Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 20:17, курсовая работа
Актуальность выбранной нами темы исследования предопределила выбор цели данной работы. Целью написания данной курсовой работы явилось рассмотрение процесса маркетинговых исследований в области туризма.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты маркетинговых исследований в туризме;
определить специфические особенности маркетинга в сфере туризма;
рассмотреть и исследовать рынок потребителей туристских услуг;
выделить основные элементы маркетинговой стратегии туристских предприятий и изучить методику ее разработки.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Теоретические аспекты исследования маркетинга в туризме
. Сущность и содержание маркетинга в туризме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
. Специфика маркетинга в туризме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
. Этапы проведения маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
2. Маркетинг рынка потребителей туристских услуг
2.1. Факторы, влияющие на потребителей туристских услуг . . . . . . . . . . 16
2.2. Сегментация туристского рынка. Типы туристов . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
3. Разработка маркетинговой стратегии туристских предприятий России в рыночных условиях
3.1. Планирование и разработка туристского продукта . . . . . . . . . . . . . . . 29
. Стратегии установления цены на туристский продукт . . . . . . . . . . . . .32
. Каналы распространения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
. Методы стимулирования спроса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Использованная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Свои специфические
Туристский маркетинг
К особенностям производителей туруслуг
можно отнести такие
Производители в туризме – это значительное количество независимых и различных по профилю и специализации турпредприятий (туроператор, турагентство, гостиница, ресторан, турбюро) с различными целями.
Цели маркетингового исследования в туризме:
1.3. Этапы проведения маркетинга
Исследования в туризме
Процесс проведения туристских исследований представлен следующими этапами:
1. Определение проблемы. Сначала необходимо определить или выявить существующую проблему и сформулировать цели и задачи исследования. Они прямо вытекают из специфики проблемы, актуальной для фирмы в тот или иной момент времени.
Можно выделить следующие подходы
к выявлению проблем
Указанные подходы чаще всего применяются совместно. Это дает возможность получить наиболее полную информацию о проблемах, которые предстоит решить в ходе маркетинговых исследований.
2. Проведение ситуационного анализа. На этом этапе собирается и перерабатывается вся имеющаяся под рукой информация, относящаяся к данной проблеме. Цель этого этапа – выяснить, не было ли уже подобных ситуаций у какой-либо другой фирмы или же проверить, не была ли пропущена та информация, которая содержит уже готовое решение данной проблемы.
Ситуационный анализ – это тщательный поиск всех данных, относящихся к данной компании, определенному продукту, индустрии, рынку, конкурентам, рекламе, потребителям, поставщикам продуктов и услуг, технологии, экономике, политическому климату и других аналогичных данных. Знание всей информации по проблеме помогает выявить возможные причины ее возникновения. Организация получит больше от результата исследований в том случае, если четко определены ее внутренняя среда и цели, стратегии, стремления, наличные ресурсы, а также и ограничения, за рамки которых она не должна выходить в своей деятельности.
Кроме получения необходимой
3. Разработка схемы проведения исследований. После сбора соответствующих данных и определения проблемы необходимо разработать определенную процедуру (или структуру), по которой будут проводиться исследования. На этом этапе, который является ядром исследовательского процесса, вырабатываются гипотезы, которые будут проверены, определяются тип и источники необходимой информации. Правильный выбор источников освобождает от излишних усилий по сбору данных, бесцельных поисков нужных сведений там, где их заведомо не может быть. Основной задачей при этом является получение необходимых данных с максимальной быстротой и эффективностью.
Если выясняется необходимость проведения полевого исследования, то нужно разработать выборку для проведения опроса, составления анкеты или других форм сбора информации, а также листы с инструкциями и методы кодирования и составления таблиц.
4. Сбор данных. Всю информацию можно рассматривать как совокупность первичных и вторичных данных. Вторичная информация представляет собой данные, полученные из бухгалтерской и статистической отчетности, специальных публикаций, справочников, систематизирующих и аналитических обобщений. Источники вторичной информации подразделяются на внутренние (по отношению к предприятию) и внешние. У вторичной информации существует ряд достоинств и недостатков. К достоинствам можно отнести:
К недостаткам вторичных данных относят:
В тех случаях, когда вторичные данные выглядят неудовлетворительно с точки зрения их полноты или «свежести», необходимо собрать информацию из первичных источников. Первичная информация формируется непосредственно в процессе проведения специальных обследований (опросов, наблюдений, тестирования), направленных на решение конкретной проблемы.
Качество сбора данных зависит
от качества полевого исследования, качества
работы интервьюеров или людей, проводящих
полевые исследования, а также
от уровня квалифицированности
5. Представление информации в таблицах и анализ. После сбора данных информация должна быть закодирована, представлена в таблицах и проанализирована. Этот и предыдущий этапы должны быть выполнены с величайшей осторожностью, иначе, в случае если процесс сбора, составления таблиц и анализа не был проведен соответствующим образом, может быть сделано много ошибочных выводов. Анализ собранной информации предполагает ее изучение, переработку с помощью различных методов и приемов, а также извлечение необходимых сведений из всего массива полученных данных. При этом широко используются экономико-статистические и экономико-математические методы обработки информации.
6. Интерпретация данных. Результатом представления данных в таблицах являются множество компьютерных выводов и ряд статистических заключений. Полученные данные интерпретируются с целью нахождения лучшего решения или выработки ряда специфических рекомендаций для определения действий фирмы или организации. Переход от интерпретаций информации к выработке рекомендаций является самой сложной задачей в процессе исследования.
7. Составление отчета. Очень важна презентация полученных результатов исследования. Все труды и затраты по проведению исследования будут напрасны, если полученные данные не представлены в том виде, который помогает менеджеру действовать в соответствии с ними. На этом этапе процесса исследований должен быть составлен полный отчет с одобренными рекомендациями по решению той или иной проблемной ситуации. Примерная структура отчета выглядит следующим образом:
8. Контроль. Работа по проведению исследования считается незаконченной, пока полученные результаты исследования не воплощены в действие. Задача проводящих исследование состоит также в осуществлении контроля за тем, чтобы вложенные денежные инвестиции и временные затраты давали хорошие результаты.
2. МАРКЕТИНГ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ
2.1. Факторы,
влияющие на потребителей турис
Существует ряд основных факторов, которые оказывают влияние на туристский спрос, а, следовательно, и на туристский рынок. Спрос на туризм, как и на другие продукты, обусловлен покупательской способностью потребителей – наличием у населения денежных средств и желанием их потратить на путешествия. Основными факторами выступают изменения в покупательском поведении, уровень доходов населения, принадлежность к определенной расе, пол, образование, род занятий, мнения, мода, время, обычаи, привычки и традиции, образ жизни. Этот список не включает всего множества разнообразных факторов, влияющих на туризм, но перечисленные являются основными, на которые менеджеры туризма должны обращать внимание при составлении маркетинговых планов.
Все многообразие факторов, влияющих на потребителей туристских услуг, можно разбить на две группы:
Внешние побудительные факторы в свою очередь включают в себя:
Туристское предприятие оказыва
Факторы среды не поддаются непосредственному контролю со стороны туристского предприятия. Однако они оказывают весьма существенное влияние на поведение клиентов. Поэтому их следует постоянно учитывать, не только принимая какое-либо серьезное маркетинговое решение, но и в повседневной деятельности. Среди факторов среды выделяют следующие: экономические, политические, культурные, социальные.
Экономические и политические факторы в большей мере оказывают влияние на все прочие факторы, чем на поведение конкретного человека. К наиболее существенным экономическим факторам относятся такие, как динамика инфляционных процессов, состояние рынка товаров и услуг, складывающиеся валютные курсы, процентные ставки и т.д. Среди факторов политического характера наибольшее влияние на потребителей туристских услуг оказывает проводимая в последние годы политика «открытых дверей», что способствует увеличению числа поездок граждан за рубеж. Существенно влияют на поведение клиентов также законы и нормативные акты, принимаемые государством.
Факторы культурного порядка оказывают на клиентуру самое непосредственное воздействие. Это во многом вызвано тем, что все клиенты живут и действуют в обществе, которое вносит определенные поправки в их поведение. Культурная среда, в которой мы существуем, значительно влияет на основные ценности, складывающиеся в обществе, такие как отношение к риску, личная свобода, погоня за успехом, индивидуализм и прочее. Именно факторы культурного порядка главным образом определяют существенные различия в поведении туристов из различных стран. Поскольку культура определяет ценности общества, а культурные нормы влияют на жизнь людей и их поведение, совершенно ясно, что это имеет большое значение и для маркетинга. Необходимо учитывать малейшие сдвиги в развитии культуры, предлагая новые туристские услуги.
Поведение потребителей всегда находится под влиянием социальных факторов, основные из которых:
Социальное положение человека – это его принадлежность к тому или иному социальному классу. Социальные классы – относительно постоянные и однородные подразделения внутри общества, в которых индивидуумы обладают одинаковыми интересами, ценностями, поведением и ведут одинаковый образ жизни. Проведение специальных маркетинговых исследований позволит выявить дифференциацию населения по социальному положению, что поможет лучше оценить воздействие этого фактора на поведение потребителей туристских услуг.