Маркетинг в сфере транспортных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Маркетинг — один из наиболее мощных инструментов, используемых различными организациями в бесконечной борьбе за выживание и процветание.
Маркетинг, прежде всего, известен как философия бизнеса, направленная на выявление потребностей потребителей, целевых рынков, которые данная организация может удовлетворить наилучшим образом путем производства соответствующих продуктов, на то, чтобы каждый сотрудник организации мыслил категориями «потребитель», «рынок».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................3
Глава 1. Маркетинг в сфере транспортных услуг.............................................4
1.1 Транспорт, как отрасль экономики....................................................................4
1.2 Классификация транспортных услуг.................................................................7
1.3 Маркетинговые стратегии развития транспортных услуг...............................9
1.4 Разработка способов обеспечения конкурентоспособности.........................10
1.5 Ценовая политика..............................................................................................10
1.6 Разработка политики транспортного предприятия в области продвижения.............................................................................................................14
1.7 Рынок пассажирских перевозок России...........................................................15
Глава 2. Организация маркетинга на предприятии, оказывающем транспортные услуги (на примере ОАО «Аэрофлот – Российские Авиалинии»).............................................................................................................19
2.1 Организационная структура управления маркетингом в ОАО «Аэрофлот – Российские Авиалинии»...........................................................................................19
2.2 Деятельность авиакомпании и её конкуренты..................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................25

Файлы: 1 файл

маркетинг в сфере транспортных услуг.docx

— 46.62 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................3

Глава 1. Маркетинг  в сфере транспортных услуг.............................................4

1.1 Транспорт, как отрасль  экономики....................................................................4

1.2 Классификация транспортных  услуг.................................................................7

1.3 Маркетинговые стратегии  развития транспортных услуг...............................9

1.4  Разработка способов  обеспечения конкурентоспособности.........................10

1.5  Ценовая политика..............................................................................................10

1.6  Разработка политики  транспортного предприятия в  области продвижения.............................................................................................................14

1.7 Рынок пассажирских  перевозок России...........................................................15

Глава 2. Организация  маркетинга на предприятии, оказывающем  транспортные услуги (на примере ОАО  «Аэрофлот – Российские Авиалинии»).............................................................................................................19

2.1  Организационная структура  управления маркетингом в   ОАО «Аэрофлот – Российские  Авиалинии»...........................................................................................19

2.2 Деятельность авиакомпании  и её конкуренты..................................................21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................24

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................25

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Маркетинг — один из наиболее мощных инструментов, используемых различными организациями в бесконечной  борьбе за выживание и процветание.

Маркетинг, прежде всего, известен как философия бизнеса, направленная на выявление потребностей потребителей, целевых рынков, которые данная организация  может удовлетворить наилучшим  образом путем производства соответствующих  продуктов, на то, чтобы каждый сотрудник  организации мыслил категориями  «потребитель», «рынок».

С другой стороны, маркетинг  имеет и общественное звучание, связывая общественные потребности и экономическую  реакцию общества, направленную на их удовлетворение.

       Таким  образом, маркетинг используется  как на уровне отдельных предприятий  и организаций коммерческого  и некоммерческого характера,  так и на региональном и  государственном уровнях.

       Актуальность  данной курсовой работы в том,  что маркетинг на предприятиях  транспорта должен быть направлен  не только на продвижение услуг  от продавца к потребителю,  но и на оказание таких услуг,  которые соответствуют потенциальному  спросу, так как несмотря на  то, что рынок покупателя транспортных  услуг уже в достаточной степени  сложился, покупатель предъявляет  все новые и новые требования  к работе транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Маркетинг  в сфере транспортных услуг

1.1 Транспорт, как отрасль  экономики

 

Транспорт, как отрасль  экономики, включает:

- железнодорожный;

- автомобильный;

- речной;

- морской;

- нефтепроводный;

- воздушный;

Транспорт имеет свою специфику, обусловленную производственным процессом.

Особенности функционирования транспортных предприятий:

- продукция транспорта  не имеет вещественной формы,  т.к. транспорт не производит, а лишь перемещает товары и  продукцию, созданную в других  отраслях экономики;

- цены на транспортную  продукцию складываются на основе  тарифов на грузовые и пассажирские  перевозки;

- в качестве единицы  измерения транспортной продукции  используют: тонно-километры, пассажиро-километры,  количество пассажиров, тонны грузооборота;

- продукция транспорта  не накапливается в запасах,  поэтому транспорт не может  работать без резерва локомотивов  и вагонов и должен учитывать  пропускную способность дорог;

- транспорт не добавляет  и не создает ничего вещественного  к перевозимому товару, поэтому  из формы кругооборота капитала  выпадает товар (Т) в виде  вещи, т.к. продается сам производственный  процесс;

- в составе средств  производства на транспорте нет  сырья;

- характеризуется неравномерностью  использования в течение года  транспортных средств.

Продукция транспорта имеет  стоимостную оценку. Чем больше объем  перевозок, тем выше доля транспорта в национальном доходе, идущем на потребление  и накопление для расширенного воспроизводства.

Производственный процесс  на транспорте состоит из следующих  этапов:

- погрузка грузов в  подвижной состав;

- перемещение между пунктами  отправления и назначения;

- выгрузка в пункте  назначения.

Каждый из этапов слагается  из ряда операций.

Погрузка груза включает работы и затраты по подготовке груза  к отправлению, закреплению, увязке, взвешиванию, подсчету, оформлению транспортной документации.

       Для  перемещения выбирается тип подвижного  состава, маршрут движения, обеспечивается  безопасность движения и сохранность  груза, заправка транспортных  средств горюче-смазочными материалами,  осуществляется контроль за движением  подвижного состава.

      При выгрузке  необходимо ознакомление грузополучателя  с товаро-распорядительными документами,  взвешивание и подсчет груза,  выявление порчи или потерь.

     Эффективность  транспортного процесса зависит  от продолжительности выполнения  каждого элемента.

    Развитие действующих  транспортных путей связано с  длительными сроками изысканий  и проектирования, создания соответствующих  промышленно-строительных мощностей  и подготовки материально-финансовых  ресурсов.

Транспорт используется не только для осуществления внешних  перевозок, но и для перевозок  внутри производства (внутрипроизводственный транспорт), издержки которого являются частью производственных издержек предприятия. Внутрипроизводственный транспорт  является частью отрасли, в которой  он функционирует.

        Особенности  и преимущества технико-экономических  характеристик видов транспорта.

Железнодорожный транспорт:

- занимает ведущее место  в транспортной системе страны, находится в собственности государства;

- регулярность грузовых  и пассажирских перевозок не  зависит от климатических условий,  времени года и суток;

- высокая пропускная и  провозная способность, измеряемая  миллионами тонн грузов и пассажиров, и скорость доставки;

- невысокая себестоимость  перевозок, более короткий путь  движения по сравнению с речным  и морским транспортом и высокая  эффективность.

Автомобильный транспорт:

- более высокая маневренность  и скорость доставки грузов, чем  на железнодорожном, речном и  морском транспорте;

- дает возможность доставлять  грузы от склада отправителя  до склада получателя, минуя перепогрузочные  операции;

- требует небольших по  сравнению с железнодорожным  транспортом капитальных вложений;

- отличается высокой себестоимостью, выгоден для транспортировки  грузов на короткие расстояния (до 300 км) и небольшими партиями.

Речной транспорт:

- невысокая себестоимость  и большая провозная способность  на глубоководных реках;

- невысокие капитальные  затраты, расход топлива и металла;

- недостатками являются: несовпадение направления течения  реки с грузопотоками, нерегулярность  перевозок в течение года, меньшая  скорость доставки;

- используется для доставки  массовых грузов (нефти, леса, хлебных  и строительных);

- эффективен при совмещении  с железнодорожным транспортом.

Морской транспорт:

- дает возможность обеспечить  массовые межконтинентальные перевозки  грузов внешнеторгового оборота,  межбассейновых и внутрибассейновых  перевозок грузов и пассажиров  между портами;

- низкая себестоимость  перевозок на дальние расстояния  и высокая скорость движения  по сравнению с речным транспортом;

- меньшие капитальные  затраты по сравнению с речным  и железнодорожным транспортом  при массовых перевозках на  дальние расстояния.

Воздушный транспорт:

- большая скорость, малые  сроки доставки грузов и пассажиров;

- наиболее эффективен  для перевозки пассажиров и  скоропортящихся грузов на дальние  расстояния;

- используется в районах,  где отсутствует наземный и  водный транспорт.

 

1.2 Классификация транспортных  услуг

 

Транспортный маркетинг (маркетинг транспортных услуг) –  это совокупность мероприятий по продвижению транспортных услуг  на рынок.

В России объективно значение транспортного маркетинга выше, чем  в других странах мира, в силу большой территории и чрезвычайно  растянутых транспортных коммуникаций. В настоящее время транспортная сеть страны насчитывает свыше 87 тыс. км железных дорог общего пользования, 745 тыс. км автомобильных дорог с  твердым покрытием, 84 тыс. км внутренних водных судоходных путей, 800 тыс. км авиалиний, около 2 млн. км автобусных маршрутов, 1 млн. км морских судоходных линий.

      Транспортом  общего пользования по этим  коммуникациям ежесуточно перевозится  123 млн. пассажиров и более 9 млн. тонн грузов. В транспортном  комплексе страны занято около  4 млн. человек. Полная балансовая  стоимость основных фондов транспорта  составляет более 11% от всех  основных фондов российской экономики.  На долю пассажирского транспорта  приходится 28% общего объема услуг,  оказываемых населению. Доля транспорта  в валовом внутреннем продукте  Российской Федерации составляет  около 10%.

Все это придает особую актуальность транспортному маркетингу.

Транспортная услуга как  товар, характеризуется:

• объектом – грузы и пассажиры;

• субъектом – перевозчики отправители, покупатели, посредники;

• способом перевозки — виды транспортных средств;

• своевременностью – время перевозки и предоставления транспортных услуг;

• комфортностью – условия перевозки пассажиров и грузов и др.

Груз – товар в процессе перевозки, транспортировки, перемещения.

Грузоотправитель – физическое или юридическое лицо, отправившее  груз.

Грузополучатель – физическое или юридическое лицо, получающее груз, после его перевозки, транспортировки, перемещения.

Груз как основной объект транспортной услуги может быть классифицирован  по:

• отраслям народного хозяйства;

• видам и способам перевозок;

• cтоимости перевозки;

• другим классификационным признакам.

Сам транспортный процесс  включает, по меньшей мере, три основных операции:

1) погрузка (посадка пассажиров);

2) перевозка;

З) выгрузка (высадка пассажиров).

Поэтому организация перевозочного  процесса объединяет целый комплекс мероприятий: от выбора типа транспортного  средства и маркетинга перевозки, до обеспечения безопасности движения, контроля и устранения сбоев при  транспортировке.

 

 

 

1.3 Маркетинговые стратегии  развития транспортных услуг

 

С точки зрения маркетинга, стратегия развития транспортной сферы  должна разрабатываться как по отраслям, так и по отдельным предприятиям транспорта.

      Маркетинговая  стратегия развития транспорта  предполагает принятие необходимых  мер по дальнейшей коммерциализации  предприятий автомобильного пассажирского  транспорта. Вместе с этим должна  развиваться сеть автомобильных  дорог.

      Очевидным  является необходимость повышения  эксплуатационных свойств и долговечности  автомобильных дорог, путем совершенствования  норм их проектирования, технологии  строительства, ремонта и содержания, улучшения конструктивных решений  и применяемых материалов.

      Важнейшим  фактором снижения транспортных  расходов является развитие конкуренции  на железнодорожном транспорте.

      Реформирование  структуры железнодорожного транспорта  в стратегическом плане должно  происходить на базе организационного  разграничения монопольного и  конкурентного секторов с перспективой  отказа от осуществления естественно-монопольных  и конкурентных видов деятельности  одними и теми же хозяйствующими  субъектами.

Информация о работе Маркетинг в сфере транспортных услуг