Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 21:17, курсовая работа
Маркетинговые планы (программы) включают конкретные стратегические меры в зависимости от поставленных перед предприятием целей. Они в наибольшей степени привлекают предпринимателей, так как позволяют использовать новые приёмы и методы, снижающие риск, обеспечивающую финансовую стабильность деятельности и создающие гарантии сбыта. При этом внутрипроизводственное планирование и организация производства, основываясь на маркетинговых программах, способствуют ритмичности и сбалансированно¬сти деятельности в условиях конкуренции.
Введение 3
1. Теоретические основы маркетинговой деятельности на предприятии АПК. 4
1.1. Понятие маркетинга как рыночной деятельности предприятия. 4
1.2. Определение комплекса маркетинга на предприятии. 10
1.3. Процесс управления маркетингом на предприятии. 13
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия и рынков сбыта. 17
2.1.Природно-климатическая и географическая характеристика предприятия относительно основных рынков сбыта. 17
2.2. Анализ хозяйственной деятельности СПК «Красная Звезда» 19
2.3.Анализ использования принципов и методов маркетинга в деятельности предприятия 27
3. Разработка программы маркетинга на предприятии. 29
3.1.Определение целей программы маркетинга. 29
3.2.Разработка плана мероприятий по отдельным элементам комплекса маркетинга. 31
3.3.Планирование реализации и оценка экономической эффективности программы маркетинга на предприятии. 33
Выводы и предложения 35
Список использованных источников. 37
Цех механизации включает в себя ремонтные мастерские (машинно-тракторный парк), гараж автомобилей, пилораму и зерносушилку. Машинно-тракторный парк хозяйства представлен 22 тракторами различных марок, 4 комбайнами (2 силосоуборочных и 2 зерноуборочных) и различными сельскохозяйственными машинами и агрегатами. Обслуживают ремонтные мастерские 5 человек (заведующий, сварщик, токарь, слесарь и сторож). За гаражом автомобилей закреплены 2 грузовых автомашины (ГАЗ-53), 2 молоковоза, 2 легковых автомобиля (УАЗ и ГАЗ-3110). Обслуживают гараж 4 водителя. Работа на пилораме осуществляется в зимний период, на зерносушилке – в период уборки урожая, поэтому за данными подразделениями постоянно закреплены 3 человека, которые заняты в зависимости от сезона либо на пилораме, либо на зерносушилке.
Размер и структура товарной продукции СПК «Красная Звезда» представлены в таблице 2.2.1. Анализ данных таблицы свидетельствует о том, что за последние 5 лет наибольший удельный вес в структуре товарной продукции имеют молоко (в среднем за 5 лет около 73%) и продукция выращивания и откорма КРС (в среднем за 5 лет около 23%). Удельный вес товарной продукции растениеводства в общей выручке от реализации незначителен (в среднем за 5 лет около 1%). Следовательно, можно сделать вывод, что хозяйство имеет молочно-мясное направление в производстве сельскохозяйственной продукции. Главная отрасль – молочное скотоводство, дополнительная – мясное скотоводство; второстепенной отраслью является производство продукции растениеводства.
Таблица 2.2.1 – Размер и структура товарной продукции СПК «Красная Звезда»
Отрасли и виды продукции |
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
Структура товарной продукции, % | ||||||||
2001 г |
2002 г |
2003 г |
2004 г |
2005 г |
2001 г |
2002 г |
2003 г |
2004 г |
2005 г | |
Зерновые |
4 |
11 |
12 |
– |
12 |
0,06 |
0,19 |
0,17 |
– |
0,13 |
Льнотреста |
30 |
33 |
115 |
– |
- |
0,54 |
0,56 |
1,61 |
– |
- |
Лён-семя |
2 |
– |
– |
– |
- |
0,04 |
– |
– |
– |
- |
Прочая продукция |
– |
– |
– |
8 |
- |
– |
– |
– |
0,10 |
- |
Итого по растениеводству |
36 |
44 |
127 |
8 |
12 |
0,64 |
0,75 |
1,78 |
0,10 |
0,13 |
Продукция выращивания и откорма КРС |
1091 |
1660 |
1752 |
1717 |
2128 |
19,54 |
28,44 |
24,48 |
20,88 |
24,13 |
Молоко |
4109 |
4017 |
5237 |
6359 |
6516 |
73,60 |
68,83 |
73,16 |
77,31 |
73,85 |
Прочая продукция |
21 |
6 |
– |
2 |
6 |
0,38 |
0,10 |
– |
0,02 |
0,07 |
Продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде |
315 |
103 |
41 |
51 |
161 |
5,64 |
1,76 |
0,57 |
0,62 |
1,82 |
Итого по животноводству |
5536 |
5786 |
7030 |
8129 |
8811 |
99,16 |
99,13 |
98,21 |
98,83 |
99,87 |
Прочая продукция |
11 |
7 |
1 |
88 |
- |
0,20 |
0,12 |
0,01 |
1,07 |
- |
ВСЕГО ПО ХОЗЯЙСТВУ |
5583 |
5837 |
7158 |
8225 |
8823 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Основные показатели развития отрасли молочного скотоводства в СПК «Красная звезда» представлены в таблице 2.2.2.
Таблица 2.2.2– Основные показатели развития отрасли молочного скотоводства в СПК «Красная Звезда»
Показатели |
Годы |
Отклонение | |||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
+/- |
% | |
Поголовье КРС, гол. |
837 |
815 |
815 |
851 |
829 |
-8 |
99,04 |
в т. ч. коров, гол. |
280 |
280 |
280 |
280 |
281 |
1 |
100,36 |
Валовой надой молока, ц |
9913 |
10297 |
10715 |
10715 |
10000 |
87 |
100,88 |
Реализация молока, ц |
9178 |
9613 |
10268 |
10202 |
9162 |
-16 |
99,83 |
Уровень товарности, % |
92,6 |
93,4 |
95,8 |
95,2 |
91,6 |
-1 |
98,92 |
Среднегодовой надой на 1 корову, кг |
3592 |
3678 |
3827 |
3827 |
3559 |
-33 |
99,08 |
Получено приплода на 100 коров, гол |
111 |
107 |
107 |
99 |
90 |
-21 |
81,08 |
Плотность коров на 100 га с.-х. угодий, гол. |
22,7 |
22,7 |
22,7 |
22,7 |
22,7 |
- |
- |
Выход молока на 100 га с.-х. угодий, ц. |
802,0 |
833,1 |
866,9 |
866,9 |
809,1 |
6,9 |
100,89 |
Среднесуточный привес КРС, г |
333 |
348 |
667 |
296 |
306 |
-27 |
91,89 |
На основании данных, приведённых в таблице 2.2.2, можно сказать, что валовой надой молока в 2005 году по сравнению с 2001 годом увеличился на 0,88 (87 ц), чему способствовал рост среднегодового поголовья коров на 0,36% (1 гол.). Выход приплода на 100 коров составил в 2005 году 90 голов, что ниже уровня 2001 года на 18,92%. Незначительное увеличение поголовья и рост быстрыми темпами валового надоя при сохранении площади сельскохозяйственных угодий, находящейся в пользовании хозяйства, на прежнем уровне привело к увеличению выхода молока в расчёте на 100 га с.-х. угодий на 0,89%. Среднесуточный привес КРС в 2005 году уменьшился по сравнению с 2001 годом на 8%.
Себестоимость молока, сложившуюся в СПК «Красная Звезда» в таблице 2.2.3.
Таблица 2.2.3 – Уровень и структура себестоимости 1 центнера молока в СПК «Красная Звезда»
Виды затрат |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
Отклонение, % | |||||
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% | ||
Оплата труда с отчислениями на социальные нужды |
90,3 |
28,8 |
108,5 |
32,2 |
124,1 |
27,9 |
115,0 |
25,2 |
127,8 |
22,9 |
141,5 |
Корма |
147,0 |
46,8 |
112,6 |
33,4 |
118,0 |
26,5 |
181,1 |
39,7 |
121,6 |
21,8 |
82,7 |
Содержание основных средств |
33,4 |
10,6 |
62,6 |
18,6 |
72,6 |
16,3 |
151,5 |
33,2 |
221,5 |
39,7 |
6,6 р. |
Прочие затраты |
43,3 |
13,8 |
53,3 |
15,8 |
130,8 |
29,3 |
8,7 |
1,9 |
87,0 |
15,6 |
2,0 р. |
Всего затрат |
314,0 |
100,0 |
337,0 |
100,0 |
445,5 |
100,0 |
456,2 |
100,0 |
557,9 |
100,0 |
177,7 |
Из данных таблицы 2.2.3, структура себестоимости 1 центнера молока в 2005 году по сравнению с 2001 годом значительно изменилась. За анализируемые годы наибольший удельный вес в структуре себестоимости имели затраты на корма, в 2005 году большую долю имели также затраты на содержание основных средств, которые в 2001 году были наименьшими по сравнению с остальными затратами. Наименьшими же по сравнению с другими статьями в 2005 году были прочие затраты. В 2005 году относительно 2001 года снизился удельный вес затрат на оплату труда (на 5,9%) и затрат на корма (на 25%); увеличилась доля прочих затрат (на 1,8%) и на содержание основных средств (на 29,1%). Себестоимость 1 центнера молока в 2005 году по сравнению с 2001 годом увеличилась на 77,7%, рост затрат произошёл по всем статьям, кроме затрат на корма, которые уменьшились на 17,3%. Затраты на оплату труда увеличились на 41,5%, прочие расходы – в 2 раза, на содержание основных средств – в 6,6 раза.
Реализационные цены и каналы реализации молока оказывают существенное влияние на эффективность его производства и реализации. Рассмотрим данные показатели применительно к СПК «Красная Звезда» (таблица 2.2.4).
Таблица 2.2.4– Каналы реализации молока в СПК «Красная Звезда»
Показатели |
Годы |
Отклонение | |||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
+/- |
% | |
Даниловский сырмаслозавод: |
|||||||
–количество реализованного молока, ц. |
9178 |
9613 |
10268 |
10202 |
9162 |
-16 |
99,8 |
–цена за 1 ц. молока, руб. |
448 |
418 |
510 |
623 |
711 |
263 |
158,7 |
–себестоимость 1 ц. молока, руб. |
314 |
337 |
446 |
477 |
558 |
244 |
177,7 |
–выручка от реализации, тыс. руб. |
4109 |
4017 |
5237 |
6359 |
6516 |
2407 |
158,6 |
–прибыль от реализации, тыс. руб. |
1117 |
777 |
662 |
1490 |
1405 |
288 |
125,8 |
–уровень рентабельности продаж, % |
37,3 |
24,0 |
14,5 |
30,6 |
27,5 |
-9,8п. |
- |
Из данных таблицы видно, что на протяжении всех анализируемых лет и на сегодняшний день единственным каналом реализации молока в СПК «Красная Звезда» является Даниловский сырмаслозавод, который находится в г. Данилов в 60 км от хозяйства. Близлежащий Пошехонский маслосырзавод в 1999 году обанкротился. Количество реализованного молока постепенно растёт, но в 2005 году объёмы его продажи уменьшились по сравнению с 2001 годом на 0,17%. Кроме того, растёт и цена за 1 ц. молока, в 2005 году она составила 711 руб./ц., что на 59% выше цены 2001 года. Таким образом, увеличение цены реализации привело к росту объёмов выручки на 58,6%.
Кроме каналов реализации
на эффективность продаж молока большое
влияние оказывает его
Таблица 2.2.5 – Качество молока, реализуемого СПК «Красная Звезда»
Показатели |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
Отклонение | ||||||
Ц. |
% |
Ц. |
% |
Ц. |
% |
Ц. |
% |
Ц. |
% |
+/- |
% | |
Реализовано молока всего |
9178 |
100,0 |
9613 |
100,0 |
10268 |
100,0 |
10202 |
100,0 |
9162 |
100,0 |
-16 |
99,8 |
в т. ч. высшим сортом |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
2153 |
21,1 |
2703 |
29,5 |
- |
- |
1 сортом |
5874 |
64,0 |
6499 |
67,6 |
7270 |
70,8 |
6070 |
59,5 |
4489 |
49,0 |
-1385 |
76,4 |
2 сортом |
3267 |
35,6 |
3018 |
31,4 |
2742 |
26,7 |
1887 |
18,5 |
1970 |
21,5 |
-1297 |
60,1 |
несортовым |
37 |
0,4 |
96 |
1,0 |
286 |
2,8 |
92 |
0,9 |
- |
- |
- |
- |
Средняя сдаточная жирность, % |
3,90 |
– |
3,95 |
– |
4,13 |
– |
4,09 |
– |
3,96 |
- |
0,06 |
- |
Содержание белка, % |
2,96 |
– |
3,02 |
– |
3,11 |
– |
3,30 |
– |
3,06 |
- |
0,1 |
- |
Информация о работе Маркетинговая деятельность на предприятии АПК