Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 22:57, курсовая работа
Целью исследования является: дать характеристику аптечной сети «Имплозия», провести маркетинговое исследование, разработать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
- Охарактеризовать сущность, значение, содержание и основные этапы маркетингового исследования;
- Рассмотреть общее понятие фармацевтического рынка, его значение и функционирование;
- Провести практическое маркетинговое исследование российского рынка фармацевтических препаратов.
Введение…………………………………………………..……………………….5
1 Теоретические аспекты маркетинга в фармацевтической отрасли………….7
Современное состояние фармацевтической промышленности России...7
Маркетинговая деятельность на рынке фармацевтических услуг……...9
Анализ ситуации на рынке аптечной сети «Имплозия»………………..11
Общая характеристика аптечной сети «Имплозия»…………………….11
Маркетинговые исследования аптечной сети «Имплозия» г. Новотроицк…………………………………………………………………..15
Оценка комплекса маркетинга аптечной сети…………………………..26
Совершенствование маркетинговой деятельности аптечной сети «Имплозия»……………………………………………..……………………28
Рекомендации по усовершенствованию маркетинговой деятельности….28
Оценка эффективности предлагаемых мероприятий……………………..30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………………………...34
Аптечная сеть «Имплозия» занимает третье место не случайно.
Таблица 2 - Сравнительная оценка работы аптечной сети «Имплозия» за период с 2006 – 2011 гг.
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Оборот в относительных единицах |
400 |
650 |
850 |
1300 |
1737 |
2360 |
Количество позиций на складе |
4000 |
4550 |
5000 |
6000 |
7000 |
10000 |
Количество сотрудников |
507 |
700 |
900 |
1200 |
1500 |
2000 |
Количество собственных аптек |
41 |
53 |
66 |
79 |
110 |
147 |
Количество партнерских аптек |
20 |
29 |
42 |
49 |
70 |
96 |
Количество филиалов и представительств |
5 |
6 |
6 |
6 |
7 |
8 |
Аптеки сети «Имплозия» сегодня – это квалифицированный и приветливый персонал, состоящий из сертифицированных специалистов, профессиональное обслуживание, высококачественные товары, конкурентные цены, широкий ассортимент продукции, включающий в себя средства для профилактики и лечения, предметы ухода, гигиены, товары для мам и детей, косметику от ведущих российских и зарубежных производителей.
ООО «Имплозия» сегодня – это сеть структурных подразделений, каждое из которых является частью сплоченного коллектива, состоящего из высококвалифицированных специалистов. Сейчас работают свыше 2000 сотрудников. Все аптеки объединены единой компьютерной системой с высочайшим уровнем автоматизации. Современная система управления бизнес-процессами и товарно-материальными запасами позволяет максимально эффективно использовать трудовые и материальные ресурсы компании. На сегодняшний день успешно существует собственная справочная служба «Фармсправка» о наличии товаров в аптечной сети. Действует гибкая система скидок для социально незащищенных слоев населения – пенсионеров, инвалидов, ветеранов, многодетных матерей. Введена в обращение накопительная дисконтная карта «ИМПЛОЗИЯ». Также можно получить скидку по карте «UNIVERSAL CLUB». А посетив аптеки в воскресный день покупатель также получает возможность приобрести товар со скидкой. Существует два вида дисконтных карт: для Москвы и для всех остальных аптек, по сути отличающихся друг от друга только внешним видом. По обеим картам начальная скидка составляет 5% и увеличивается до 10% в зависимости от суммы предыдущих покупок, т.е. скидка является накопительной.
Стратегия аптек «Имплозия»:
– продолжать улучшать качество обслуживания в аптеках и предлагать максимально доступные товары, удовлетворяющие потребности всех слоев населения;
– продолжать изыскания и внедрение новых идей и технологий, направленных на повышение эффективности организации и управления процессами, необходимыми для успешного выполнения поставленной миссии;
– продолжать увеличивать надежность системы, создавая репутацию компании первого выбора для сотрудников, поставщиков и потребителей, при этом важная роль будет отводиться созданию корпоративной культуры динамичной компании, призванной обеспечивать эффективное региональное развитие на основе современных принципов и стандартов работы с персоналом;
– продолжать сопровождать рост поддержанием устойчивого равновесия между капиталом и привлеченными кредитами.
Миссия аптек «Имплозия»: удовлетворение потребности общества в улучшении и поддержании здоровья посредством качественного снабжения широких кругов населения доступными товарами и пропаганды заботы о здоровье, о чем и говорит слоган: "ИМПЛОЗИЯ …И ВЫ ЗДОРОВЫ!"
Выполняя миссию, аптечная сеть «Имплозия» осуществляет свою деятельность легально и в соответствии с принципами деловой этики, общепринятыми ценностями, экономической оптимальностью и целесообразностью, а также совмещая интересы организации с потребностями личности сотрудника и личные интересы с потребностями команды, внося, при этом, вклад в развитие экономики, оказывая позитивное влияние на развитие сектора бизнеса, отрасли и экономической среды в целом и выполняя обязанности перед государством.
2.2 Маркетинговые исследования аптечной сети «Имплозия» г. Новотроицк
Проведем маркетинговый анализ деятельности одной из аптек «Имплозия», расположенной по адресу: г.Новотроицк, ул.Уральская, д.2.
Основная деятельность –
это предоставление услуг по продаже
лекарств и товаров аптечного
ассортимента, средств личной гигиены,
детских товаров, косметических
товаров, т.е. предоставление покупателю
максимального выбора товара по выгодным
ценам. При этом большое внимание
уделяется качеству обслуживания потребителя,
для этого постоянно
Многие товары имеют
цены ниже, чем в других близлежащих
аптеках. Среднестатистический
В аптеке «Имплозия»
удобно делать покупки
Также данная аптека привлекает покупателя режимом работы: с 8:00 до 22:00 и, что самое главное, без перерыва на обед.
Для более точной оценки
результатов хозяйственной
Таблица 3 - Динамика основных экономических показателей деятельности аптеки «Имплозия» за период 2009-2011 год.
Показатели |
Ед.изм. |
Года |
Изменения (+ -) |
2010 к 2009 % |
2011 к 2010 % | |||
2009 |
2010 |
2011 |
10/09 |
11/10 | ||||
Выручка |
Тыс.руб. |
21269 |
23008 |
26287 |
1739 |
3279 |
108,1 |
114,2 |
Прибыль от продаж |
Тыс.руб. |
1372 |
1584 |
1621 |
212 |
37 |
115,3 |
102,3 |
Себестоимость продаж |
Тыс.руб. |
15883 |
17151 |
19570 |
1268 |
2419 |
108 |
114,1 |
Прибыль до налогообложения |
Тыс.руб. |
1328 |
1529 |
1614 |
201 |
85 |
115,1 |
105,5 |
Стоимость имущества |
Тыс.руб. |
2616 |
3219 |
3788 |
603 |
569 |
123,1 |
117,6 |
Рентабельность активов |
% |
16,9 |
15,8 |
14,2 |
-1,1 |
-1,6 |
- |
- |
Рентабельность продаж |
% |
2,15 |
2,3 |
2,06 |
0,15 |
-0,24 |
- |
- |
Результаты хозяйственной деятельности свидетельствуют о том, что предприятие развивается с положительной динамикой. Выручка от продаж за 2009-2010г. увеличилась на 8%, что составило 1739 тыс. руб., а за 2010-2011г. увеличилась на 14%, что составило 3279 тыс. руб. Это свидетельствует о том, что предприятие на протяжении трех отчетных периодов наращивает объем реализованных товаров, это подтверждает пропорциональный рост себестоимости реализованных товаров. Прибыль от продаж за 2009-2010г. увеличилась на 15%, что составило 212 тыс. руб., а за 2010-2012г. увеличилась на 2%, что составило 37 тыс. руб. Это говорит о том, что рост прибыли от продаж из периода в период положительный, но за 2010-2011г. отмечается снижение темпов роста. Идентичные тенденции наблюдаются и за ростом прибыли до налогообложения. На протяжении трех отчетных периодов стоимость имущества растет, в 2009-2010г. стоимость имущества увеличилась на 23%,что составило 603 тыс. руб., а в 2010-201г. стоимость имущества увеличилась на 17%, что составило 569 тыс. руб. Рентабельность активов на протяжении трех отчетных периодов снижается, за 2009-2010г. снизилась на 3,2%, за 2010-2011г. снизилась на 4,9%. Это говорит о том что эффективность использования имущества организации из периода в период снижается. Рентабельность продаж за 2009-2010г. увеличилась на 0,45%, а за 2009-2010г. снизилась на 0,73%. Это говорит о том, что за 2010-2011г. эффективность продаж снизилась ниже уровня 2009г.
Анализ внешней среды.
Среди конкурентов можно выделить находящиеся в городе аптеки «Вита+» и «Лекко», в которых также представлен широкий ассортимент товаров, но цены выше, а дисконтные скидки ниже, чем в аптеке «Имплозия», а ценовой фактор является определяющим на сегодняшний момент для покупателя.
Проанализируем конкурентные преимущества аптеки «Имплозия» с основными конкурентами. Детальный анализ основных конкурентов проводится по следующим позициям - месторасположение, время работы, качество и стиль интерьера, загруженность, ассортиментная политика, ценовая политика, виды и качество оказываемых услуг, квалификация провизоров (фармацевтов). Приведенные позиции оценивались по 5-балльной шкале. По результатам анализа, приведенным в строке «Итого», можно судить об опасности того или иного конкурента (чем выше суммарный балл, тем опаснее конкурент). Данные приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Данные для сравнительного анализа эффективности маркетинговой деятельности конкурентов аптеки «Имплозия».
Факторы конкурентоспособности |
«Имплозия» |
«Вита+» |
«Лекко» |
Место расположения |
ул.Уральская, д.2. -3 |
ул. Советская, д. 55 - 5 |
Советская улица 62а -4 |
Время работы |
8:00-22:00 - 5 |
09:00 - 21:00 - 4 |
8:00-21:00–4 |
Качество и стиль интерьера |
4 |
4 |
4 |
Загруженность |
4 |
4,5 |
3,5 |
Ассортиментная политика |
5 |
5 |
4 |
Ценовая политика |
5 |
4,5 |
4 |
Виды и качество оказываемых услуг |
4 |
4 |
4 |
Квалификация провизоров (фармацевтов) |
4,5 |
4 |
4,5 |
Итого: |
34,5 |
35 |
32 |
Внутренняя среда организации
вычисляется внутренними
Основной целью всех
аптек «Имплозия» является
Цели:
- удовлетворение потребностей клиентов – первоочередная задача каждого сотрудника;
- лидирование в сфере торговли лекарственными средствами;
- повышение годового товарооборота;
- увеличение средней стоимости чека каждого покупателя;
- привлечение и удержание новых клиентов.
Сотрудники являются
профессионалами, деятельность
Сегментирование рынка – это разбиение рынка на группы по какому-либо признаку, одинаково реагирующие на комплекс маркетинга.
Проведем сегментирование по потребителям. Выберем сегментирование по возрасту, так как по полу и доходам население будет сложно разбить, и мы не знаем процент мужчин и женщин, посещающих аптеку.
Разделим население на следующие сегменты:
– Возраст до 8 лет. Этот сегмент составляют дети. Они ходят в детсад и готовятся к поступлению в школу. Их организм только начинает развиваться, и в этот период подвержен различным заболеваниям. Поэтому им требуется уход, забота и различные медикаменты на случай болезни.
– Возраст от 8-18 лет. Этот сегмент составляют подростки, обучающиеся в школе и других образовательных учреждений. Их организм менее подвержен заболеваниям, но все равно, не нужно забывать про медикаменты.
Информация о работе Маркетинговое исследование рынка фармацевтических услуг