Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 20:17, курсовая работа
Актуальность выбранной нами темы исследования предопределила выбор цели данной работы. Целью написания данной курсовой работы явилось рассмотрение процесса маркетинговых исследований в области туризма.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты маркетинговых исследований в туризме;
определить специфические особенности маркетинга в сфере туризма;
рассмотреть и исследовать рынок потребителей туристских услуг;
выделить основные элементы маркетинговой стратегии туристских предприятий и изучить методику ее разработки.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Теоретические аспекты исследования маркетинга в туризме
. Сущность и содержание маркетинга в туризме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
. Специфика маркетинга в туризме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
. Этапы проведения маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
2. Маркетинг рынка потребителей туристских услуг
2.1. Факторы, влияющие на потребителей туристских услуг . . . . . . . . . . 16
2.2. Сегментация туристского рынка. Типы туристов . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
3. Разработка маркетинговой стратегии туристских предприятий России в рыночных условиях
3.1. Планирование и разработка туристского продукта . . . . . . . . . . . . . . . 29
. Стратегии установления цены на туристский продукт . . . . . . . . . . . . .32
. Каналы распространения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
. Методы стимулирования спроса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Использованная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
По учебной дисциплине « Маркетинг»
Тема: Маркетинг в туризме
Русакова Н.В
Проверил
Екатеринбург
2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Теоретические аспекты
исследования маркетинга в
2. Маркетинг рынка потребителей туристских услуг
2.1. Факторы, влияющие
на потребителей туристских
2.2. Сегментация туристского рынка. Типы туристов . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
3. Разработка маркетинговой стратегии туристских предприятий России в рыночных условиях
3.1. Планирование и разработка туристского продукта . . . . . . . . . . . . . . . 29
Использованная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Индустрия туризма является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Это один из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Согласно данным ВТО, в последние двадцать лет среднегодовые темпы роста иностранного туризма составили 5,1 %, среднегодовые темпы роста валютных поступлений от международного туризма – 14 %; в 1993 г. международных туристских прибытий было 576 млн. чел., а поступления от международного туризма достигли 372 млрд. долл. США. К 2010 г. количество международных поездок предположительно возрастет до 937 млн.1
В условиях быстроразвивающегося рынка туризма России важную роль играют маркетинговые мероприятия: исследования, стратегия и планирование. В туризме маркетингу уделяется недостаточно внимания, так как предприниматели в основном сориентированы на практику и действуют в соответствии с имеющимся и них опытом.
Актуальность маркетинговых
Актуальность выбранной нами темы исследования предопределила выбор цели данной работы. Целью написания данной курсовой работы явилось рассмотрение процесса маркетинговых исследований в области туризма.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
Предметом исследования является механизм проведения маркетинговых мероприятий. Объектом исследования – предприятия, занимающиеся туристкой деятельностью.
При написании курсовой
работы были использованы труды отечественных
маркетологов, таких как Квартальнов
В.А., Дурович А.П., Александрова А.Ю.,
а также источники
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАРКЕТИНГ
1.1. Сущность и содержание маркетинга в туризме
Существует множество
Как нет однозначного определения маркетинга в целом, так отсутствует единое толкование маркетинга туризма.
Так, исходя из определения понятия «турист», данного Всемирной туристской организацией (ВТО), французские специалисты Р. Ланкар и Р. Оллье отмечают, что туристский маркетинг – это «Серия основных методов и приемов, выработанных для исследования, анализа и решения поставленных задач. Главное, на что должны быть направлены эти методы и приемы, - выявление возможностей наиболее полного удовлетворения потребностей людей с точки зрения психологических и социальных факторов, а также определение способов наиболее рационального с финансовой точки зрения ведения дел туристскими организациями, позволяющих учитывать выявленные или скрытые потребности в туристских услугах».
Некоторые авторы вкладывают в понятие маркетинга в туризме более глобальное содержание, как, например, швейцарский специалист Ё. Крипендорф: «Туристский маркетинг – это систематическое изменение и координация деятельности туристских предприятий, а также частной и государственной политики в области туризма, осуществляемой по региональным, национальным или международным планам. Цель таких изменений заключается в том, чтобы наиболее полно удовлетворять потребности определенных групп потребителей, учитывая при этом возможности получения соответствующей прибыли».
Всемирная туристская организация выделяет три главные функции маркетинга в туризме:
Установление контактов с клиентами ставит своей целью убедить их в том, что предполагаемое место отдыха и существующие там службы сервиса, достопримечательности и ожидаемые выгоды полностью соответствуют тому, что желают получить сами клиенты.
Развитие предполагает проектирование нововведений, которые смогут обеспечить новые возможности для сбыта. В свою очередь подобные нововведения должны соответствовать потребностям и предпочтениям потенциальных клиентов.
Контроль предусматривает анализ результатов деятельности по продвижению услуг на рынок и проверку того, насколько эти результаты отражают действительно полное и успешное использование имеющихся в сфере туризма возможностей.
Достаточно простое и в то же время емкое определение дает Д.К. Исмаев: «Маркетинг есть система торгово-производственной деятельности, направленная на удовлетворение индивидуальных потребностей каждого потребителя на основе выявления и изучения потребительского спроса и в целях получения максимальной прибыли».
Немецкие специалисты
В.Ригер, П.Рот, А.Шранд определяют маркетинг
как рыночно-ориентированное
Туристский продукт, прежде всего, должен быть хорошим приобретением. В связи с этим туристский маркетинг представляет собой последовательные действия туристских предприятий, направленные на достижение такой цели. Поэтому достаточно логичным и обоснованным является следующее определение туристского маркетинга:
Маркетинг в туризме – это система непрерывного согласования предлагаемых услуг с услугами, которые пользуются спросом на рынке и которые туристское предприятие способно предложить с прибылью для себя и более эффективно, чем это делают конкуренты.
Рассмотрим это определение более подробно.
Исходя из данного определения маркетинг – это не отдельное действие, а система деятельности. Другими словами, это последовательность целей, которые должны быть объединены для достижения поставленных целей.
Второй момент, который необходимо отметить, - это то, что маркетинг не заканчивается на одном действии. Маркетинг является непрерывным процессом, и туристское предприятие должно быть непрерывно вовлечено в него.
Третий момент касается согласования. Необходимо согласовывать действия внутри туристского предприятия с условиями внешней среды.
Четвертая идея, которая заложена в определении, касается понимания, что в действительности представляет собой предлагаемая фирмой услуга.
Пятый момент дает понятие о том, что делает маркетинг для удовлетворения запросов покупателя. Здесь подразумевается не только то, что приобретает клиент в настоящий момент, но и то, что он купил бы при других обстоятельствах. Маркетинг включает прогнозирование или, по крайней мере, формирование правильного взгляда на то, что в большей мере может понадобиться потребителям.
Шестой момент подчеркивает,
что маркетинг позволяет
Туризм в соответствии с определением ВТО, является не только экономическим, но одновременно и социальным, культурным, экологическим и политическим явлением. Исходя из этого, туристский маркетинг необходимо использовать с максимальным учетом всех перечисленных факторов. Ввиду того, что туризм – сложная система, концепция маркетинга в туризме носит больше, чем где-либо, целостный и всеобъемлющий характер.
1.2. Специфика маркетинга в туризме
Туризм по своим основным характеристикам не имеет каких-либо принципиальных отличий от других форм хозяйственной деятельности. Поэтому все существенные положения современного маркетинга могут быть в полной мере применены и в туризме.
В то же время в туризме есть специфика, отличающая его от других форм торговли услугами.
Специфический характер маркетинга в туризме определяется особенностями и отличительными характеристиками туристского продукта (в сравнении с другими потребительскими товарами и услугами), а также с особенностью потребителей и производителей туристских товаров и услуг.
Туристский продукт – это любая услуга, удовлетворяющая те или иные потребности туристов и подлежащая оплате с их стороны. К туристским услугам относятся гостиничные, транспортные, экскурсионные, переводческие, бытовые, коммунальные, посреднические и другие. В то же время «туристский продукт» можно рассматривать в узком и широком смысле. Туристский продукт в узком смысле – это услуги каждого конкретного сектора туристской индустрии (например, гостиничный продукт, турпродукт туроператора, транспортного предприятия). В широком смысле туристский продукт – это комплекс товаров и услуг, в совокупности образующий туристскую поездку (тур) или имеющий к ней непосредственное отношение. Основным туристским продуктом является комплексное обслуживание, то есть стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном «пакете».
Туристские услуги имеют 7 отличительных характеристик: