Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – всестороннее изучение существующей системы маркетинговой информации в современных условиях и тенденции её дальнейшего развития. С учётом поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - изучить основные понятия и сущность действующей системы маркетинговой информации; - дать характеристику источников системы маркетинговой информации;
- изучить основные составляющие части системы маркетинговой информации;
- изучить особенности работы системы маркетинговой информации на российском рынке. Объектом исследования курсовой работы является современная действующая система маркетинговой информации как в России, так и за рубежом.
Введение………………………………………………………………………1
Глава1.Маркетинговая информационная система………....…4
1.1 Основные понятия и сущность системы маркетинговой информации…………………………………………………………………….4
1.2 Характеристика источников системы маркетинговой информации……………………………………………………………………..7
1.3 Основные составляющие части системы маркетинговой информации……………………………………………………………………..12
Глава2.Современные мировые тенденции развития и особенности российского рынка..…………………………………19
2.1 Современные методы и технологии в системе маркетинговых исследований……………………………………………………………………19
2.2 Основные факторы, затрудняющие работу с маркетинговой информацией, и их Влияние на структуру и содержание системы маркетинговой информации…………………………………………………23
2.3 Преодоление существующих ограничений в системе маркетинговой информации в России………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………...34
Список литературы……..……………………………………………….…..36
На любом предприятии существует внутренняя отчётность, к которой относятся показатели текущего сбыта, суммы издержек, объёмы материальных запасов, движения денежной наличности, данные о кредиторской и дебиторской задолженности. На предприятии обязательно осуществляется ведение следующих видов учета. Бухгалтерский учет - это сплошной непрерывный документальный учет хозяйственных операций происходящих и осуществляемых на предприятии, а также его движение его активов и пассивов.
Налоговый учет обязателен
на предприятии с 1 января 2002года. Это
учет финансово-хозяйственной
Статистический учет –
это учет финансово-хозяйственной
деятельности, организованный по требованиям
органов статистического
Экономический Учет – это учет хозяйственной деятельности предприятия и его результатов.
Система сбора внешней
текущей маркетинговой
1. Информация, получаемая из прессы и общедоступных документов.
Тщательное изучение прессы может дать дополнительную информацию о конкурентах.
2. Информация, получаемая
при наблюдении за
3. При отсутствии достоверной
информации о доле рынка или
планируемых объемах продаж
4. Информация, получаемая от людей, ведущих дела с конкурентами.
Сведения о конкурентах и их товарах можно узнать у основных клиентов компании. Руководители фирм применяют следующие методы сбора такой информации:
- чтение газет, книг, специальных
изданий, беседы с
- обмен сведениями с
другими управляющими и
- обучение продавцов
- назначение специалистов
по сбору внешней
- покупка сведений у
сторонних поставщиков внешней
текущей информации, организация
специальных отделов по сбору
и распространению текущей
Преимуществом интерактивного
маркетинга является то, что он позволяет
отслеживать данные о потреблении
отдельных покупателей и
1.3 Основные составляющие части системы маркетинговой информации
По сути, все действия МИС можно объединить в один процесс маркетингового исследования. В процессе маркетингового исследования выделяют четыре основных этапа: выявление проблемы и определение целей исследования; разработка плана исследования; реализация плана исследования; обработка и предоставление полученных результатов.
Выявлением проблем и целей исследования занимается непосредственно менеджер, т.к. лучше понимает, для принятия какого решения, ему потребуется информация. Менеджерам просто необходимо тоже знать процесс маркетингового исследования. Если менеджер плохо разбирается в маркетинговых исследованиях, он может выбрать неправильное направление исследования, что может привести к получению ненужной информации, неправильным выводам и большим затратам компании на неоправданные исследования. Специалисты маркетинговых исследований так же должны понимать необходимость в тесной сообщающейся работе с менеджером. После точного определения проблемы необходимо сформулировать цели исследования. Цели эти могут быть поисковыми, т. е. предусматривать сбор каких-то предварительных данных, проливающих свет на проблему, а возможно, и помогающих выработать гипотезу. Они могут быть также описательными, т.е. предусматривать описание определенных явлений, например, выяснить численность пользующихся услугами компании и численность тех, кто слышал о компании. Бывают и причинные цели, т.е. предусматривающие проверку гипотезы о какой-то причинно-следственной связи, например о том, что снижение цен на N% вызовет увеличение клиентской базы, по крайней мере, на Х%.
Следующий этап – составление плана исследования. Нужно определить, какая информация необходима и как ее можно получить. Исследователь может собирать вторичные, первичные данные, те и другие одновременно. Вторичные данные ― информация, которая уже где-то существует, будучи, собранной ранее для других ― целей. Первичные данные - информация, собранная впервые для какой-либо конкретной цели. Исследование обычно начинают со сбора вторичных данных. Существует огромное количество источников информации. Основные из имеющихся ныне источников данных включают внутренние (отчеты о прибылях и убытках, отчеты коммивояжеров, отчеты о предыдущих исследованиях) и внешние (издания государственных учреждений, периодика, книги, услуги коммерческих организаций). Вторичные данные служат отправной точкой исследования. Они выгодно отличаются тем, что обходятся дешевле и более доступны. Однако нужных исследователю сведений может просто не быть либо существующие данные могут оказаться устаревшими, неточными, неполными ненадежными. В этом случае исследованию придется с гораздо большими затратами средств и времени получить первичные данные, которые, вероятно, окажутся и более актуальными и более точными. Тем не менее, вторичная информация служит хорошей отправной точкой для начала исследований и помогает выявить проблему и определить цели исследования. У любой фирмы существует внутренняя отчётность, к ней относятся показатели: текущего сбыта, суммы издержек, объёмы материальных запасов, движения денежной наличности, данные о кредиторской и дебиторской задолженности. Применение ЭВМ позволяет создать эффективные системы внутренней отчётности. Так при наличии такой системы торговый агент может из любой точки по телефону запросить необходимые ему сведения, например о наличии товара на складе и получить ответ не только о наличии бумаги на складе, но и при её отсутствии, ответ на вопрос, когда и каким комбинатом она будет произведена. Это даёт ему большие преимущества перед конкурентами. Система сбора внешней текущей маркетинговой информации обеспечивает руководителей информацией о самых последних событиях и представляет набор источников и методических приёмов, посредством которых руководители получают повседневную информацию о событиях, происходящих в коммерческой среде. Руководители фирм применяют следующие методы сбора такой информации: чтение газет, книг, специальных изданий, беседы с поставщиками и другими лицами, не являющимися штатными работниками фирмы; обмен сведениями с другими управляющими и сотрудниками фирмы; обучение продавцов фиксировать события и сообщать о них (это "глаза и уши" фирмы); назначение специалистов по сбору внешней маркетинговой информации (особенно о конкурентах); покупка сведений у сторонних поставщиков внешней текущей информации (существуют специальные фирмы по сбору информации о ценах на товар, доле рынка, подборе рекламы конкурентов), организация специальных отделов по сбору и распространению текущей маркетинговой информации, в которых сотрудники просматривают наиболее важные издания в поисках новостей, составляют обзоры и рассылают их управляющим по маркетингу. В этих отделах ведут досье интересующих фирму сведений. Это резко повышает качество информации, поступающей к управляющим по маркетингу Система маркетинговых исследований - систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчёт о результатах.
Фирма проводит маркетинговые исследования или собственными силами - отделом маркетинга, или специализированными организациями. Наиболее типичными задачами исследователей маркетинга являются: изучение характеристик рынка, замеры потенциальных возможностей рынка, анализ распределения долей рынка между фирмами, анализ сбыта, изучение тенденций деловой активности, изучение товаров конкурентов, краткосрочное прогнозирование, изучение реакции на новый товар и его объём, долгосрочное прогнозирование, изучение политики цен. Управляющие, прибегающие к маркетинговым исследованиям, должны быть знакомы с их спецификой и знать технологию исследования, чтобы не допустить ошибки в принятии решения на основе недостоверной информации. Для получения информации в маркетинге используются следующие методы: опрос, наблюдение и автоматическая регистрация данных (эксперимент представляет только специфический план исследований), панель. Выбор конкретного метода зависит от цели исследуемого признака (человек, предмет).
Большинство маркетинговых
исследований предполагает сбор первичных
данных. К сожалению, для некоторых
управляющих сбор первичных данных
сводится к придумыванию нескольких
вопросов и отысканию ряда лиц, у
которых можно взять интервью. А ведь данные,
собранные подобным образом, могут оказаться
бесполезными ― еще хуже ― вводящими в
заблуждение. Так что для сбора первичных
данных лучше всего разработать специальный
план. Существует три способа сбора первичных
данных, а именно наблюдение, эксперимент,
опрос. Наблюдение - один из возможных способов
сбора первичных данных, когда исследователь
ведет непосредственное наблюдение за
людьми и обстановкой. Наблюдение хороший
способ получения информации, которую
люди не хотят или не состоянии предоставить.
Иногда наблюдение является единственным
способом получения информации. Но есть
данные, которые невозможно получить этим
способом: чувства, побуждения и т.д. Другой
способ сбора данных - эксперимент. Эксперим
- по кругу опрашиваемых (частные лица, эксперты, предприниматели и др.);
- по количеству одновременно опрашиваемых (единичное или групповое);
- по количеству тем, входящих в опрос (одна или несколько (омнибус));
- по уровню стандартизации
(свободная схема или
- по частоте опроса (одно-
или многоразовый опрос). При письменном
опросе участники получают
- по характеру окружающей
обстановки наблюдение может
быть полевым - это означает, что
процессы проходят в
- по месту наблюдающего
различают процесс с