Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:28, курсовая работа
Принципиальной особенностью маркетингового исследования, отли-чающей его от сбора и анализа внутренней и внешней текущей информации, является его целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем маркетинга. Эта целенаправленность и превращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование.
Таким образом, под маркетинговым исследованием следует понимать направленный на решение стоящей перед фирмой маркетинговой проблемы (комплекса проблем) процесс постановки задач, получения маркетинговой ин-формации, планирования и организации ее сбора, анализа и представления от-чета о результатах.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 5
2.1. Разработка анкеты. 20
2.2.Определение объема выборки. 26
2.3 Анализ результатов исследования. 28
2.4. Рекомендации производителям молочной продукции 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
В зависимости от частоты проведения опросы могут быть точечными (ра-зовые) и повторные. По степени охвата потенциальных покупателей опросы могут быть сплошными и выборочными.
В практике маркетинга применяются две основные формы опроса: анкети-рование и интервьюирование.
При анкетировании опрашиваемый сам письменно отвечает на вопросы в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть ин-дивидуальным или групповым. Анкетирование бывает также очным и заочным. Наиболее распространенной формой последнего является почтовый опрос.
Интервьюирование как форма опроса предполагает личное общение с оп-рашиваемым, при котором интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым (личным) и опосредованным (например, по телефону).
Таким образом, опрос как
метод получения первичной
Точность результатов опроса, проводимого в любой форме, в значительной степени зависит от качества инструментария (анкеты или бланки интервью).
При проведении опроса возникает необходимость подготовки опросных листов. Сложность этого процесса состоит в составлении перечня вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ, а также последующая классифика-ция и оценка ответов по балльному признаку. Процесс разработки и создания анкеты для проведения опроса более детально будет рассмотрен в подразделе 2.1. – «Разработка анкеты»
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Разработка анкеты
Опрос – это метод
сбора эмпирической информации
в маркетинговых ис-
Опрос может носить структуризованный
и неструктуризованный
Информация от респондентов при проведении опросов собирается тремя способами: путем задания вопросов респондентам интервьюерами, ответы на которые интервьюер фиксирует; путем задания вопросов с помощью компью-тера; путем самостоятельного заполнения анкет респондентами.
Анкета (или опросный лист)
– это объединенная единым исследователь-ским
замыслом система вопросов, направленных
на выявление количественно-
На первой странице анкеты – вводная часть. В ней указывается кто прово-дит опрос; с какой целью; дается инструкция заполнения анкеты.
Далее в анкете располагаются контактные вопросы. Их задача – заинтере-совать собеседника, ввести в курс изучаемых проблем. Вопросы можно подраз-делить на закрытые и открытые. Закрытые вопросы предполагают выбор ответов из полного набора вариантов, проводимых в анкете. Открытые вопросы, в отли-чие от закрытых, не содержат подсказок, а рассчитаны на получение неформа-лизованных ответов. Завершают анкету заключительные вопросы. Их цель – снятие психологического напряжения у респондента.
Для повышения качества анкет
и успешного проведения с их помощью
сбора данных маркетинга сформулирован
ряд рекомендаций, которые могут
быть весьма полезными при получении
первичной маркетинговой
1. Соблюдение принципиальных требований к формулированию вопроса:
- вопросы должны быть простыми и понятными;
- вопросы должны быть однозначными;
- вопросы должны быть нейтральными (не поправлять ответ в определен-ную сторону);
2. Соблюдение принципов построения анкет:
- порядок вопросов: от простых – к сложным, от общих – к специальным, от необязывающих – к деликатным;
- сначала вопросы,
- выбор оптимального объема
анкет: громоздкие анкеты
- максимальное время,
необходимое для заполнения
3. Предварительная оценка качества анкет:
- разработанные анкеты
подвергаются логическому
- проведение подробного
опроса небольшой группы людей,
4. Повышение процента возврата анкет при почтовых опросах:
- поощрение;
- сопроводительное письмо (побуждение интереса, гарантии анонимности);
- телефонное предупреждение о посылке анкет;
- маркированный конверт
для ответа должен быть
Основываясь на вышеперечисленных направлениях и рекомендациях отно-сительно составления анкеты была разработана анкета для проведения марке-тингового исследования молочной продукции посредством опроса.
Анкета
Уважаемый респондент!
В связи с проведением исследования рынка колбасных изделий г. Харькова просим Вас заполнить следующую анкету. Отметьте тот вариант ответа, кото-рый в большей степени соответствует Вашему мнению.
1. Покупаете ли Вы молочную продукцию?
а) да;
б) нет.
2. Какие молочные изделия Вы обычно приобретаете?
а) молоко;
б) кефир;
в) йогурт;
г) молоко топленое;
д) ряженка;
е) сметана;
ж) творог;
з) Ваш вариант ______________________________
3. Как часто Вы покупаете молочную продукцию?
а) каждый день;
б) несколько раз в неделю
в) раз в неделю;
г) раз в месяц;
д) два раза в месяц;
е) по праздникам;
4. Как Вы считаете, в
данный момент цены на
а) неоправданно высокие;
б) вполне приемлемые;
в) низкие.
5. Позволяет ли Ваш
семейный бюджет иметь
а) да;
б) нет.
6. Что влияет на выбор Вами молочных изделий?
а) цена;
б) качество;
в) производитель;
г) реклама;
д) внешний вид;
е) упаковка;
ж) Ваш вариант___________________
7. Продукцию каких
а) "Юнимилк Украина" (торговые марки – «Простоквашино», «Га-лактон», «БиоБаланс», «Актуаль», «Кремез»);
б) "Вимм-Билль-Данн" (торговая марка «Рыжий Ап»)
в) "Лакталис-Украина" (торговые марки President, «Добрый ранок»)
г) "Геркулес"
д) Купянский молочный комбинат
е) "Рейнфорд" (торговая марка «Щодня»)
ж) Западная молочная группа
з) "Люстфордф" (торговая марка «На здоровье», «Буренка»);
и) "Фанни"
к) "Ласуня"
л) Danone
м) Свой вариант ______________________________
8. Влияет ли реклама на Ваше решение купить тот или иной продукт?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
9. Вы предпочитаете продукцию:
а) известных производителей;
б) которую покупаете уже длительное время;
в) которая продается в ближайшем к Вам магазине;
10. У Вас есть возможность
выбора между двумя
а) продукт местного производителя;
б) разрекламированный продукт;
в) продукт, имеющий красивую упаковку;
г) Ваш вариант___________________
11. Вы предпочитаете приобретать молоко в упаковке:
а) Pur-Pack;
б) Пластиковая бутылочка;
в) Мягкий пакет Tetra Fino;
г) Мягкий пластиковый пакет;
д) Ваш вариант ______________________________
12. Обращаете ли Вы внимание на художественное оформление упа-ковки молочной продукции?
а) обращаю;
б) не обращаю;
в) не всегда.
13. Где Вы предпочитаете покупать молочную продукцию?
а) в ближайшем от дома магазине;
б) на рынке;
в) в фирменных магазинах (киосках);
г) в супермаркетах.
14. Вы бы обычно покупаете молочную продукцию в упаковке размером:
а) 0,2 литра;
б) 0,5 литра;
в) 1,0 литра;
15. Укажите, пожалуйста, Ваш пол.
а) мужской;
б) женский.
16. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст.
а) от 18 до 30 лет;
б) от 30 до 40 лет;
в) от 40 до 50 лет;
г) от 50 лет и старше.
17. Укажите, пожалуйста, уровень Вашего совокупного дохода.
а) до 1000 грн;
б) от 1000 до 1500 грн;
в) от 1500 грн до 2000 грн;
г) от 2000 грн. и выше.
18. Укажите, пожалуйста, Ваш социальный статус.
а) рабочий;
б) служащий;
в) предприниматель;
г) студент;
д) безработный
е) свой вариант ______________________________
Мы будем рады учесть Ваши предложения и пожелания!
Для более подробного изучения приверженности потребителей к маркам молочной продукции и фирмам – производителям необходимо дополнительное их изучение, что возможно с помощью метода «дневниковых записей».
Суть данного метода заключается в том, что предварительно отобранным участникам, предлагается заполнять дневник, где они отмечают каждую покуп-ку, в нашем случае покупку молочной продукции (цену, производителя, наиме-нование, свои отзывы), и ежемесячно присылают отчет. Семьи-участники демо-графически сбалансированы по показателям семейного дохода, размера семьи, возраста женской главы семьи. После проведенного исследования участникам предоставляются призы.
2.2 Определение объема выборки
При определении объема выборки
учитываются следующие два
Объем выборочной совокупности определяем с помощью эмпирической формулы расчета объема выборки:
n= , (2.1)
где t – коэффициент доверия, зависящий от вероятности утверждения, что предельная ошибка выборки не превышает t – кратную среднюю ошибку (чаще всего t=2); - дисперсия изучаемого признака, определяемая на основе экс-перимента; - предельная (заданная) ошибка выборки; N – число единиц в ге-неральной совокупности.
Для определения дисперсии изучаемого признака ( ) был определен средний размер покупки, для чего проводился эксперимент – пилотажное ис-следование, включавшее в себя наблюдение и устный опрос контрольной груп-пы состоящей из 60 покупателей. Данная цифра была получена последующей формуле:
n= , где (2.2)
е – допустимая ошибка, е = 100-α;
α – доверительная вероятность расчета.
n= =60 человек.
В результате были получены следующие данные, представленные в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Изучаемый признак Ответы покупателей
Размер по-купки , грн №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 №10
6 1,2 0,5 4 9 2 5 7 1,8 8,2
№11 №12 №13 №14 №15 №16 №17 №18 №19 №20
1 3,6 8 4 1 3 9 1 3 5,5
№21 №22 №23 №24 №25 №26 №27 №28 №29 №30
9 13,5 1,2 8 6 5,4 4 10 6,8 8
Информация о работе Маркетинговое исследование рынка молочной продукции