Маркетинговая деятельность на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 09:57, реферат

Описание работы

Немаловажным направлением совершенствования экономики в существующих условиях является исследование рынка и развитие маркетинговых стратегий предприятий. Актуальность данных вопросов обусловливается тем, что в рыночных условиях от развития маркетинга во многом зависит успешный сбыт товаров, функционирование предприятий и их положение на потребительском рынке. Рационально налаженные маркетинговые исследования обеспечивают организацию необходимой коммерческой информацией, способствуют повышению конкурентоспособности и укреплению позиций на рынке.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты управления маркетинговой деятельностью на предприятии………………………………………………………………………7
1.1. Цели и функции маркетинга………………………………………………..7
1.2 Организация маркетинга на предприятии…………………………………12
2. Процесс управления маркетингом на предприятии ……………………......13
2.1 Планирование целей предприятия, как основа управления……………...13
2.2 Выбор стратегии маркетинга…………………………………………….....15
2.3 Планирование программы маркетинга……………………………………16
2.4 Бюджет маркетинга………………………………………………………….17
2.5 Система маркетингового контроля………………………………………...18
Заключение ……………………………………………………………………....23
Список использованной литературы……………………………………..……24

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 46.41 Кб (Скачать файл)

Контроль маркетинга – постоянная, систематическая и непредвзятая проверка и оценка положения и процессов в области маркетинга. Процесс контроля обычно протекает в 4 стадии :

- установление плановых величин  и стандартов – цели и нормы;

- выяснение реальных значений  показателей;

- сравнение;

- анализ результатов сравнения.

Этапы процесса маркетингового контроля направлены на своевременное выявление  всех проблем и отклонений от нормального  продвижения к поставленным целям, а также на соответствующую корректировку  деятельности предприятий, чтобы имеющиеся  проблемы не переросли в кризис. Конкретными же его задачами и  целями могут быть: установление степени  достижения цели, выяснение возможностей улучшения, проверка того, насколько  приспособляемость предприятия  к изменениям условий окружающие среды соответствует требуемой.

Система маркетингового контроля предполагает осуществление отдельных видов  контроля, предназначенных для наблюдения и оценки эффективности деятельности фирмы, выявление всех недостатков  и принятия соответствующих мер.

Контроль  результатов направлен на установление совпадения или несовпадения основных запланированных показателей реально  достигнутым результатам по экономическим (сбыт, доля рынка) и неэкономическим (отношение потребителей) критериям. Контроль может быть направлен как  на комплекс маркетинга в целом, так  и на отдельные составляющие его  элементы .

Динамичность  рынка, структурные изменения в  экономике, новые общественные ориентиры, например, на повышение качества жизни, социально – этические нормы  производства и потребления товаров, экологические аспекты - все эти  и многие другие важные для предприятия  факторы могут привести к отказу от ранее намеченных целей, смене  моделей развития, к существенной корректировке ранее намеченных планов. Каждое предприятие должно периодически проводить оценку своего подхода к маркетинговой деятельности и его соответствия меняющимся условиям внешней среды. Этот вид контроля называется ревизией маркетинга. Это  комплексное, системное, беспристрастное  и регулярное исследование маркетинговой  среды фирмы, ее задач, стратегии  и оперативно – коммерческой деятельности. Цель этого контроля – выявление  возникающих проблем и открывающихся  возможностей для выработки рекомендаций по усовершенствованию маркетинговой деятельности фирмы.

В рамках ревизии маркетинга проводится детальный анализ информационной базы планирования, контроль цели и стратегии, мероприятий маркетинга, организационных  процессов и структур.

Аудит текущих конкурентов – одна из форм маркетингового контроля. Большинство  компаний не в состоянии предпринять  всесторонний анализ своих конкурентов, их преимуществ и недостатков. Но отдельные конкуренты заслуживают  пристального внимания, поскольку становится очевидным, что именно они претендуют на захват существующей рыночной доли компании. Выявление наиболее активных конкурентов требует предварительного определения тех соперников, за счет кого вы выигрываете, или тех конкурентов, за счет кого проигрываете. Этот анализ покажет вам тех непосредственных конкурентов, которые, возможно, используют аналогичную вашей технологию.

Создавая  новое предприятие, полезно изучить  опыт типичной преуспевающей крупной  компании, а также опыт небольшой, но быстро растущей компании. Время, усилия и средства, вложенные в аудит  конкурента, могут дорого обойтись компании, но все это должно рассматриваться  как капиталовложение. В результате на исследуемого конкурента будет заведено досье и создаваемые на его  основе письменные отчеты будут из года в год пополняться новыми подробностями.

Анализ  конкурента следует начать с общей  оценки позиционирования выпускаемого конкурентом товара, его текущих  задач, стратегий, главных достоинств и недостатков и предположительных  последующих шагов. Наиболее уязвимые места конкурентов, проявляющиеся  в период планирования стратегии, а  также возможные причины, препятствующие росту конкурента и снижающие  его способности реагировать  на изменения, также должны быть приняты  во внимание. Собранная информация даст возможность предсказать поведение  будущего конкурента и его реакцию.

В сферу контроля включаются действия фирмы по оценке ее собственной деятельности и при необходимости изменения  стратегического курса фирмы. Помимо указанных выше видов контроля предприятие  должно осуществлять контроль экономического стимулирования, контроль за производственной деятельностью и входной контроль. Рассмотрим ситуационный анализ как инструмент самоконтроля и самоанализа. Объектами ситуационного анализа являются рынок, предприятие, покупатели (физические и юридические лица), конкуренты. Покупатели различаются большим количеством признаков, поэтому очень сложно удовлетворить запросы всех без исключения потребителей. Но с помощью сегментирования рынка можно получить группы потребителей, более или менее однородные по интересующим предприятие характеристикам. В качестве критериев сегментирования обычно принимаются пол, возраст, семейное положение, профессия, доход (годовой, ежемесячный на члена семьи и т.д.), психологические особенности (мнения, впечатления), место проживания. Также необходимо знать: где покупается товар, в каких магазинах, когда (день, месяц, сезон, погодные условия и т.д.); имеются ли какие-то определенные поводы для покупки товара, в каких количествах, периодичность покупок, в какой упаковке и т.д.

Анализ  конкурентов и выработка конкретных действий в отношении главных  соперников помогают предприятию занять более прочную позицию на рынке. Проведение анализа деятельности конкурентов  связано с систематическим накоплением  информации. Прежде всего, необходимо выявить конкурентов, которые оказывают  или вероятно окажут значительное влияние  на осуществление деятельности данного  предприятия. Для определения конкурентов  могут применяться следующие критерии:

1. Существующие прямые конкуренты  – фирмы, производящие изделия,  которые удовлетворяют одну и  ту же потребность, а также  товары-заменители».

2. Потенциальные конкуренты:

а) существующие предприятия, которые  расширяют ассортимент или применяют  новую технологию, совершенствуют продукцию, чтобы лучше удовлетворять потребности  покупателя и в результате стать  прямыми конкурентами;

б) новые фирмы, вступающие в конкурентную борьбу.

Работу  по данным о фирмах – конкурентах  следует проводить систематически. При этом на практике необходимо использовать следующие методы: опрос отдельных  лиц, вырезки из печатных источников, оформление специальных формуляров по конкурентам, сведение информации в  доклады.

Заключение

Маркетинг сегодня рассматривается как  рыночная концепция управления фирмой, он становится основополагающей, целевой  функцией, определяющей все аспекты  деятельности фирмы, а поэтому превращается из обычной хозяйственной функции  в само содержание, сущностную черту  функционирования фирмы, стремящейся  к получению максимальной прибыли.

Для плодотворного осуществления маркетинговой  деятельности в условиях нашей страны отсутствуют пока многие необходимые  условия, например: рыночные отношения  в сфере инвестиций, средств производства, сырья и материалов, рабочей силы и др., законодательные акты по многим аспектам предпринимательства. Однако отдельные функции маркетинга возможно применять уже сегодня в условиях неразвитого рынка - организовать систему маркетинговых исследований, учет и анализ товародвижения, рациональную систему сбыта, осуществлять рекламно-пропагандисткую деятельность с целью завоевания прочного положения на рынке.

Маркетинг - это координирование действия предприятия  на рынке, для него характерными чертами  являются системность и комплексность.

 

 

 

 

 

 

Список использованных литературы

1. Российская Федерация. Конституция  (1993). Конституция Российской Федерации. - М.: ПРОСПЕКТ, 2009. - 48 с.

2. Российская Федерация. Законы. Гражданский  кодекс Российской Федерации.  Части первая, вторая, и третья: [федер. закон: принят Гос. Думой 21окт. 1994 г.: по состоянию на 15 сент. 2003 г.]. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 448 с.

3. Российская Федерация. Законы. Налоговый  кодекс Российской Федерации  - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ  и часть вторая от 5 августа  2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 2003 г.). – М.: Омега-Л, 2005. – 183 с.

4. Российская Федерация. Законы. О  защите прав потребителей: (фед. закон: принят Домом Советов России 7 февраля 1992.). - М.: Элит, 2005. – 97 с.

5. Акбердин, Р. З., Кибанов, А. Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при формах хозяйствования: учебное пособие / Р. З. Акбердин, А. Я. Кибанов. - М.: ГАУ, 2004. – 245 с.

6. Акофф, Р. Планирование будущего корпораций / Р. Акофф. - М.: Прогрес, 2002. - 327 с.

7. Баркан, Д. И. Управление сбытом: учеб. пособие / Д. И. Баркан. – СПб.: С.- Петербургский университет, 2004. – 343 с.

8. Бармаков, Б.П., Бланш, Т.М. и др. Проблемы организационно-экономического механизма научно-технической деятельности. – М.: ВНИИЭПРАНТ, 2003. -146 с.

9. Бармаков, Б. П. Современные проблемы организационного управления и качества результатов деятельности предприятий. Качество: теория и практика // Академия проблем качества. – 2002. - №3-4. – С. 10.

10. Бизюков, П. В. Служба управления персоналом: функции, типология модели / П. В. Бизюков // Социологические исследования. - 2007. - № 5. - С. 53-61.

11. Борисова, Е. Этот таинственный  тайный покупатель… / Е. Борисова // Служба кадров и персонал. –  2007. – №10. – С. 30-33.

12. Бурцев, В. В. Сбытовая маркетинговая  деятельность / В. В. Бурцев. –  М.: Экономист, 2001. – 223 с.

13. Винкельманн, Петер. Маркетинг и сбыт. Основы ориентированного на рынок управления компанией / Петер Винкельманн. – М.: Изд. дом Гребенникова, 2006. – 665 с.

14. Гвишиани, Д. М. Организация управления. - М.: Наука, 2003. - 536 с.

15. Голубин, Е. В. Дистрибуция. Формирование и оптимизация каналов сбыта / Е. В. Голубин. – М.: Вершина, 2006. – 134 с.

16. Голубков, Е. П. Вертикальные и  горизонтальные маркетинговые системы  / Е. П. Голубков // Маркетинг в  России и за рубежом. – 2002. – № 1. – С. 117-137.

17. Джон, Р., Каст, Ф., Розенцвейг, Д. Модели  формирования организационных структур. - Ленинград: Наука, 2003. - 376 с.

18. Зарук, Л. Управление финансовой устойчивостью предприятий / Л. Зарук // АПК: экономика, управление. - 2003. - №12. - С. 51-59.

19. Иванов, М. А., Шустерман, Д. М. Организация как ваш инструмент: Российский менталитет и практика бизнеса. - М.: ГАУ, 2005. – 93 с.

20. Керимов, В. Э. Управленческий  учет коммерческо-сбытовой деятельности / В. Э. Керимов. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с.


Информация о работе Маркетинговая деятельность на предприятии