Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 17:28, курсовая работа
Цель, выяснить, как служба маркетинга влияет на развитие предприятия в целом.
Задачи:
1. проанализировать основные теоретические аспекты организации маркетинговой деятельности предприятия;
2. определить основные функции и задачи маркетинговой службы;
3. проанализировать маркетинговую деятельность предприятия «Арсенал-авто».
Основное направление компании – продажа автомобилей отечественного производства.
Отдел маркетинга создан в октябре 2002 года. Одновременно им обслуживаются оба направления бизнеса. В ближайшем будущем (год-полтора) планируется формирование матричной структуры управления маркетингом компании, предполагающей разделение зон ответственности параллельно как по основным маркетинговым функциям, так и по товарным направлениям. В настоящее время постоянный мониторинг конкурентов не проводится. Принят на работу Консультант по маркетингу, который пишет Положение об отделе Маркетинга и Годовой маркетинговый план. Сначала он проводит выборочный анализ конкурентов. Ранее в компании проводились только фрагментарные маркетинговые исследования. Действующей Маркетинговой Информационной Системы пока нет.
Цели и функции Отдела Маркетинга
Совместно с
другими подразделениями
· Целью отдела маркетинга является выработка рекомендаций и координация деятельности по формированию и проведению закупочной, сбытовой и сервисной политики предприятий.
· В функции Отдела маркетинга входит анализ внутренней и внешней среды предприятий, анализ конкурентов, сегментирование рынка и позиционирование товара, ценообразование, формирование ассортимента и формулирование требований к качеству продукции и обслуживанию клиентов, продвижение продукции, формирование и поддержание имиджа предприятия и торговых марок.
Структура Отдела Маркетинга
Внутри отдела маркетинга выделяются следующие специализации (пример) Численность отдела маркетинга - 4 сотрудника.
В состав отдела входят:
· Начальник Отдела Маркетинга
· Маркетолог / Менеджер по маркетингу
· Маркетолог / Аналитик
· Маркетолог / Менеджер по интернет-маркетингу
Взаимодействие отдела маркетинга с другими подразделениями
Торговые подразделения предоставляют менеджеру по маркетингу информацию о характере и результатах своей деятельности. Отдел маркетинга предоставляет всем подразделениям предприятия информацию, необходимую для их рыночной ориентации их деятельности.
По заказу руководителей подразделений и товарных групп Отдел маркетинга выполняют отдельные виды маркетинговой деятельности. Начальник Отдела маркетинга планирует и координирует деятельность внутри группы.
Отдел Маркетинга
и менеджеры по маркетингу предприятий
активно взаимодействуют с
Решения, влияющие на рыночную ориентацию предприятия, все предприятия принимают на основе рекомендаций и по согласованию с Отделом маркетинга.
3.3. Функциональные обязанности руководителя и сотрудников отдела маркетинга
Начальник отдела маркетинга выполняет следующие функции:
· Определяет и
представляет на утверждение Генеральному
Директору Годовой
· определяет общие направления деятельности отдела в рамках общих целей и задач, установленных “Положением об отделе маркетинга”, а также на основе указаний Генерального Директора и несет всю полноту ответственности за результаты деятельности отдела
· определяет структуру отдела, вносит необходимые изменения и дополнения в соответствии с возникающими задачами; принимает оперативные меры по изменению структуры отдела для решения конкретных задач
· определяет порядок оплаты труда работников, поощрения по итогам работы, несет ответственность за поддержание дисциплины в отделе и т.п.
· определяет стратегию деятельности по продвижению товаров и услуг, организует ее реализацию принимает непосредственное участие в разработке стратегии деятельности предприятия и совершенствовании его организованной структуры представляет предприятие в контактах с другими предприятиями и организациями, ведет деловую переписку от имени предприятия в пределах своей компетенции
· ежегодно (а по требованию Директора предприятия в любой момент за любой период времени) представляет им информацию о деятельности отдела
· в случае необходимости проведения специальных маркетинговых мероприятий по согласованию с руководством привлекает к выполнению данной работы сотрудников других подразделений предприятия, создает временные группы экспертов по отдельным маркетинговым вопросам и руководит их работой
· организует обсуждение результатов исследований и практической деятельности в области маркетинга
· занимается повышением квалификации сотрудников отдела и собственной квалификации
Маркетолог, Менеджер по маркетингу выполняет следующие функции:
· осуществляет
исследовательские и
· предоставляет начальнику отдела информацию, необходимую для анализа и прогнозирования рыночной ситуации
· организует и принимает личное участие в изучении общего состояния и конъюнктуры рынков и тенденций их развития
· организует и
принимает личное участие в проведении
исследований по изучению потребностей
и отношения потребителей и торговых
посредников к продукции
· организует и
принимает участие в
· проводит изучение
деятельности конкурентов, определяет
позицию предприятия в
· организует получение данных по конкретным рынкам товаров и о научно-техническом прогрессе в конкретной области
· организует разработку планов маркетинга для предприятия, совместно с экономическими службами проводит экономический анализ и оценку планов маркетинга, вырабатывает рекомендации по их совершенствованию
· устанавливает
контакты и организует получение
от организаций и отдельных
· выполняет поручения Директора, Заместителя директора
· проводит выявление и осуществляет анализ информационных потоков и взаимосвязей структурных подразделений предприятия, принимающих участие или влияющих на реализацию функций маркетинга
· разрабатывает методы анализа и оптимизации структуры и состояния базы данных маркетинговой деятельности
· осуществляет оперативный экономический анализ текущей маркетинговой деятельности, в частности, анализ хода продаж, его соответствия плановым показателям, изучает причины отклонений хода продаж от плана и вносит в них коррективы
· на основе статистической информации и результатов специальных исследований осуществляет анализ и прогнозирование развития рынка
· вырабатывает предложения в области ценовой политики
· осуществляет деловые контакты с рекламными подразделениями организаций средств массовой информации
· осуществляет выбор и организует при участии других подразделений предприятия практическую реализацию отдельных методов стимулирования сбыта (ярмарки, выставки, продажа по сниженным ценам, купонная продажа, предоставление образцов товара для испытания и т.п.)
· осуществляет оценку эффективности применяемых методов продвижения товаров
· организует совместно с сотрудниками отдела сбыта оперативный сбор информации, касающейся сбыта продукции
· организует и осуществляет совместно с сотрудниками отдела сбыта анализ хода продаж по всем регионам и сегментам рынка
· проводит анализ
состояния Уфимского
· организует и
проводит исследование товарного ассортимента
и потребительских свойств
· осуществляет выявление основных тенденций развития производства (технического уровня, технологии, структуры издержек производства и пр.)
· разрабатывает
программу исследований и совместно
с другими подразделениями
· разрабатывает
программу исследований и совместно
с другими подразделениями
· совместно
с другими подразделениями
· осуществляет создание и ведение информационной базы по товарной группе
· контролирует осуществление плана маркетинга определенной группы товаров, готовит предложения по внесению в него изменений
· участвует в разработке и согласование планов проведения рекламных мероприятий
Заключение
В развитой рыночной экономике существует множество типов предприятий, но, ни на одном из них нельзя обойтись без маркетинговой службы. Хотя экономисты выделяют различные пути повышения эффективности фирмы, я концентрирую внимание именно на службе маркетинга, на том, как специалисты этого отдела помогают предпринимателю повысить эффективность, а, следовательно, и прибыльность фирмы.
Прежде всего, маркетологи занимаются исследовательской работой: исследованием рынка, потребителей, товара, конкурентов. Некоторые директора предприятий недооценивают и даже игнорируют исследования маркетинга, что впоследствии прямым образом отражается на финансовом благосостоянии фирмы. Хотя исследования дороги, нельзя приуменьшать их роль, потому что в будущем они принесут только прибыль: предприятие, особенно молодое, почувствует себя уверенней на новой почве неосвоенного рынка. При помощи исследований можно выбрать наиболее оптимальный и прибыльный рынок, потребителей, способ рекламы и т. д., и таким образом маркетинговые исследования повышают прибыльность предприятия.
Маркетинговая политика предприятия является логическим продолжением исследований. Маркетинг сопровождает товар на всем пути процесса создания, определения цены, стратегии сбыта и продвижения.
Товарная политика
маркетинга определяет оптимальные
инструменты воздействия на новый
товар, жизненный цикл товара, предсказывает
устаревание, что способствует экономии
средств и повышению
Ценовая политика помогает определить истинную цену товара, выявить факторы, влияющие на изменение цены, выработать стратегию смены ценообразования. Эта тактика не дает предпринимателю прогадать в определении цены, а также завысить ее, что в обоих случаях могло бы привести к банкротству.
Стратегия сбыта товара влияет на определение оптимального канала сбыта, его ширину и протяженность, выбору посредника и поставщика, выбору метода сбыта, возможность создания собственной торговой сети, что как нельзя лучше влияет на экономию средств, в рыночных условиях, когда даже малейшая ошибка карается конкурентом.
Без тактики продвижения товара (реклама, ярмарки, директ-маркетинг, и др.) не выжила бы ни одна фирма. Сейчас, когда население планеты растет, увеличивается количество, как продавцов, так и покупателей, производителю и потребителю все сложнее становится отыскать друг друга. Именно для облегчения этой задачи служит тактика продвижения.
Я надеюсь, что в данной работе осветила достаточное количество вопросов, позволяющих познать основы маркетинга и прийти к выводу, что маркетинг, повышая эффективность и прибыльность, является неотъемлемой частью политики предприятия.
Библиографический список:
1. Голубков Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения.- М.: Экономика,1993г.
2. Аникеев С.Н. Методика разработки плана маркетинга: Сер. "Практика
маркетинга". - М.: Фолиум, 1998 г.
3. Нагапетьянц Н.А. Прикладной маркетинг. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
4. Питер Р. Диксон. Управление маркетингом. - М.: Бином, 1998.
5. Лобанова Т.П. и др. Бизнес-план. - М.: ПРИОР, 2000.
8. Маркетинг
в отраслях и сферах
9. Моисеева Н.К.,
Анискин Ю.П. Современное
10. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг. - М.: Экономика, 1999.
11. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1992.