Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:39, курсовая работа
Маркетинг – неотъемлемая часть рыночной экономики, один из ее важнейших элементов. Маркетинг происходит от английского слова «market» (рынок) и соответственно означает рыночную деятельность, то есть продажу и покупку товаров. Маркетинг понимается как:
- вид деятельности, который преобразует потребности покупателя в доходы фирмы;
- вид деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена;
- рыночная концепция управления производственно-сбытовой, научно-технической деятельностью предприятий, направленной на изучение рынка и экономической конъюнктуры , конкретных запросов потребителей и ориентацию на них производимых товаров и услуг;
1. ВВЕДЕНИЕ.
2.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Сущность и принципы маркетинговой среды и её взаимосвязь с маркетинговой информационной системой
3.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1.АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ МИКРОСРЕДЫ
3.1.1.Характеристика фирмы.
3.1.2.Технология
3.1.3.Трудовые ресурсы
3.1.4.Материальные ресурсы
3.1.5.Финансовые ресурсы
3.1.6.Структура управления
3.1.7.Потребители
3.1.8.Конкуренты
3.1.9.Поставщики
3.2.АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ МАКРОСРЕДЫ
3.2.1.Экономические факторы
3.2.2.Политические факторы
3.2.3.Научно-технические факторы
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3.1.3.Трудовые ресурсы
Политика в области управления персоналом Общества определена в соответствии с существующим законодательством по труду и коллективным договором между администрацией предприятия и профсоюзным комитетом. Несмотря на все трудности, с которыми сталкиваются российские предприятия, улучшение социального климата ОАО“БСЗ“ является результатом сбалансированной социальной и экономической политики, проводимой в области управления персоналом.
Большое
влияние в акционерном обществе
уделяется повышению
В прошедшем году на предприятии прошли подготовку и переподготовку 576 рабочих, повысили квалификацию 127 руководителей и специалистов. В вечерних и заочных высших и средних учебных заведениях обучаются 219 работников акционерного общества.
Основными направлениями обучения и повышения квалификации являются менеджмент, повышение эффективности производства, вопросы технологии, охраны труда.
Инвестиции,
вложенные в повышение квалифик
На предприятии
работает примерно 2000 человек. В производстве
кальцинированной соды занято примерно
500 человек. Практически все работники
имеют средне-специальное
Так же на предприятии существует тенденция к увеличению численности штата, то есть создаются новые рабочие места.
3.1.4.Материальные ресурсы
Оснащение, то есть капитал играет одну из главных, помимо ресурса труда, ролей в производственном процессе предприятия. Надо сказать, что на предприятии старое оборудование, в большинстве своем пневматическое, то есть приборы, действующие под давлением сжатого воздуха. Следовательно, скорость действия этого оборудования намного ниже, что влияет на производительность и производственные мощности. Более новое оборудование снижает издержки, то есть себестоимость продукции. Большая часть зданий, сооружений, оборудования на предприятии были введены в эксплуатацию несколько десятилетий назад, и , следовательно , большая часть основных производственных фондов требует ремонта.
3.1.5.Финансовые ресурсы
Предприятие для стратегического развития привлекает заемные средства (кредиты банков), использует для этого прибыль предприятия, амортизационные отчисления.
3.1.6.Структура управления
Организация осуществляет свою деятельность в производственной сфере.
Структура управления предприятием является линейно-функциональной. Она включает в себя 6 уровней управления. Основой этой департаментизации являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу, и обслуживающие их функциональные подразделения. Этот тип департаментизации эффективен на предприятии, потому что аппарат выполняет рутинные частоповторяющиеся, редкоменяющиеся функции и задачи. Однако предприятие с такой структурой управления не может быстро реагировать в случае изменения внешней среды и не обладает достаточной гибкостью. Так же на предприятии имеют место и другие недостатки такого вида департаментизации: низкая скорость прохождения информации, большой объем работы у руководителей высших уровней, большие нормы управляемости.
Общая схема структуры управления ОАО БСЗ показана в приложении 1.
3.1.7.Потребители
Кальцинированная сода- продукт, имеющий многолетнюю историю производства и использования. Трудно назвать какую-либо отрасль современной промышленности, где бы не применялся этот продукт.
Положительным фактором для ОАО”БСЗ” во взаимодействии с потребителями является то, что на рынке кальцинированной соды нет товаров заменителей. Поэтому потребители не обладают силой для интеграции и не так чувствительны к изменению цены, как, например, на потребительском рынке.
Исходя из исследований рынка и запросов от клиентов рынок сбыта содовой продукции по регионам страны выглядит следующим образом:
Рынок сбыта кальцинированной соды по географическим регионам.
Таблица 3.3.
№№ П/п |
Регион |
Доля от всех поставок Предприятия, % |
1 |
Урал |
52 |
2 |
Центральная Россия |
28 |
3 |
Сибирь и Дальний Восток |
20 |
Всего |
100 |
Если говорить о рынках сбыта продукта, то это внутренний рынок России. Данный рынок является относительно стабильным, так как многие потребители напрямую зависят от сырья, которым является сода кальцинированная. В следствии чего спрос на продукт относительно неэластичен, то есть изменение цены не сильно влияет на объемы сбыта.
Самый большой рынок для ОАО ”БСЗ” – рынок Урала с основными областями потребления: металлургическая, целлюлозно-бумажная, стекольная промышленности и производство товаров бытовой химии. Здесь успех предприятия главным образом зависит от крупных потребителей и удовлетворения их запросов.
Наиболее перспективным рынком для предприятия является рынок Сибири и Дальнего Востока.
Увеличилась поставка содовой продукции на рынок Центральной России за счет общего экономического подъема в стекольной и бумажной промышленности.
Следует отметить постоянных, наиболее крупных потребителей соды кальцинированной-
ОАО “Уральский аллюминиевый завод”, г.Первоуральск,
ОАО “Русский Хром-1915 года”, г.Первоуральск,
ОАО “Богословский алюминиевый завод”, г.Богословск,
ОАО “Красное Эхо”, г.Гусь-Хрустальный,
ОАО “Стройтехстекло”, г.Гусь-Хрустальный,
ЗАО “Опытный стекольный завод”, г.Гусь-Хрустальный,
ОАО “Соликамский магниевый завод”,г.Соликамск,
ОАО “Соликамскбумпром”,г.
ОАО “Архбум”, г.Архангельск,
ОАО“Азот”,г.Березники.
3.1.8.Конкуренты
Конкурентная ситуация на данном рынке стабильная. Это связано с тем, что любая вступающая в отрасль организация должна быть крупным производителем, чтобы добиться низких издержек на единицу продукции. Таким образом, эффект масштаба производства является непреодолимым препятствием для входа в отрасль практически всех фирм, которые хотели бы это сделать. Поэтому можно сказать, что рынок кальцинированной соды практически сформирован и практически нет предпосылок для изменения сложившейся практики конкурентных отношений, то есть, практически нет угрозы появления новых конкурентов.
На данный момент конкурентом ОАО“БСЗ” является ОАО“Сода” г.Стерлитамак, Башкортостан. Есть так же несколько более мелких конкурентов, для которых кальцинированная сода является побочным продуктом.
Фактически конкурентную ситуацию на рынке можно охарактеризовать как дуополию, то есть на рынке два крупных конкурента, имеющих примерно одинаковые объемы производства.
В настоящее время ОАО”Сода” г.Стерлитамак большую часть производимой продукции реализует на внешнем рынке. Таким образом, большую часть спроса на Российском рынке удовлетворяет ОАО ”БСЗ”.
Тенденция изменения удовлетворения спроса внутреннего рынка на соду кальцинированную показана в таблице 3.4.
Успех руководства маркетингом зависит и от деятельности остальных подразделений фирмы, и от действии ее посредников, конкурентов и различных контактных аудиторий. Это микросреда фирмы– силы, имеющие непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры. Маркетинговая служба не должна замыкаться только на нуждах целевого рынка, она должна принимать в расчет все факторы микросреды.
Спрос на соду на внутреннем рынке,%.
Год |
ОАО БСЗ, % |
ОАО Сода, % |
Итого, % |
1996 |
40 |
60 |
100 |
1998 |
49 |
51 |
100 |
2000 |
70 |
30 |
100 |
На рисунке 3.4. представлена доля Российских производителей кальцинированной соды в общем объеме удовлетворяемого спроса в стране.
Проанализировав данные
3.1.9.Поставщики
Поставщики
– деловые фирмы и отдельные
лица, обеспечивающие компанию и ее
конкурентов материальными
Критерии выбора поставщика, принятые на ОАО”БСЗ”:
-способность
поставщика выполнять
-объективность
установления поставщиком
-репутация поставщика.
Предприятие имеет постоянных поставщиков, которые поставляют на предприятие сырье, материалы, необходимые в процессе производства соды кальцинированной соответствующего качества, обеспечивают производство энергоресурсами. Рассматривая основное производство, можно выделить следующих поставщиков, с большинством из которых налажены многолетние связи:
Газ-
ОАО “Камагаз”, г. Пермь,
ООО “Межрегионгаз”, Московская область,
Транспортировку
осуществляет ОАО “Уралгазсервис”,
г.Березники. ОАО БСЗ потребляет
в данное время небольшое количество
голубого топлива и следовательно
цены, предъявляемые данными
Кокс-
ООО “Кокс” ,г. Кемерово
ОАО “Московский коксогазовый завод”, г. Видное
Пар и энергия-
ОАО “Пермэнерго”, г.Пермь, непосредственный поставщик ТЭЦ-4 ,г.Березники. ОАО “Пермэнерго” – энергетическая монополия Пермского региона. Это ставит ОАО “БСЗ” в зависимость от ОАО “Пермэнерго” и заствляет принимать высокие цены на энергоресурсы. Это приводит к увеличению себестоимости продукции. Затраты на энергоснабжение производства составляют четвертую часть в общем объеме затрат. Эти проблемы могут быть решены постройкой собственной ТЭЦ и открытием собственной рассольной скважины.
Рассол-
ОАО “Уралкалий”, г. Березники
Ам.вода-
ОАО “Азот”, г. Березники.
Сульфогидрат-
ОАО “Волжский Оргсинтез”, г.Волжский.
Многолетние связи, налаженные системы поставок, огромные запасы сырья характеризуют данных поставщиков как надежных партнеров. Но иногда имеют место сбои в регулярных поставках. Это связано с тем, что предприятия-поставщики предпочитают работать по факту оплаты, а покупатель их продукции ОАО «БСЗ» предпочетает работать по системе взаимозачетов. Таким образом завод не всегда имеет реальные деньги чтобы заплатить поставщикам.
Известняк-
Чаньвенский карьер, г. Александровск (собственность ОАО “БСЗ”).
ОАО “БСЗ” имеет удобное географическое расположение относительно железнодорожных путей и автомагистралей, поэтому проблем с поставкой сырья и материалов нет.