Маркетинговая служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Цель, выяснить, как служба маркетинга влияет на развитие предприятия в целом.
Задачи:
1. проанализировать основные теоретические аспекты организации маркетинговой деятельности предприятия;
2. определить основные функции и задачи маркетинговой службы;
3. проанализировать маркетинговую деятельность предприятия «Арсенал-авто».

Файлы: 1 файл

Арсенал авто.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Ведение

Маркетинговая деятельность на предприятии актуальная тема на сегодняшний день. Процесс   маркетинговой деятельностью подразумевает систему различных мероприятий, которые, необходимо проанализировать и выбрать оптимальный вариант.

Маркетинг направлен на поиск наиболее эффективного сочетания традиционной и новой продукции, он является основанием для принятия решения о расширении или сокращении объемов производства, модернизации продукции или снятии ее с производства, способствует разработке и внедрению планов развития предприятия. Систематический и эффективный маркетинг повышает культуру предпринимательской деятельности, позволяет предприятиям эффективно увязывать ресурсы с целями, а цели - с запросами покупателей.

Анализ маркетинговой  деятельности определяет эффективность всех проведенных мероприятий в области маркетинга. Анализ позволяет определить результативность каждого элемента, входящего в систему маркетинга на предприятии. От результатов, полученных при анализе маркетинговой деятельности зависит определение дальнейшего направления развития предприятия в целом. Поэтому, каждая компания должна регулярно проводить анализ маркетинговой деятельности.

Анализ же структуры  маркетинговой службы направлен  на определение приоритетных функций  маркетинга на конкретном предприятии; он позволяет выявить возможности концентрации и специализации видов работ в рамках подразделений, а также согласованность функций, выполняемых другими службами. Четкий и отлаженный механизм взаимодействия структурных подразделений фирмы, построенный на принципах управления маркетингом обеспечивает высокую маневренность фирмы на рынке. Также при анализе структуры могут быть выявлены недостатки, устранение которых обеспечит повышение гибкости и рыночной маневренности компании, что в условиях усиления конкуренции играет немалую роль.

Цель, выяснить, как служба маркетинга влияет на развитие предприятия в целом.

Задачи:

  1. проанализировать основные теоретические аспекты организации маркетинговой деятельности предприятия;

2.  определить  основные функции и задачи маркетинговой службы;

3.  проанализировать  маркетинговую деятельность предприятия  «Арсенал-авто».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность и задачи маркетингового подхода в управлении предприятием

 Обеспечение  эффективного развития и функционирования,  как  больших предприятий, так и молодых фирм в условия рыночной системы хозяйствования в настоящее время является сложной комплексной проблемой.  В первую  очередь это касается  таких ее сторон, как менеджмент и маркетинг.

         Как показывает практика,  в  условиях  трансформации  отечественной экономики в рыночную маркетинг нередко  является  наиболее  «узким  местом». При неэффективной маркетинговой системе невостребованными остаются  гибкость и ресурсные возможности  производственной,  финансовой  и  других  подсистем фирм.

         Маркетинговый подход – общепризнанное  направление в создании  и реализации фирмами продукции и услуг различного  направления.  В  странах  с развитой  рыночной  экономикой   маркетинговой   сфере   уделяется   большое внимание, поскольку неэффективная маркетинговая  система  предприятия  может привести  не  только  к  потерянной   прибыли,   но    и   прямым   убыткам.

Маркетинговая   система    как   подсистема   организационного    управления существует в любой фирме, однако, степень ее развития и эффективности  может иметь значительные  различия.  В  организационном  отношении  в  крупных   и средних фирмах управляющее звено маркетинговой системы – специальные  службы и подразделения. В малой  фирме  это  может быть  непосредственно один  из руководителей.

         На многих отечественных предприятиях  в  настоящее  время  медленно реализуются настоящие маркетинговые мероприятия и исследования.  Однако,  на ряду с этим  отсутствует  нередко  отсутствует  правильно  понимание  самого понятия «маркетинговая деятельность», «маркетинговая  система»,  «управление маркетингом»,  «маркетинговой  управление»,  как  о   целостной   подсистеме управления фирмой. Объективные причины этого связаны с  тем,  что  маркетинг соприкасается и пересекается  с  самыми  различными  сторонами  деятельности предприятия, но в тоже время не дублирует их. Маркетинг, в широком смысле этого  понятия,  понимается  как  система  реализации  следующих  принципов:

   -ориентация  на   потребителя,   экономическая   эффективность   как   основа деятельности фирмы; 

   -координация  усилий  всех  служб  и  подразделений  для достижения поставленных целей.  Здесь  маркетинг  берет  на  себя  некоторые функции менеджмента.

         Маркетинг и менеджмент являются основой любой  деятельности  любого предприятия или фирмы. Функции  менеджмента  и  маркетинга  отражают  разные объекты  их  приложения  (персонал,  финансы,  строительство,   страхование, торговля, производство, инвестиции, инновации, проекты,  информация,  знания и др.), а так же различные  концепции,  отражающие  технологические  аспекты самого менеджмента и маркетинга как  способа  управления  (методологические, организационные, инструментальные, информационно-правовые, информационные  и др.). Мы знаем, что в  менеджменте  один  из  подходов  в  управлении  носит название  «маркетинговый»,  что   подразумевает   маркетинговое   управление  фирмой, предприятием, то есть это такое  управление,  которое  ориентировано на потребителя, в соответствии с их нуждами, потребностями,  запросами.  Но, к сожалению, не во многих  учебных  пособиях,  статьях  можно  найти  четкое определение понятий «маркетинговой управление» и «управление маркетингом».

         По логике приведенных выше  рассуждений  будет  целесообразно  дать определения этим двум понятиям:

          - Управление маркетингом

          - Маркетинговое управление

         В теории и практики  ведения   маркетинговой  деятельности  эти  два понятия  нередко  наделяются  равноправными  характеристиками  и   выполняют одинаковые функции. Итак,  попытаюсь  разобраться,  в чем же  сходство  и отличие этих понятий.

         Итак, управление маркетингом – это целенаправленная деятельность по регулированию  позиций  фирмы   на   рынке,   по   средствам   планирования, организации,  учета,  контроля,  исполнения   каждой   фазы   позиционнодеятельностного поведения фирмы, с учетом влияния  закономерностей  развития рыночного пространства, конкурентной среды  для  достижения  прибыльности  и эффективности деятельности субъекта на рынке.

         Сфера управления маркетингом,  занимая определенное  место   в  общей системе маркетинговых знаний, включает  анализ,  планирование,  контроль  за проведением  мероприятий,  рассчитанных   на  установление,   укрепление   и поддержание  выгодных  обменов  посредством   решения   определенных   задач организации, таких как получение,  прибыли,  рост  объема  сбыта,  увеличение доли рынка и т.д. В сфере  менеджмента  непосредственно  соприкасающимися  с управлением  маркетингом  на  фирме  и  маркетинговым   управлением   фирмой выступают мотивация  фирмы,  оценка  хозяйственных  решений,  стратегическое планирование, выбор формы хозяйствования, структура  управления,  управление персоналом, имитационное моделирование и др.

  Маркетинговое управление — это процесс, включающий анализ, планирование, реализацию планов и контроль; оно охватывает товары, услуги и идеи; базируется на понятии обмена; его основная задача состоит в достижении чувства удовлетворения всеми участвующими в нем сторонами.

         Следовательно,  функции   менеджмента   представляют   собой   виды деятельности, необходимые для осуществления управления (воздействия).

         Из всего вышесказанного можно  сделать следующий вывод, что   понятия «управление  маркетингом»  и  «маркетинговое  управление»  входят  в   набор инструментов  менеджмента  и   вытекают   из   общего   понятия   управления предприятием.

         Такие  функции  управления  как   целеполагание,   прогнозирование, планирование,  представляют  собой   по   сути,   обоснование   и   принятие управленческих решений, реализуемых в рамках информационно  –  аналитических задач,  маркетинга. Не все  менеджеры  способны  самостоятельно  решить  эти вопросы, и  в  сложных  случаях   это  маловероятно.  В крупных и средних предприятиях эти задачи возлагаются на специальные организационные звенья  – маркетинговые  подразделения,  службы.   Они   выполняют   роль   внутренних консультантов, осуществляя подготовку решений (для этого могут  привлекаться и  внешние   консультанты).   Взаимоотношения   менеджмента   и   маркетинга определяются следующим образом. С одной стороны, к ним можно  относится  как к  двум  отдельным  смежным  сферам.  С  другой  стороны,  маркетинг   можно рассматривать  как  часть  менеджмента,  ориентированную   на   отслеживание макроэкономической среды, внешних факторов, внутренних изменений,  выработку адекватной  реакции на них в виде индикативных управленческих  решений.  Чем сложнее  система  управления   предприятием,   тем   целесообразнее   четкое разделение задач менеджмента и маркетинга. Тогда  процесс  принятия  решений становятся более наблюдаемыми и управляемыми, а сами  решения  обоснованными и адекватными.

         Менеджмент может быть ориентирован  на человека  и  на  проблему.  В первом случае  важнейшей  стороной  менеджмента  как  вида  профессиональной деятельности субъектов (менеджеров) является  умение  управлять  персоналом. Во втором случае речь идет о деловой интуиции, которая определяется  умением менеджеров осуществлять  (самостоятельно  или  при  поддержке  специалистов) постановку и решение задач  управления.  При  этом  менеджмент  фирмы  может рассматриваться как адекватная  и  своевременная  ее  реакция  на  изменения макроэкономической ситуации,  внешние и внутренние  перемены  в фирме.  В частности, если менеджмент понимают как  управление  бизнесом,  то  в  любых условиях он должен быть нацелен на извлечение прибыли.

         Маркетинг в широком понимании  связан именно со вторым случаем.  При этом  различие  между  менеджером  и  специалистом   по   маркетингу   имеет  конкретный  смысл:  специалист  принимает  индикативные   (рекомендательные) решения, а  менеджер  –  директивные  (непосредственно  исполняемые).  Таким образом, в конкретных случаях один  и  тот  же  субъект  может  выступать  в разном качестве.

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Понятие маркетинговой деятельности

Философия маркетинга достаточно элементарна – фирма  должна производить такой товар, которому заранее обеспечен спрос и который приведет фирму к намеченному уровню рентабельности и получение максимальной прибыли.

Суть и содержание маркетинговой деятельности заключаются  в обеспечении выполнения главной  цели любой организации – коммерческой.

Потребитель предъявляет свои определенные требования к каждому товару: необходимое качество, количество, сроки поставки, технические характеристики и т. д.

Вследствие  этого возрастает конкуренция, что  заставляет производителей целенаправленно  ставить задачи перед научно-техническими разработками, определять технологию производства, совершенствовать службу сбыта и многое другое.

Маркетинговая деятельность как раз ориентирована  на выявление и учет рыночного  спроса и организацию производственно-сбытовой деятельности фирмы.

Задача маркетинговой деятельности – отражать и постоянно усиливать тенденции к совершенствованию производства с целью увеличения эффективности функционирования фирмы посредством определения конкретных текущих и долговременных целей, путей их достижения, а также определение товарного ассортимента, его качества, структуру производства и уровень возможной прибыли.

Методы  маркетинговой деятельности

При осуществлении  своей деятельности и достижении поставленных целей фирма может  оперировать несколькими методами маркетинга:

1. Метод ориентации  на продукт, услугу.

Производство  хорошего товара (услуги, изделия) –  это лишь половина того, что фирма  может сделать.

 

Вторая половина – это доведение продукта до конечного  потребителя. И не просто донести  информацию, а приложить максимум усилий, чтобы покупатель оценил и захотел его приобрести. Все это намного сложнее сделать, если изделие принципиально новое, не имеющее аналогов. Следовательно, и подходы к маркетинговой деятельности должны быть принципиально новыми. Ведь для совершенно нового товара оказываются непригодными те методы и способы, которыми раньше исследовали рынок. Порой бывает очень сложно узнать у потребителей, насколько им нужен этот новый товар, которого они раньше не знали и не испытывали нужды в нем. Одним из главных направлений фирмы должно быть не просто создание принципиально нового товара (услуги), а создание такого товара, который смог бы стоять у истоков формирования новой отрасли. И только при этом условии данный метод будет оправдан.

2. Метод ориентации на потребителя.

Данный метод  маркетинга предпочтителен для небольших  компаний. Смысл метода ориентации на потребителя заключается в  том, чтобы найти покупателя, определить, какой товар ему нужен, и удовлетворить  эту потребность. Но найти покупателя мало. Главное – выделить из всей массы товаров только тот товар, который данный круг потребителей готов и желает покупать. Находясь в поиске того «единственного товара» лучше всего рассчитывать на свои силы и встречаться лично с потенциальными покупателями, узнавать их вкусы и предпочтения, пожелания и нужды.

3. Интегрированный  маркетинг.

Со времен индустриальной эпохи считалось, что причина  всегда предшествует следствию, т. е. достаточно найти причину и результат  не заставит себя ждать. Так, в рамках метода маркетинга, ориентированного на продукт, ясно, что фирма не сможет продавать то, чего у нее пока нет. И до того момента, пока потребитель не узнает о вашем товаре (услуге), будете нести большие затраты средств и времени. Здесь продукт – первопричина, а потребительский спрос – следствие. Все это было закономерно в эпоху индустриального развития. Но в наше время, когда мир отраслей не стабилен, рынок товаров не стандартен, это уже не срабатывает. Так как потребности становятся все более разнообразными и непохожими друг на друга, то производители должны постоянно предлагать рынку все более и более совершенные товары, изыскивая и изобретая нововведения и доработки, с одной только целью – полнее удовлетворить данные потребности. И поэтому потребитель уже становится первопричиной для компаний. А как следствие – производство нового товара, который может удовлетворить возросшие индивидуализированные потребности людей.

Информация о работе Маркетинговая служба