Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 19:25, курсовая работа
Мороженое - одно из наиболее популярных и любимых потребителем кондитерских изделий. Мороженое представляет собой сладкий продукт, получаемый взбиванием и замораживанием специально приготовленных смесей. Оно подразделяется на основные и любительские виды. Каждый из видов включает ряд разновидностей продукта, отмечающихся по составу, оргалептическим показателям, используемым сырьевыми компонентами. К основным видам мороженого относятся: молочное, сливочное, пломбир, плодово-ягодное и ароматическое. Мороженое любительских видов вырабатывается на молочной, плодово-ягодной или овощной основы с использованием куриных яиц, с применением кондитерского жира.
«Вечный» ЖЦТ
Мороженное является, что называется, вечным товаром. С годами спрос на него не упадет. Ели только его не вытеснит с рынка новый продукт, например лед. Данному типу ЖЦТ будет сопутствовать сезонность. Летом продажи, как правило, возрастают. Зимой – снижаются.
В настоящее время объем
2.2 Сегментация рынка
Рыночная сегментация
Объектом сегментации являются прежде всего потребители. Выделенные особым образом, обладающими особыми общими признаками, они составляют сегмент рынка. Под сегментацией понимается разделение рынка на сегменты, различающиеся своими параметрами или реакцией на те или иные виды деятельности на рынке (рекламу, методы сбыта). Наиболее распространенными методами сегментации являются метод группировок по - одному или нескольким признакам и метод многомерного статистического анализа.
Выходя на рынок, производитель хорошо осведомлен о потребительских свойствах своих изделий или услуг. Вместе с тем, покупатели по-разному используют этот товар, и покупают его по разным причинам. Поэтому естественным представляется разбивка покупателей по мотивам приобретения товара или иным признакам, а затем предложение товар, созданного при максимальном учете этого фактора. Теоретически, такой подход наиболее эффективен. Но на практике приходится сталкиваться с рядом ограничений, искажающих приведенную идеальную картину. Все намного усложняется, если старается выйти на внешний рынок, поскольку в данном случае фирме придется активно заниматься рекламой для каждого сегмента в отдельности проводить опросы и другие мероприятия. При большом числе сегментов приспособление к требованиям каждого может оказаться очень дорогим делом. Поэтому относительно товаров индивидуального пользования всегда следует устанавливать достаточно крупные сегменты.
Кажется, что в наше время у производителей мороженого найдется мороженое для кого угодно. Существует стандартное мороженое, высококачественное в фаршированной упаковке, с шоколадной глазурью, со вкусовыми добавками по высоким ценам, средние, низкокачественное мороженое без каких-либо вкусовых добавок, но по низкой цене.
Рынки состоят из покупателей, а покупатель отличается друг от друга по самым разным параметрам. Разными могут быть потребности, ресурсы, географическое положение, покупательские отношения и привычки. И любой из этих переменных можно воспользоваться в качестве основы для сегментирования рынка.
Разделение на сегменты может быть
представлено следующим образом:
— Экспериментаторы (покупающие каждый раз новые сорта мороженого). Размер этой группы — 16,4%. Основной движущий мотив при выборе товара — поиск новых ощущений, новизны. Стратегия выбора товара — “покупаю то, что увижу нового”.
— Консерваторы (покупающие привычные для них марки мороженого). Размер этой группы — 11,3%. Основной движущий мотив — сохранение статус-кво, страх “обмануться” в новом товаре. Поэтому покупают те товары, к которым уже привыкли. Частный случай — покупающие продукцию производителя, которому доверяют.
— Покупающие самое дешевое мороженое. Размер этой группы — 8,5%. Покупают то мороженое, которое дешевле, предъявляя только самые базовые требования к качеству или не предъявляя никаких требований к товару вообще, кроме самой низкой цены.
— Ностальгирующие (покупающие такое
мороженое, которое “было раньше”,
с которым у покупателей связан
— Покупающие “оригинальное” мороженое. Размер этой группы — 5,6%. Своеобразные эстеты вкуса. Выбирают мороженое с некоторой “изюминкой” — что-то оригинальное, необычное.
— Покупающие “удобное” мороженое. Размер этой группы — 16,4%. Основное требование — удобная, функциональная упаковка и комфортность потребления мороженого.
— Покупающие то мороженое, которое нравится ребенку. Размер этой группы — 1,3%. Целиком зависят от мнения ребенка. Покупают то мороженое, на которое указывает ребенок, не вмешиваясь в его выбор.
— Покупающие мороженое, которое нравится по отдельным вкусовым характеристикам (насыщенный сливочный вкус, хрустящие вафли, горький шоколад и т.п.). Размер этой группы — 1,1%. Выбирают такое мороженое, которое нравится по отдельным вкусовым характеристикам, не обращая внимания на те или иные имиджевые черты.[9]
У производителей мороженого также есть несколько подходов к сегментированию рынка. Во-первых, мороженое принято делить на “летнее” (эскимо, рожки, стаканчики) и “зимнее” (рулеты, ванночки, торты). К летним видам относится мороженое весом не более 150 г — это импульсный ассортимент (решение о покупке покупатель принимает спонтанно); это то мороженое, которое покупается в жаркую летнюю погоду и потребляется в основном на улице. К зимним видам относится мороженое весом более 150 г, предназначенное для домашнего потребления в основном в зимний сезон. Выделяют еще один сегмент — развесное мороженое для поставок в сегмент HoReCa. Также принято и традиционное ценовое деление на премиальный, средний и экономичный сегменты. Премиальный и средний сегменты представлены как крупными российскими, так и иностранными производителями. Зато экономсегмент полностью контролируется отечественными производителями.
На Западе и в Америке большая
часть рынка принадлежит
Эксперты отмечают, что даже в осенне-зимний период этот сегмент сокращается максимум до 55% и вне зависимости от времени года остаются популярными виды мороженого, которые удобно есть на ходу, так, по данным компании «Прорыв», летом им являются стаканчики и эскимо (диаграмма 3).
Отмечено, что в последние годы наибольшие темпы роста демонстрирует рожок. Рынок растет, прежде всего, в сегментах более дорогих видов, и рост происходит, в основном, за счет сокращения сегмента вафельных стаканчиков.
В связи с этим наибольшую долю продаж в летнее время имеют специализированные палатки «Мороженое», зимой – увеличивается доля магазинов (диаграмма 4).
Диаграмма 3. Структура розничных продаж мороженого в России летом1
Диаграмма 4. Места покупки мороженого в зависимости от сезона2
Однако эксперты рынка утверждают, что с 2006 года замечен некоторый рост популярности мороженого домашнего потребления, а также сортов, которые уместно есть дома и зимой и летом, с одновременным снижением потребления мороженого на улице. По мнению экспертов, сегмент семейного мороженого будет продолжать расти.
Другой немаловажной тенденцией сезона 2006 года стал рост спроса на мороженое среднего и высокого ценовых сегментов, в связи с чем производители стремятся предложить своим покупателям как можно больше новинок в более дорогом ценовом формате. И пока доля потребления «уличных» форматов мороженого высока, основной упор в продвижении брендов игроки делают именно на стимулирование импульсной покупки, постоянно обновляя ассортимент.
Для получения современных данных
было проведено анкетирование
Анкетирование показало, что большинство потребителей (60%) не желают платить за порцию (около 100г) более 50 руб. 17% согласны за тот же вес отдавать до 100 руб. 15% предпочтут самое дешевое мороженое. Остальные респонденты не смотрят на цену при покупке мороженого.
Также по итогам анкетирования было выявлено, что 70% опрашиваемых, при покупке мороженого обращают внимание на вкусовые качества и на упаковку. Цена не играет особого значения, при покупке порционного мороженого в магазине. Следовательно, выигрывает тот производитель, который сумел привлечь внимание оберткой. Также респонденты предпочли покупать мороженое известных брендов. Можно сделать вывод, что реклама и продвижение самого бренда играет немаловажную роль в сбыте товара.
2.3 Разработка и рекомендация ассортимента продукции.
Мороженое является товаром постоянного
ежедневного спроса, одним из самых
дешевых и популярных кондитерских
изделий. По поводу частоты покупок
можно сделать следующее
- в летнее время мороженое
покупается средним
- в зимнее время покупки
Результат опроса потребителей мороженого показали, что большинство потребителей, хотя употребляют мороженое местного производства, недовольны качеством. Потребители желают покупать мороженое такого качества как и импортные, но по меньшей цене. Также потребители хотят видеть мороженого местного производства в таких же ярких упаковках, что и импортная продукция.
Результат исследования показывает, что основными путями развития сферы производства мороженого и создания конкурентоспособной продукции, является:
- улучшение качества, соответствие
продукции международным
- увеличение ассортимента
- производство мороженого с различными пищевыми добавками, натуральными красителями, начинками и глазурями и т.д.
Для создания продукции с вышеуказанными качествами, необходимо приобретение оборудования, позволяющее производить высококачественное мороженое соответствующее мировым стандартам.
Основными путями повышении качественной продукции и его превосходства над конкурентами являются:
- ежедневное потребление
- использование в качестве
Примеры:
При выводе на рынок новых продуктов производители делают акцент на уникальных качествах того или иного продукта. Например, компания "Русский Холод" выпустила фруктовый лед на основе необычных натуральных компонентов - клюквенного, облепихового соков и натурального экстракта чая с персиком, а также уникальное для рынка мороженое с начинкой из молочного йогурта.
Компания "Айсберри" вывела на рынок "Сок 100%", который является полностью натуральным продуктом, кроме этого он не тает, а уникальную форму стаканчика в виде корзиночки нельзя подделать.
Новинка компании "Нестле - Жуковское мороженое" – рожок "Экстрем" с хрустящими шариками (карамель с воздушным рисом в шоколаде, шоколад с россыпью шариков безе в темном шоколаде), мороженое "Максибон" со вкусом чизкейка, а также коллекция сорбетов "Mega "(молочное мороженого с фруктовым льдом внутри).
Компания "АльтерВест" создала новую категорию на рынке – "твороженое", то есть продукт, занимающий промежуточное положение между мороженым и творогом.
Способ его приготовления
Компания "Луганскхолод" начала выпуск нового мороженого "Зефир" в форме эскимо, вкус которого в точности повторяет вкус одноименного кондитерского продукта.
Но понемногу предпочтения и привычки российских потребителей меняются, новые форматы постепенно завоевывают популярность: растет интерес к мороженому домашнего потребления, мороженого в "ванночках", в виде тортов. Следуя этой тенденции, производители начали укомплектование ассортимента зимними видами мороженого – тортами, рулетами, развесным мороженым емкостью по 1-2 литра. Идет процесс замещения дешевого мороженого более дорогими и дифференцированными видами.
Таким образом, основные игроки рынка
смотрят в будущее с
Мелкие региональные производители,
не имеющие возможности