (учреждений).
Полнота использования ассортимента - важный показатель, характеризующий рациональность подобранного учреждением ассортимента. Он может быть рассмотрен как отношение проданных ассортиментных позиций к имеющему наличию за определенный промежуток времени. Чем выше этот показатель, тем правильнее подобран ассортимент. При низком показателе частоты использования конкретной номенклатурной позиции следует определить, какие причины лежат в ее основе: малоэффективный или устаревший препарат, недостаточность информированности врачей и т. д. Если показатели широты, полноты и глубины ассортимента лекарств предприятия (учреждения) мало меняются во времени, то можно говорить о консервативной ассортиментной политике, устойчивости ассортимента, что связано с определенным рыночным риском.
Показатель обновления (новизны) ассортимента демонстрирует способность товара удовлетворять изменившиеся потребности за счет появления новых товаров аптечного ассортимента, лекарственных форм, дозировок, фасовок. Показатель обновления можно рассчитать как отношение количества новых товаров (Н) к фактической насыщенности ассортимента в данной группе (Пфакт). Новый ассортимент позволяет диверсифицировать рынок и находить новые ниши на нем. С другой стороны, продвижение на рынке новых товаров всегда связано с огромными затратами и риском, поскольку новые виды фармацевтической и парафармацевтической продукции, возможно, не будут пользоваться спросом.
Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять покупательский спрос. Устойчивость ассортимента свидетельствует о постоянных предпочтениях промежуточных и конечных потребителей, которые могут быть объяснены как постоянством вкусов, привычкой, ценовыми факторами, если речь идет о конечных потребителях, так и, например, включением ЛС в список препаратов, отпускаемых бесплатно или на льготных условиях. Устойчивость ассортимента можно определять как в разрезе ассортиментных групп (если в обращении постоянно присутствуют одни и те же группы товаров, то этот показатель будет равен Кш), так и внутри ассортиментной группы. Основной проблемой последнего случая является выбор метода определения устойчивых товаров.
Чаще всего используются два способа: 1) по количеству дней, когда товар был в продаже (условно, если в течение более чем 280 дней в году товар пользовался спросом, то спрос на него можно считать устойчивым); 2) по срокам, в течение которых товар реализовывался из аптеки (коэффициент скорости реализации менее 0,5). Коэффициент устойчивости (Ку) рассчитывается как отношение количества товарных единиц, пользующихся устойчивым спросом (У), к фактической насыщенности ассортимента (Пфакт).
Существует множество ассортиментных стратегий, однако для аптечных учреждений можно выделить следующие: 1. дифференциация; 2. узкая специализация; 3. диверсификация.
Стратегия дифференциации основана на обладании и предоставлении на рынок определенной номенклатуры лекарственных препаратов, обеспечивающих конкурентное преимущество и дающих определенную прибыль. Она предполагает детальное проведение широких маркетинговых исследований, четкое определение позиций в конкурентной среде, фиксацию реальных преимуществ с учетом сегментной структуры рынка.
Стратегия узкой ассортиментной специализации связана с деятельностью на достаточно узком сегменте рынка и ограничением его ассортимента. Эта стратегия часто является вынужденной мерой, вызванной ограниченностью ресурсного потенциала. Ее, как правило, используют малые и средние дистрибьюторы. Узкая ассортиментная специализация может быть эффективной в том случае, когда имеется возможность ее быстрого изменения при изменении спроса. При такой стратегии необходимо осуществлять постоянный анализ спроса и жизненного цикла номенклатурных позиций, поиск путей и действий по изменению ассортимента. В сфере оптовой торговли стратегия узкой ассортиментной специализации для небольших фирм получила наибольшее развитие.
Стратегия диверсификации представляет собой противоположность узкой специализации. Она строится на основе значительного расширения номенклатуры лекарственных средств. Основным преимуществом данной стратегии является снижение риска при резких конъюнктурных колебаниях (например, при неожиданном снижении спроса на отдельные препараты). Стратегия диверсификации позволяет рационально использовать весь потенциал организации, способствует увеличению его общественного признания, свидетельствует о расширении финансовых возможностей и укреплении его рыночных позиций.
Мерчандайзинг - это:
1.Составная часть маркетинга, деятельность, направленная на обеспечение максимально интенсивного продвижения товара на уровне розничной торговли. (Словарь экономических и финансовых терминов).
2.Комплексный подход к оформлению и обустройству торгового зала и выбору внешне заметного стиля предприятия, применяемый для максимального быстрого продвижения товаров в розничной торговле.
3.Торговый маркетинг.
4.Совокупность мероприятий, направленных на увеличение объема продаж.
5.Маркетинг в торговом зале, разработка стратегии, тактики и практики продажи товара с целью получения прибыли; подразумевает правильный выбор места продажи, продуманный выбор товара, необходимый его объем, размещение рекламы и надлежащий сервис по оказанию услуг потребителю.
6.Товарная философия розничной организации.
7.Инструмент продвижения товара в точке продажи путем создания в аптечной организации атмосферы, способствующей покупкам.
8.Принцип пяти "Н" - нужный товар в нужном месте, в нужное время, в нужном количестве и по нужной цене. 16
Результатом мерчандайзинга является стимулирование желания потребителя выбрать и купить продвигаемый и продаваемый товар. Грамотно продуманная программа мерчандайзинга должна способствовать увеличению прибыли и повышению конкурентоспособности аптечной организации. Статистика утверждает, что покупатели в среднем оставляют на 20% больше денег в тех аптечных учреждениях, где есть элементы мерчандайзинга.
Три главных условия мерчандайзинга, на которых развивается розничная торговля:
1.Наличный ассортимент должен соответствовать запросам (спросу) покупателя.
2.Покупателю все должно быть понятно с минимальными пояснениями продавца.
3.Обстановка, обслуживание, реклама и атмосфера в целом должны внушать покупателю доверие и чувство комфорта. 17
Концепция мерчандайзинга складывается из трех составляющих:
1.Процесс выкладки товаров на лучших местах в торговых точках для повышения уровня продаж.
2.Система мер, направленных на увеличение валовой выручки с единицы торговой площади. Действует правило "Любое пустующее пространство нужно заставлять приносить прибыль" (не только за счет увеличения занятой торговым оборудованием площади, площади и объема выкладки товара, но и за счет других элементов мерчандайзинга).
3.Комплекс мероприятий, проводимых в торговом зале и направленных на увеличение валовой выручки с единицы торговой площади. 18
Таким образом, цель мерчандайзинга - увеличение объема продаж, повышение рентабельности торговых площадей за счет наиболее удачного расположения товарного ассортимента при организации соответствующего информирования и создания благоприятной атмосферы торгового зала.
Рассмотрим общие правила мерчандайзинга в аптеке. 19
Правило торгового запаса. Формирование необходимого уровня товарного запаса, достаточного для постоянного наличия выбранного количества ассортиментных позиций, должно осуществляться с учетом комплексного подхода. Торговый запас - совокупность препаратов и других товаров, хранимая в аптеке для покрытия будущих потребностей. Cлишком большие запасы ухудшают оборачиваемость товара ходовых групп и финансовых ресурсов, а недостаток запасов приводит к потере клиентов и существенному уменьшению объемов продаж.
Правило ротации товара в аптеке и сроки хранения (правило FIFO). Перемещение товаров со склада в торговый зал, а также его продажа должны проводиться в зависимости от сроков их поставки и хранения первым должен быть перемещен в торговый зал или продан товар, поступивший в аптеку первым. Поступающие партии товаров необходимо реализовывать только после того, как предыдущие были полностью распроданы. Контролировать очередность поступлений товаров и сроки их хранения, а также проводить FIFO ротацию выставленных препаратов полезно не только для увеличения прибыли аптек, точнее предотвращение убытков, но и для удобства работы первостольника. В отделе самообслуживания товар, поступающий со склада, ставится сзади, поскольку покупатели в первую очередь берут то, что ближе.
2. Правила мерчандайзинга касающиеся представления товара.
Правило представления. Товары, представленные на полке, или рекламируемые POS-материалами, должны быть в продаже в количестве, достаточном для удовлетворения спроса. Побуждать клиента сначала купить что-либо, а затем отказать ему в данной возможности, по крайней мере, не этично. В случае отсутствия в продаже препаратов или товаров, активно рекламируемых в СМИ или в самом торговом зале, аптека не только упускает возможную прибыль, но и подрывает доверие клиентов. Перед размещением объявления об акции, убедитесь в аптеке имеется достаточный запас и не возникнет ли дифектуры у оптовика. Перед размещением POS-материала, проверьте есть ли в наличии именно та лекарственная форма или форма товара, которая на нем изображена.