Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:48, курсовая работа
Маркетинг — один из наиболее мощных инструментов, используемых различными организациями в бесконечной борьбе за выживание и процветание.
Маркетинг, прежде всего, известен как философия бизнеса, направленная на выявление потребностей потребителей, целевых рынков, которые данная организация может удовлетворить наилучшим образом путем производства соответствующих продуктов, на то, чтобы каждый сотрудник организации мыслил категориями «потребитель», «рынок».
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................3
Глава 1. Маркетинг в сфере транспортных услуг.............................................4
1.1 Транспорт, как отрасль экономики....................................................................4
1.2 Классификация транспортных услуг.................................................................7
1.3 Маркетинговые стратегии развития транспортных услуг...............................9
1.4 Разработка способов обеспечения конкурентоспособности.........................10
1.5 Ценовая политика..............................................................................................10
1.6 Разработка политики транспортного предприятия в области продвижения.............................................................................................................14
1.7 Рынок пассажирских перевозок России...........................................................15
Глава 2. Организация маркетинга на предприятии, оказывающем транспортные услуги (на примере ОАО «Аэрофлот – Российские Авиалинии»).............................................................................................................19
2.1 Организационная структура управления маркетингом в ОАО «Аэрофлот – Российские Авиалинии»...........................................................................................19
2.2 Деятельность авиакомпании и её конкуренты..................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................25
В 2011 г стоимостный объем
рынка железнодорожных
В 2011 году темп прироста объём рынка пассажирских перевозок составил около 2%. Основная доля приходится пассажирских перевозок в России на автобусный транспорт, на втором месте – железнодорожный. По прогнозам экспертов, в ближайшие 6-8 лет рост рынка пассажирских перевозок не превысит 4%-ой отметки. Основными факторами, оказывающими положительное влияние на рынок пассажирских перевозок в ближайшие годы, будут развитие отечественной экономики и реализация федеральных программ в области транспорта. Наиболее динамично будет развиваться автобусный транспорт, благодаря формированию сети автомагистралей и скоростных дорог, а также строительству и реконструкции автомобильных дорог в районах Сибири и Дальнего Востока.
Глава 2. Организация
маркетинга на предприятии, оказывающем
транспортные услуги ( на примере на примере
ОАО «Аэрофлот – Российские Авиалинии»)
2.1 Организационная структура управления
маркетингом в примере ОАО «Аэрофлот –
Российские Авиалинии»
В Аэрофлоте управление маркетинга
возглавляет вице-президент по маркетингу.
Он является членом Совета директоров
и принимает участие в
Основной задачей управления маркетинга является разработка стратегии и тактики поведения компании на рынке воздушных перевозок с учетом ее целей, финансовых и технических возможностей.
В настоящее время для Аэрофлота характерна организация маркетинга по видам авиаперевозок и видам функций.
Во главе подразделения
маркетинга международных пассажирских
перевозок стоит вице-
Отдел управления маркетинга является основным отделом, определяющим маркетинговую деятельность авиакомпании. Он состоит из пяти групп:
1.Группа планирования
отвечает за составление
План тактических мероприятий (на ближайший год) имеет несколько вариантов, что позволяет гибко реагировать на изменение рыночной ситуации.
2.Группа АСБ разрабатывает
основные направления развития
системы. Благодаря этим
3.Группа развития рынка
— это подразделение. в
Обобщенные результаты рыночных
исследований являются основой для
прогнозирования спроса на авиаперевозки
и выработки стратегии и
4.Тарифная группа отвечает
за сбор всей информации по
авиационным международным
5.Группа обслуживания
на борту самолета занимается
выработкой рекомендаций по
Не так давно Аэрофлот
ввел новый вид непосредственного
общения с клиентами, который
хорошо зарекомендовал себя в зарубежных
авиакомпаниях, — это телефон, по
нему клиенты могут высказать
пожелания по совершенствованию
уровня обслуживания. На основе этих звонков
было введено несколько
В отдел маршрутного маркетинга входят шесть групп по маршрутам. Основной задачей этого отдела является выработка стратегии развития каждой авиалинии, здесь разрабатываются предложения по составлению расписания, установлению тарифов, обслуживанию и т.д. Информация из этого отдела передается в отдел управления маркетингом (является первичной для составления планов маркетинга).
Отдел обслуживания пассажиров состоит из двух групп: юридическая группа занимается выработкой правил страхования пассажиров, условий применения авиабилетов и другими юридическими вопросами, а группа транспортного обслуживания отвечает за разработку новых правил обслуживания (нестандартных) на борту самолета, которые затем передаются в группу обучения обслуживанию пассажиров.
Отдел обслуживания АСБ занимается
разработкой всего комплекса
услуг, предоставляемого этой системой
ми подготовкой условий
Группа зарубежных представительств и агентств прорабатывает информацию для туристических фирм и представительств за границей, распределяет установку дисплеев на местах и т.д.
Группа развития системы отвечает за постановку задач перед программистами.
Группа информации занимается сбором и выдачей пассажирам информации по различным странам и городам, куда осуществляются полеты: это концертная программа, репертуар театров, фестивали, национальные праздники и т.д.
Отдел контроля резервирования занимается распределением мест по авиалиниям, форматированием рейсов, блокировкой (какое количество мест и на каких рейсах бронируется за год, месяц, когда снимается бронь и т.д.).
2.2 Деятельность авиакомпании и её конкуренты
В декабре 2000г. стартовала программа депозитарных расписок с целью повышения инвестиционной привлекательности ОАО "Аэрофлот" и облегчения приобретения ценных бумаг компании иностранными инвесторами. Финансовые показатели "Аэрофлота" постепенно росли. Так, если в 1999г. чистый убыток компании по МСФО составлял 7 млн долл., то уже к 2001г. она вышла на прибыль в размере 20 млн долл., а к 2007г. достигла наилучших финансовых показателей за всю историю: чистая прибыль компании составила 313 млн долл. В 2006г. "Аэрофлот" стал первой российской авиакомпанией, вступившей в глобальный авиационный альянс SkyTeam, что обеспечило пассажирам авиакомпании доступ к маршрутной сети, насчитывающей 841 пункт в 162 странах. А к 2008г. число перевезенных пассажиров было увеличено в 2 раза с 4,6 млн в 1999г. до 9,27 млн.
В последние годы "Аэрофлот" неоднократно заявлял, что заинтересован в приобретении одной из европейских авиакомпаний, и четырежды предпринимал попытки купить базирующегося в Европе авиаперевозчика. Дело в том, что авиаперелеты в Европе приносят "Аэрофлоту" половину его доходов, увеличить которые могла бы европейская регистрация. Кроме того, таким образом, "Аэрофлот" смог бы усилить свои конкурентные преимущества в отношении международных компаний, работающих на российском рынке. В этой связи в 2007г. "Аэрофлот" участвовал в тендере на покупку пакета акций итальянского авиаперевозчика Alitalia. Впрочем, после тщательного рассмотрения условий возможной сделки было принято решение от нее отказаться. Кроме того, в последние два года "Аэрофлот" рассматривал также возможности приобретения сербской JAT Airways, чешской Czech Airlines и австрийской Austrian Airlines. Однако не одна из них не была реализована, прежде всего, из-за высоких финансовых рисков, а также отсутствия единства в этом вопросе в высшем руководстве компании. В частности, против покупки Czech Airlines выступал министр транспорта Игорь Левитин, который с 2008г. по 2011г. возглавлял совет директоров авиакомпании.
В марте 2009г. стало известно об уходе В.Окулова с поста гендиректора компании, который он занимал около 12 лет. Вместо этого В.Окулов был назначен на специально введенную для него должность заместителя министра транспорта по авиации. Среди причин ухода В.Окулова эксперты, в частности, называют его разногласия с главой "Ростехнологий" Сергеем Чемезовым относительно создаваемого авиаперевозчика "Росавиа", который позиционировался как конкурент "Аэрофлота".
Конкуренция с "Ростехнологиями"
стала также причиной отказа "Аэрофлота"
от создания третьей дочерней авиакомпании
на Дальнем Востоке. Так, в марте
2009г. государство передало "Ростехнологиям"
акции трех авиакомпаний ОАО "Дальавиа"
(Хабаровск), "Сахалинские авиатрассы"
(Южно-Сахалинск) и "Владивосток Авиа"
(Приморский край), на основе которых
планировалось создать
С марта 2009г. пост гендиректора "Аэрофлота" занимает бывший первый вице-президент АФК "Система" Виталий Савельев. Среди проблем, с которыми авиакомпании пришлось столкнуться в бытность его гендиректором: высокая степень износа парка воздушных судов отечественного производства, а также повышение уровня конкуренции в отрасли, в частности в связи с экспансией иностранных компаний, из-за чего год от года снижается доля компании на рынке международных авиаперевозок. Не остался в стороне и финансовый кризис, приведший к общему падению спроса на авиаперевозки и обострению ценовой конкуренции.
Для повышения
Между тем, финансовый кризис
вынудил авиаперевозчика