Маркетинг в сфере транспортных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Маркетинг — один из наиболее мощных инструментов, используемых различными организациями в бесконечной борьбе за выживание и процветание.
Маркетинг, прежде всего, известен как философия бизнеса, направленная на выявление потребностей потребителей, целевых рынков, которые данная организация может удовлетворить наилучшим образом путем производства соответствующих продуктов, на то, чтобы каждый сотрудник организации мыслил категориями «потребитель», «рынок».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................3
Глава 1. Маркетинг в сфере транспортных услуг.............................................4
1.1 Транспорт, как отрасль экономики....................................................................4
1.2 Классификация транспортных услуг.................................................................7
1.3 Маркетинговые стратегии развития транспортных услуг...............................9
1.4 Разработка способов обеспечения конкурентоспособности.........................10
1.5 Ценовая политика..............................................................................................10
1.6 Разработка политики транспортного предприятия в области продвижения.............................................................................................................14
1.7 Рынок пассажирских перевозок России...........................................................15
Глава 2. Организация маркетинга на предприятии, оказывающем транспортные услуги (на примере ОАО «Аэрофлот – Российские Авиалинии»).............................................................................................................19
2.1 Организационная структура управления маркетингом в ОАО «Аэрофлот – Российские Авиалинии»...........................................................................................19
2.2 Деятельность авиакомпании и её конкуренты..................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................25

Файлы: 1 файл

маркетинг в сфере транспортных услуг.docx

— 46.62 Кб (Скачать файл)

      Усилия  в сфере транспортного маркетинга  могут обеспечить ожидаемый результат,  если предприятия транспорта  располагают достаточными мощностями  для удовлетворения нужд и  потребностей клиентов.

      Учитывая, что состояние многих транспортных  железнодорожных средств достигло  критического уровня (средний возраст  вагонов составляет более 20 лет,  замены требует более трети  электровозов, половина тепловозов  и почти 40 тыс. вагонов), необходимо  их радикальное обновление.

      Для грузовых  составов это будут скоростные  вагоны большой грузоподъемности, обеспечивающие сохранность и  гарантированные сроки доставки  продукции.

      Для пассажирских  – строительство новых и обновление  старых вагонов по современным  европейским стандартам, с использованием  экологически чистых и безопасных  для жизни человека материалов.

     Успешная реализация  комплекса намеченных программ, а также высокий уровень сервиса,  позволит вновь заговорить об  отечественном транспорте, как об  одном из наиболее перспективных  и конкурентоспособных направлений  сферы услуг.

 

1.4  Разработка способов  обеспечения конкурентоспособности

 

Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских  и стоимостных характеристик  товара, определяющих его цель на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов.

      Конкурентоспособность  товара - решающий фактор его коммерческого  успеха на развитом конкурентном  рынке. Это многоаспектное понятие,  означающее соответствие товара  условиям рынка, конкретным требованиям.     

     Существуют  следующие способы для обеспечения  конкурентоспособности через посредство  операционной функции:

1. Лидерство по минимуму  затрат;

2. Технические характеристики;

3. Скорость доставки;

4.Гарантированное время  доставки.

Для повышения качества обслуживания возможна следующая стратегия:

1. Для снятия типовых  нагрузок в спросе необходимо  принять дифференцирование цены;

2. В период максимального  спроса необходимо вводить дополнительные  услуги, которые являются альтернативой  для ожидающих очереди клиентов;

3. Необходимо вводить  систему предварительных заказов;

4. В период максимального  спроса необходимо привлекать  временных служащих на неполный  рабочий день;

5. В период пиковой  нагрузки можно устанавливать  особый график работы.

 

1.5  Ценовая политика

 

На величину цены оказывают  воздействие внутренние и внешние  факторы. 
К числу внутренних факторов относятся цели организации и маркетинга, стратегии по отношению к отдельным элементам комплекса маркетинга, издержки, организация ценообразования.

С точки зрения целей маркетинговой  деятельности можно рассматривать  следующие подходы к ценообразованию:

- максимизация прибыли  в долгосрочном плане;

- максимизация прибыли  в краткосрочном плане:

- увеличение показателя  рыночной доли;

- сохранение статуса ценового  лидера в отрасли;

- препятствие появлению  новых конкурентов;

- сохранение лояльности  со стороны торговых посредников;

- улучшение имиджа организации.

Цена является одним из элементов комплекса маркетинга, поэтому выбор цены также определяется с учетом выбора стратегий относительно других элементов комплекса маркетинга. Например, цена зависит от качества продукта, затрат на его продвижение, от стадии жизненного цикла продукта.

       К числу  внешних факторов относятся: тип  рынка; оценка соотношения между  ценой и ценностью продукта, осуществляемая  потребителем; конкуренция; экономическая  ситуация; государственное регулирование;  возможная реакция посредников.  Тип рынка, на котором реализуются  продукты организации, как это  отмечалось ранее, также влияет  на цену. В конце концов, является  или нет цена правильной, решает  потребитель.

       При  сложившихся ценах на транспортные  услуги на рынке целесообразнее  использовать подход ценообразования  по конъюнктуре рынка. При использовании  этого подхода выделяются установление  цен по конкуренции и по  соотношению спроса и предложения.

       В первом  случае цена устанавливается  в соответствии с ценой основных  конкурентов, больше или меньше, соответственно качеству услуги, условиям продажи и положению  предприятия на рынке.

       Во втором  случае по себестоимости или  по конкуренции устанавливается  базовая цена, которая корректируется  в зависимости от соотношения  спроса и предложения.

       Высокий  удельный вес в себестоимости  предприятий транспорта занимает  заработная плата, затраты на  топливо, электрическую энергию,  амортизация, ремонт, что обусловлено  постоянным движением транспортных  средств.

К снижению себестоимости  приводит:

- использование мощных  и экономичных локомотивов, судов  и автомашин;

- автоматизация и электрификация  железных дорог;

- улучшение состояния  шоссейных дорог и условий  судоходства;

- механизация погрузочно-разгрузочных  работ;

- внедрение передовых  методов организации перевозок  и труда.

Основными показателями себестоимости  перевозок являются:

- общая сумма расходов  по основным видам затрат на  весь объем перевозок по видам  транспорта;

- экономия от снижения  себестоимости;

- себестоимость десяти  приведенных тонно-километров (тонно-миль).

Расчеты осуществляются по статьям затрат, аналогичным затратам промышленным предприятиям, но дополнительно  включаются следующие статьи:

- на морском и речном  транспорте - расходы на текущий  ремонт флота, платежи в бюджет  по инвалютным расходам;

- на воздушном - текущий  ремонт самолетного парка, аэропортовые  расходы;

- на автомобильном - текущий  ремонт и техническое обслуживание;

- на трубопроводном - потери  газа и нефти в газо- нефтепроводах.

Для определения плановой величины транспортных затрат используются:

- исходные данные, содержащиеся  в расчете плана перевозок,  материально-технического снабжения,  плана по труду и финансам;

- оценка экономической  эффективности, достигнутой в  результате совершенствования организации  транспортной работы;

- анализ зависимости между  изменениями в технике, технологии  и организации транспортной работы  и величиной расходов на ее  выполнение.

Распределение прибыли предприятий  транспорта осуществляется по тем же принципам, что и в промышленности, но с учетом следующих особенностей:

- платежи в бюджет по  основной деятельности железных  дорог определяются централизовано;

- расчет норматива по  форменной одежде на железнодорожном  транспорте определяется как  произведение стоимости одежды  и среднего процента переходящей  задолженности;

- в финансовый план  железнодорожного транспорта включаются  сметы бюджетных учреждений, обслуживающих  работников железных дорог, больниц,  учебных заведений и др.;

- наряду с финансовым  планом на железнодорожном транспорте  разрабатывается план валютных  операций, где отражаются поступления  средств и платежи в иностранной  валюте по перевозкам грузов  и пассажиров;

- в финансовом плане  предприятий речного и морского  транспорта отражаются ассигнования  из бюджета на государственные  капитальные вложения, операционные  расходы, затраты по путевому  хозяйству, содержание судоходных  инспекций и охраны, возмещение  убытков жилищно-коммунального хозяйства  и разницы в тарифах по заграничным  перевозкам;

- нормативы собственных  оборотных средств предприятий  автомобильного транспорта определяются  раздельно по активам, зависящим  от роста производственных затрат, и по активам, запасы которых  не связаны с ростом производственной  программы;

- в составе устойчивых  пассивов на автомобильном транспорте  кроме источников финансирования  прироста норматива собственных  оборотных средств планируются  статьи: "Резерв на восстановление  износа и ремонт автомобильных  шин", "Расчеты в порядке  плановых платежей", "Доходы  будущих отчетных периодов";

- на предприятиях воздушного  транспорта приобретение и пополнение  авиационной техники, радиооборудования  и запасных частей к ним  осуществляется за счет амортизационных  отчислений, прибыли и ассигнований  из бюджета. Наряду с финансовым  планом составляется план инвалютных  поступлений и платежей

 

 

 

1.6  Разработка политики  транспортного предприятия в  области продвижения

 

Политика предприятия  в области продвижения формируется, исходя из проектов решений о том, на какой рыночный сегмент (сегменты) выходить, какие товары (услуги) реализовывать  и какой ценовой политикой  при этом руководствоваться. При  разработке политики продвижения необходимо разработать комплекс мероприятий  по организации процесса продаж.

      Для того  чтобы товар или услуга были  приобретены, необходимо выполнение  трех условий:

      - клиент  должен знать о наличии предложения  со стороны предприятия, о свойствах  услуги, цене и условиях приобретения;

- клиент должен иметь  возможность установить контакт  с продавцом, заключить сделку  и получить то, что он хотел  приобрести, в удобном для него  месте, в удобное время, в  нужном количестве.

      Для выполнения  этих условий продавец должен  создать систему заключения сделок  и систему физического продвижения  услуг к потребителю; при продаже  относительно недорогих товаров  и бытовых услуг эти системы  накладываются друг на друга,  при заключении крупных сделок  они функционируют раздельно;

- клиент должен иметь  желание заключить сделку именно  с этим предприятием, что особенно  важно на высоко конкурентных  рынках. Он должен уважать продавца  и производителя и доверять  ему.

На основании выше сказанного, возможно использование следующих  мероприятий:

1) рекламные мероприятия  – любая оплачиваемая форма  неперсональной презентации и  продвижения идей, продукции и  услуг, осуществляемых конкретным  заказчиком. Исходя из задач рекламы  – информировать, убеждать и  напоминать – возможна следующая  рекламная кампания:

- реклама на общественном  транспорте;

- реклама в СМИ;

- реклама на щитах,  плакатах;

- участие предприятия  в культурных, массовых мероприятиях  города (субботник);

- участие в торгово-экономических  выставках.

2) создание системы заключения  сделок, включающий в себя, представительские  помещения, средства связи, обеспечение  услугами финансовой инфраструктуры;

3) формирование имиджа  предприятия – его образ, способствующего  ведению коммерческой деятельности  у потребителей.

 

1.7 Рынок пассажирских  перевозок России

 

Рынок пассажирских перевозок  в России в период 2007-2009 гг., демонстрировал стабильный рост, однако в период кризиса 2009 было зафиксировано падение объёма рынка. В 2010 году рынок пассажирских перевозок демонстрировал рост на 3% по сравнению с 2009 годом, но несмотря на рост в 2010 году, рынок пассажирских перевозок не смог достигнуть докризисного уровня.

Так на рынке воздушных  перевозок 2010 и 2011 годы дали положительную  динамику на увеличение пассажирского  потока после спада в 2009 году. Данные статистики России показали, что в 2011 году было перевезено на 12,6% больше авиапассажиров, чем в 2010 году. Российские воздушные  перевозчики в 2011 году перевезли 64,1 миллионов пассажиров. Оборот пассажиров достиг отметки 166,7 миллиардов пассажир-км, рост темпов – 13,4%. Показатель уровня загрузки самолетов у российских авиаперевозчиков составил 77%. Внутренние перевозки пассажиров в России увеличились на 12% и составили 32,7 миллионов, пассажирооборот при  этом вырос на 11,3% (66,36 миллиарда пассажир-км.). Международные пассажирские авиаперевозки  возросли на 13,2%, количество пассажиров достигло 31,38 миллионов; пассажирооборот  – темпы роста составили 14,7%, показатель достиг 100,4 миллиарда пассажир-км. Распределение  пассажирских перевозок в общем  пассажирообороте составило 40% на внутренние российские перевозки и 60% — на международные  авиаперевозки. Итоги работы пяти наиболее крупных российских авиаперевозчиков за 2011 год показали высокие темпы  роста перевозки пассажиров. Лидером  стала авиакомпания «ЮТейр» – 31,3% роста, далее: «Трансаэро» – 27,2%, «Аэрофлот» – 25,6%, ГТК «Россия» — 15,1%, АК «Сибирь» — 6,1%. Однако наибольший пассажиропоток у «Аэрофлота» – 14,2 миллиона человек, далее: «Трансаэро» — 8,6 миллионов, «ЮТейр» — 5,8 миллионов, ГТК «Россия» — 3,5 миллиона, АК «Сибирь» — 5,1 миллиона. Иностранные авиаперевозчики в общей сложности в 2011 году перевезли из России и в Россию 15,9 миллионов пассажиров, рост – 17,9% относительно 2010 года. В деятельности авиакомпаний всегда присутствует сезонный характер перевозок пассажиров. В 2011 году, как и обычно, максимальный пик перевозок пришелся на третий квартал – июль, август, сентябрь. За этот период было перевезено 34% пассажиров. На второй и четвертый — пришлось по 24%. На первый квартал – 18% пассажиров от годового количества пассажирского потока. Сезонность и объемы пассажирских перевозок тесно взаимосвязаны также с развитием туризма. Самые популярные туристические маршруты дают больший поток пассажиров. При спаде потока туристов снижаются и объемы пассажирских перевозок. В 2012 году январь-май месяцы также показали положительные результаты на рынке пассажирских авиаперевозок. Они возросли на 13,2% и составили 6,02 миллионов человек относительно аналогичного периода прошлого года. Пассажирооборот достиг 15,21 миллиардов пассажир-км, что на 14,4% выше прошлогоднего уровня. Международные пассажирские авиаперевозки увеличились на 17,3%, было перевезено примерно 3,2 миллионов пассажиров, при этом пассажирооборот достиг 9,6 миллиардов пассажир-км, темпы роста составили 18,3%. На внутренних направлениях было перевезено примерно 2,7 миллионов пассажиров, это на 8,9% выше, пассажирооборот вырос на 8,3% и достиг примерно 5,6 миллиардов пассажир-км. Пятерка крупнейших российских авиаперевозчиков: «Аэрофлот», «Трансаэро», «ЮТейр», ГТК «Россия», АК «Сибирь», — перевезла за январь-май 2012 года около 15,9 миллионов пассажиров, темпы роста достигли 30,6%. Самый высокий рост показала авиакомпания «ЮТейр» — 58,7%, далее – «Трансаэро» — 28,3%, «Аэрофлот» — 27,8%, ГТК «Россия» — 25,2%. Самое большое количество пассажиров перевезла авиакомпания «Аэрофлот» — примерно 6,3 миллиона человек, далее: «Трансаэро» — 3,2 миллиона, «ЮТейр» — 2,8 миллиона, АК «Сибирь» — 2,1 миллиона, ГТК «Россия» — 1,4 миллиона. По количеству пассажирского потока продолжает лидировать «Аэрофлот», который значительно укрепил свои позиции и на мировом рынке пассажирских авиаперевозок. По некоторым позициям российский «Аэрофлот» опережает таких перевозчиков, как «Lufthansa», «Air France», «Iberia», «British Airways».

Информация о работе Маркетинг в сфере транспортных услуг